Скачать 198.44 Kb.
|
Охлопкова Е. В., Еранова О. П., Королева Т. П., Леонидова О.В., Иванова Т. А., Волкова Т. Н., преподаватели Галичского аграрного техникума Деловая игра «Биржа знаний»в системе внеклассной работы по общеобразовательным дисциплинам В методической разработке «Деловая игра в системе внеклассной работы по общеобразовательным дисциплинам» представлен теоретический материал о ролевых играх как форме воспитательной работы, опыт проведения деловой игры «Биржа знаний» по общеобразовательным дисциплинам. Материалы разработки могут быть использованы в практике работы педагогов средних специальных учебных заведений и учителей общеобразовательных школ. Современные условия усиливают требования к качествам педагога-профессионала, нацеливают его на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. Преподавание любой дисциплины предполагает организацию обучения и воспитания не только на уроке, но и во внеурочное время, во внеклассной работе. Организуя работу предметных кружков, проводя различные внеклассные мероприятия, преподаватель может решать очень важные задачи развития личности студента: способствовать развитию его познавательной активности, самостоятельности, творческих и коммуникативных способностей. Внеклассная работа по учебной дисциплине предоставляет большие возможности для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, так как строится, прежде всего, с учетом интересов студентов, с учетом их субъективного опыта и способностей. Поэтому преподаватели общеобразовательных дисциплин нашего техникума организации внеклассной работы уделяют большое внимание. И одной из задач их методической деятельности является совершенствование форм и методов внеклассной работы. Стало уже прочной традицией проведение предметных недель, декад общеобразовательных дисциплин, в программу которых обычно входят мероприятия, как по отдельным дисциплинам, так и общие, которые проводятся совместно всеми преподавателями. Цель мероприятий такого рода – вовлечь как можно большее число студентов, которые могли бы в ходе активной деятельности показать свои знания и способности сразу по нескольким дисциплинам. В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным средством усвоения знаний и формирования умений и играют большую роль в подготовке кадров. Преподавателями апробированы разные формы таких мероприятий, и опыт убедил нас, что успешнее всего достичь этой цели позволяет деловая игра «Биржа знаний». Такая форма учебной деятельности способствует:
Деловая игра «Биржа знаний» состоит из четырех частей, которые называются «Коммерческий банк» и коммерческие фирмы «Спринт-олимпиада», «Аукцион», «Ипподром». Фирмы располагаются в отдельных аудиториях, расположенных поблизости. Каждая из частей – это отдельная игра по своим правилам, со своими атрибутами, которые подробно представлены в сценарии игры. Организация игрыУчастники игры – студенты первого курса (их может быть любое количество) сначала все проходят через «Коммерческий банк», а потом разделяются на 3 группы и расходятся по указанным фирмам. В каждой фирме игра длится 15-20 минут, после чего участники переходят в другую фирму по указанному маршруту. Играя в разных фирмах, участники выполняют различные задания по всем общеобразовательным дисциплинам и получают «акции» за правильные ответы. Каждый играет за себя. Лучшими в игре становятся те, кто наберет наибольшее количество «акций». Оснащение деловой игры: жетоны со схемами движения участников в ходе игры; жетоны имитирующие деньги – «таланты», акции, таблички с названиями фирм: «Аукцион», «Ипподром», «Спринт-олимпиада», Коммерческий банк, бейджи – курьер, финансовый директор, менеджер, фирмы, коммерческий директор, генеральный директор. 1. Жетон-акция. 2. Жетон-талант. 3. Жетон-маршрут 4. Жетон-бейдж. Управляющий коммерческим банком ________________ Заведующий кассовым отделом коммерческого банка _________________ Генеральный директор фирмы «Спринт-олимпиада» __________________ Таблицы для подведения итогов игры, карточки с номерами участников игры. Грамоты и благодарственные письма по номинациям: «Самый активный игрок “Ипподрома”», «Самый талантливый игрок “Спринт-олимпиады”» и т.д. Вводный инструктажпо организации и проведению деловой игры «Биржа знаний»Игра начинается с аудитории «Коммерческий банк», где собираются все участники. Они делятся на 3 группы, получают жетоны – маршруты, соответствующие по цвету каждой группе, деньги (таланты) – по 10 талантов каждому и расходятся по разным аудиториям – фирмам в порядке, указанном в жетоне-маршруте. Каждый участник должен посетить фирмы: «Аукцион», «Спринт-олимпиада», «Ипподром» и заработать акции на свои деньги (таланты), проявив свои знания в различных областях знаний. Каждая фирма имеет свои правила игры, с которыми участников знакомят в фирмах. Коммерческий банкДействующие лица: – управляющий банка (преподаватель, координирующий действия данной структуры); – заведующий кассовым отделом (студент 2-3 курса, работающий со списками игроков, то есть студентов 1 курса, выдающий деньги игрокам); – кассир (студент 2-3 курса, выдающий деньги (таланты) игрокам); – кассир-контролер (студент 2-3 курса, который производит обмен акций на таланты по курсу, установленному Коммерческим банком в зависимости от спроса). Количество выданных акций фиксируется в таблице. Для каждой группы игроков своя таблица. Образец таблицы.
