Этап урока
| УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
включить учащихся в учебную деятельность.
| Самоопределение,
саморегуляция.
| Учитель начинает урок со стихотворения.
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры. шутки, все для вас! Пожелаю вам удачи За работу, первый класс! (слайд2)
|
|
2. Актуализация знаний.
Цель:
зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.
| Регулятивные:
выдвижение гипотез.
| Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 1 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.
Ребята, посмотрите внимательно на стол.
Что вы видите?
Петя придумал задание с этими сосудами. Догадайтесь, какие задания Петя мог придумать? (слайд3)
|
Разные сосуды с водой.
- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.
- Сколько всего воды во всех сосудах.
- А лучше всего выяснить, где воды больше, а где меньше?
|
3. Постановка проблемы.
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности;
согласовать цель и тему урока.
| Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
| Петя предлагает сравнить количество воды в этих сосудах?
Как это можно сделать? -Посмотрите внимательно на стол. Все сосуды стоят в ряд. Кто желает измерить высоту воды?
Смогли мы выполнить задание Пети?
Почему не смогли?
Как же нам выполнить задание Пети? Как сравнить количество воды в этих сосудах?
Кто желает проверить, в каком сосуде масса воды больше? Одинаковая масса воды?
Как сравнить количество воды в сосудах? Что нам поможет решить задачу Пети?
| - Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой.
Дети измеряют высоту воды линейкой. В третьем сосуде воды не видно. - Нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше.
Дети сравнивают массу 1 и 2.
Нет.
Нужна мерка.
|
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
| Коммуникативные:
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные:
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы.
| Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Выберете мерку и перелейте воду в пустую банку, считая количество мерок.
Интересно, у кого же больше получилось воды? Почему? Результаты измерений детей на слайде. Какой можно сделать вывод? А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили?
Что нужно сделать, чтоб и мерок было поровну? Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?
Учитель показывает карточку: Литр 1л - одна из мерок объёма. Учитель показывает детям литровую мерку и предлагает перелить воду в литровую банку.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?
Ребята, в жизни, где вы встречались с этой единицей измерения вместимости?
Историческая справка.
В старину русский народ жидкость измерял разными мерками. Кто знает эти мерки. Это кружка, ведро – 12 литров и бочка – 40 вёдер. Так люди измеряли в старину вместимость сосудов. (слайд6)
| Самостоятельная работа в парах:
учащиеся выбирают разные мерки: стакан – 200г, стакан – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка – 110г. Начинают переливать воду в 3 - литровые банки, считая количество мерок.
1г. – 5мерок.
2г. – 2 мерки.
3г. – 5 мерки.
4г. – 9 мерок. Больше воды у ребят 4 группы, так как 9 больше чем 4, 2, 4.
Банки одинаковые, количество воды в банках получилось одинаковое, а количество мерок получилось разное.
Нужно взять одинаковые мерки.
Литр.
Тема сегодняшнего урока «Литр. Объём.» (слайд4)
Сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.
- В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра.
- Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр.
- Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. (слайд5)
|
(Физкультминутка).
|
| Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”.
Если вы согласны
с моим утверждением, то поднимаете руки,
не согласны – приседаете. -В банку (в 1 литр) умещается
1 сантиметр жидкости.
-Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
-Объем жидкости измеряется в килограммах.
-Единица измерения объема
жидкости называется литр.
|
Дети присели. Подняли руки. Присели. Подняли руки.
|
5. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
- выполнить задания на новый способ действия.
| Познавательные:
действие нравственно-этического оценивания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
| У Пети возникли затруднения. Петя просит вас сравнить объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки. (слайд7)
Кто готов помочь Пете? Почему?
Хорошо. Помогите Пете исправить текст задания.
|
Задание Пети выполнить не можем.
Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание Пети.
Дети предлагают свои варианты заданий и делают вывод.
(слайд8-9) Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые мерки.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель:
- проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном.
| Личностные:
сравни свою работу с эталоном; самооценивание.
| Мы сравнивали величины. Какие ещё арифметические действия можно с ними выполнять? Петя предлагает вам выполнить задание самостоятельно, а затем сопоставить с его решением.
2л + 5л=л 4л - 1л= 8л - 8л=
6л + 4л=л 9л – 2б. = 3л + 7л =
(слайд10)
Оцените свою работу. Если работа выполнена правильно, поставьте красный флажок, если допущена ошибка – жёлтый, а если выполнена неверно, тогда синий. Все ли задания Пети вам удалось выполнить? (слайд11)
Почему?
| Складывать, вычитать. Дети самостоятельно работают с карточками.
. Проверка. Дети оценивают свою деятельность. Нет. 9л – 2б. невозможно
Вычитать можно только одинаковые меры, а эти меры разные.
|
7. Повторение.
Цель:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным.
| Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков.
| На (слайде 12) выражения.
10л – 7л 8дм + 2дм
6кг – 4кг 5л + 2л
На какие группы можно разбить выражения?
Найдите объём.
Найдите массу.
Найдите длину.
Какую задачу к этим выражениями вы бы могли придумать?
|
Объём, длина и масса. 3л, 7л
2кг
10дм
Дети составляют задачи.
|
7. Рефлексия в учебной деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
| Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| Что нового узнали?
Чему вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?
Все ли у нас получилось на уроке? Были ошибки?
Чему надо ещё научиться на следующем уроке математики?
| Литр.
Сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.
Да.
Да.
Быть внимательным при решении задач и примеров.
|