Скачать 70.51 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Кострома Тема по самообразованию: «Проектная деятельность в начальной школе» Учитель начальной школы: Смирнова Ольга Васильевна Кострома- 2011 год Проектная деятельность учащихся в начальной школе. Тема по самообразованию выбрана мною в 2009 году. В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Педагогическая ценность ученического проекта определяется: - возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; - содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; - навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; - заинтересованностью ученика в работе. Структура уроков. Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп продумать заранее с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей». Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости о содержания урока. Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить , что в данном случае проект рассматривается как разработка определённой темы, результатом которой является определённый продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма» Четвёртый этап представляет этап проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов основных проекта. Работа проводится в группах. На этом этапе важно ролевое участие детей в проекте. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели». Пятый этап — это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Проектный урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Красная книга Костромской области. Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе; развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов животных, занесённых в Красную книгу Костромской области; воспитание любознательности, бережного отношения к природе. Ход урока:
Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Международный союз охраны природы и ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу. Что такое Красная книга, для чего она создана, вы узнаете на нашем занятии. Попытайтесь понять, почему некоторые виды животных занесены в неё, самостоятельно создадите несколько страниц.
Посмотрите на плакат: как прекрасен этот мир! Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа. Природа создала много разных творений. Животные занимают в них особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около150 видов животных, причём более половины из них — за последние 50 лет. Все животные погибли в основном по вине человека. Многие животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. - Почему так называется эта книга? - Эта книга называется так потому, что красный цвет — действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов животных Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Красная книга — это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Например, бобр и соболь. Заранее подготовленные ученики рассказывают о животных. 4. Практическая работа. - Как устроена Красная книга? Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? - Чёрная — уже вымерли. - Красная — исчезающие виды. - Жёлтая — редкие виды. - Зелёная — восстановленные виды. На доске выставляются иллюстрации животных, занесённых в Красную книгу. Вывешивается — макет Красной книги. - Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги Костромской области. Почему его страницы пустые? + Мы сами должны их заполнить. - А где вы возьмёте данные? + Из книг, зададим вопросы другим, поработаем с энциклопедиями, со справочниками. Создание проекта «Страницы Красной книги Костромской области» 1 этап проекта — образование групп, определение подтем. Класс делится на три группы: 1-я группа - «исследователи»; 2-я группа - «наблюдатели»; 3-я группа - «художники». «Исследователи» собирают нужную информацию о редких животных Костромской области. «Наблюдатели», создают правила поведения в природе. «Художники» создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных. 2 этап проекта — самостоятельное исследование. 3 этап проекта — защита проектов. 4 этап проекта — презентация проекта. Подведём итоги нашего поиска. Первая группа: ЗЕМНОВОДНЫЕ: МЛЕКОПИТАЮЩИЕ: РЫБЫ. Вторая группа «Наблюдатели» защищает свой проект. Они должны составить правила поведения в природе. Третья группа «Художники» защищает свой проект. Ребята должны создать экологические знаки в поддержку исчезающих животных. Итак, мы подошли к последнему этапу работы — к презентации проекта «Страницы Красной книги Костромской области». Давайте посмотрим, какие страницы вы создали и что изобразили на них. Итог урока.
Наше занятие подошло к концу. Пусть оно закончится напутствием для всех нас. 1.Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полёт прощальным будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? 2.Наверно, даже если б знали И даже если б понимали, То всё равно б взмывали ввысь. Ведь небо — это их стихия! Ведь небо — это их свобода! Ведь небо — это их вся жизнь!
Так грустно над землёй кружится. Земля... Скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы?
И- тишина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях. И на полях уж не грачи, А стаи чёрной саранчи.
Где всё так сыро, всё уныло... Опомнись, вздрогни, человек. Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами чёрными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мёртвою плотвой? Полями с выжженной травой?
Перед природой ты в долгу, и славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц весёлой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав...
Если б только- только — только Если б только на планете, Если б только все земляне Всё живое берегли, То возможно -можно — можно, То наверно -верно -верно, Книги красной точно- точно Никогда б не завели! А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зелёный попугай! А-а, и зелёный попугай! И пускай у этой речки, И пускай в зелёной роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай, И запомни-помни-помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай! |
Тема по самообразованию Программой по русскому языку автора М. М. Разумовской на изучение словообразования в 5 – 7 классах отводится 37 часов | Закончила огпи в1982 году Специальность Тема по самообразованию: «Индивидуальная работа на уроках русского языка как средство реализации обучающихся» | ||
Методическая тема по самообразованию Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование педтехники, адаптированное к... | Тема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения» | ||
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»... Цель: изучить проблему экологического воспитания к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение... | План работы по самообразованию воспитателя мдоу №1 «Солнышко» пгт.... Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают... | ||
Темы работ по самообразованию педагогических работников гпоу «сттт» на 2012-2013 уч год | По самообразованию Открытое занятие для воспитателей доу по развитию речи «Описание и называние одежды» | ||
Отчеты по самообразованию Проблема: «Внедрение элементов новых технологий в обучении естественно-математических предметов» | Урок по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» Мотивировать детей к самообразованию через виртуальные путешествия в сети Internet | ||
Примерный план работы педагога над темой по самообразованию Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Тема по самообразованию «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники» Самообразования по теме: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники» | ||
План работы по самообразованию на 2012-2013учебный год «Проектирование и организация музыкально-образовательного процесса как результат тесного взаимодействия музыкального руководителя... | Темы по самообразованию мо учителей «образование и здоровье» ... | ||
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной... Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отчёт по самообразованию учителя математики и информатики Нарышкиной Л. В. за 2010 – 2011 учебный год |