Коммерческая фирма «Спринт-олимпиада»Коммерческий директор фирмы: преподаватель. Менеджер – студент 2-3 курса, который отвечает за вход. Менеджер _ студент 2-3 курса, который записывает на доске «+» и « - » в зависимости от правильности ответа. Финансовый директор – раздает акции. Вход – 1 талант. Вошедший получает номер от 1-20. Этот номер он поднимает, чтобы ответить на вопрос. Выкрикивания с места – штраф 1 талант (за этим следит коммерческий директор фирмы). На доске заранее заготавливается таблица: Образец таблицы.
Фамилии игроков вообще не фигурируют, только номера на карточках. При подведении итогов + и – «гасят» друг друга. Оставшиеся плюсы – выигранные акции. Если у игрока в итоге остались минусы, то это штраф: 2 таланта за каждый минус. Для игры готовится по 15-20 вопросов по каждой общеобразовательной дисциплине. Все вопросы конкретные, предполагающие краткие ответы в 1-2 слова. Например: вопросы по химии
вопросы по физике
вопросы по биологии
вопросы по математике
вопросы по русскому языку
вопросы по литературе
вопросы по истории
Для организатора игры каждый вопрос печатается на отдельной карточке с правильным ответом. Фирма «Ипподром» Директор ипподрома: преподаватель. Менеджер: отвечает за вход, раздает и собирает номера. Букмекер – собирает ставки. Финансовый директор – рассчитывает выигрыш (вместе с преподавателем) и выдает акции. Вход – 1 талант. Выбираются игроки на заезд. Если желающих много, то проводится жеребьевка. Остальные участники ставят на них таланты, максимальная ставка 3 таланта. Игрок платит взнос 2 таланта за заезд. Выигравший в заезде игрок получает количество акций равное суммарному количеству талантов, поставленных на него, а игроки, поставившие на него таланты, получают акции по количеству поставленных талантов. Если игрок, участвующий в заезде проиграл, то он не получает и не теряет ничего, а игроки, поставившие на него, просто теряют поставленные таланты. Если заданий выполнено меньше, то выигрыш начисляется из карты выигрыша. Таблица. Карта выигрыша.
1 заезд. Вызываются 2 игрока, которые платят взнос 2 таланта. Собираются ставки и записываются на доске в виде таблицы, которую заготавливают заранее. Игроки могут придумывать себе смешные клички.
Каждый из них получает лист бумаги с номерами вопросов и заданиями (с копиркой). Каждый из них пишет ответы. Исправление – ответ не засчитывается. Курьеры отдают копии этих листов директору ипподрома. Он озвучивает правильные ответы, подводит итоги. Выигравшим считается тот игрок, который заработал наибольшее количество правильных ответов. Если ничья, то даются контрольные вопросы по очереди каждому игроку, пока не определится выигравший. Задания предлагаются двух видов: первый вид – это задания, требующие сообразить, сопоставить, проанализировать, второй вид заданий – это задания для заезда «Скачки с выбыванием» - представляют собой вопрос, какое из данных понятий является лишним. Примерные задания для фирмы «Ипподром»: Задание 1.
Задание 2. Математика. Подчеркните лишнее: Треугольник, ишак, уравнение, дециметр, катет, дифирамб, периметр, перманент, градус, синус, икосаэдр, формуляр, биссектриса, интрига, резус, апофема, апостроф. Подобные задания готовятся по всем дисциплинам. Фирма «Аукцион»Правила работы фирмы: Генеральный директор фирмы: преподаватель, который проводит игру. Из студентов 2-3 курса выбираются: финансовый директор фирмы, который выдает акции, менеджер, который отвечает за вход и выдачу номеров от 1 до 20. Игрок поднимает этот номер, если хочет дать ответ. Выкрикивания с места – штраф 2 таланта или ответ принимается у другого игрока по карточке. Вход – 2 таланта. Акцию получает игрок, который последним назвал правильный ответ. Если было названо три подряд неверных ответа – переход на следующий лот без выигрыша. Например: ЛОТ 1 (математика и физика) Назовите единицы измерения длины. Предполагаемые ответы: метр, километр, миллиметр, дециметр, сантиметр, аршин, локоть, дюйм, микрометр, нанометр, ангстрем и т.д. ЛОТ 2 (информатика) Перечислите устройства ввода и вывода компьютера. Предполагаемые ответы: клавиатура, мышь, монитор, принтер, сканер, графический планшет, трекбол и т.д. Задания каждого лота можно оформить на отдельной карточке с ответами (для удобства работы преподавателя).
При выходе номера сдаются менеджеру, который строго следит за этим. Заключительный этап игрыПосле игры «Коммерческий банк» принимает акции у игроков, фиксирует количество акций каждого игрока в таблице группы. Выявляется игрок, заработавший наибольшее количество акций. Определяются призёры игры. Выигравшим считается тот, кто набрал наибольшее количество акций. Оставшиеся таланты уничтожаются без замены акциями. Победителям вручаются Почетные грамоты, Благодарственные письма, призы. Вывод. На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению. Опыт проведения деловой игры «Биржа знаний» показал, что главное достоинство такого мероприятия заключается в том, что оно позволяет вовлечь сразу большое количество студентов в активную деятельность, которая, по словам Э. Золя, «заключает награду в самой себе», так как, по его же словам, « действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать или чувствовать себя побежденным – вот вся радость, все человеческое здоровье заключается в этом». Поэтому студенты участвовали в игре активно и с большим интересом. Разнообразие деятельности, возможность в непринужденной обстановке проявить себя в силу своих способностей, современная актуальная атрибутика игры создают настроение здорового азарта, дух соперничества и помогают студенту формировать правильную самооценку. Литература
|