Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу





Скачать 120.4 Kb.
НазваниеОрганизация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу
Дата публикации22.11.2017
Размер120.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ
Из опыта работы заместителя директора по дошкольному образованию

Батыровой И.Ю., МБОУ «Излучинская ОНШ»

...Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование  во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые  вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое  знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами".
                                                   К. ИЧуковский

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". 

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: 


Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации 
Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. 
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. 
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека» 
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др. 
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».  Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать? 
Источники самообразования

   В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 
• Телевидение 
• Газеты, журналы 
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) 
• Интернет 
• Видео, аудио информация на различных носителях 
• Платные курсы 
• Семинары и конференции 
• Мастер-классы 
• Мероприятия по обмену опытом 
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты 
• Курсы повышения квалификации 
   В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. 

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:


  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно - методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п).

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. 

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


Как правильно сформулировать тему:

Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  проблемами решаемыми  в ДОУ,  с приоритетным направлением  его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • Деятельность педагогов процессе самообразования будет  способствовать решению  задач ДОУ;

  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только  в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.


Формулировку темы можно сформулировать по схемам:

¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

 Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя, методиста. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;

  • в планировании работы по самообразованию;

  • в ходе реализации плана;

  • в изучении и анализе результативности своей работы.



После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.  В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.

Содержание работы по самообразованию:

1 этап – организационно – ознакомительный.

Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.  Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

2 этап – основной.

Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап – заключительный.

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа  проводиться рефлексия (самоанализ).

Предполагаемый результат и формы его представления.  

Форма завершения самообразования может быть представлена:

1. Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Проведение открытого просмотра;

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

5. Составление картотеки по проблеме;

6. Изготовление  игр и пособий;

7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной  работы;

8. Составление перспективного плана работы с детьми;

9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

10. Творческий отчет

11.Оформление передового педагогического опыта.

12. Публикация

13. Дидактический материал с обоснованием и описанием
 Сроки реализации плана, педагог определяет сам,  но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Педагогам мы можем предложить разные формы написания индивидуального плана самообразования.

Форма № 1

Индивидуальный план самообразования на ______ год

Воспитатель____________________________________

ДОУ___________________________________________

Ф.И.О._________________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Индивидуальная тема самообразования

Когда начата работа над темой

Когда предполагается закончить работу над темой

Цели и задачи самообразования по теме

Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме

Практические выходы (доклады, рефераты)

Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте

Выводы по окончанию работы

Форма № 2

  1. Титульный лист

  2. Тема самообразования

  3. Цель профессионального развития

  4. Разделы плана:

    • Изучение психолого-педагогической  и методической литературы

    • Разработка программно-методического обеспечения

    • Самообобщение опыта

    • Участие в РМО, мастер-классах

    • Обучение на курсах, семинарах

    • Руководство методическим образованием других педагогов

    • Работа в составе органов управления ДОУ



Разделы плана

Задачи и содержание деятельности

Сроки выполнения

Форма предоставления результатов

Результаты работы (где, кем и когда заслушивался)

 

 

 

 

 

 




Форма № 3










Название этапа

Примерное содержание деятельности педагога

Сроки выполнения

1.

Диагностический

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме.

 

2.

Прогностический

Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности.

 

3.

Организационный

Обеспечение условий для проведения работы.

 

4.

Практический

Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности.

 

5.

Обобщающий

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы.

 


Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconОрганизация совместных занятий детей с зпр и их родителей, как условие...
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconКонкурс педагогического мастерства «Преподаватель-исследователь 2014»
Дши была направлена на совершенствование профессиональной компетенции педагогов дши как важнейшего условия обеспечения повышения...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconОрганизация образовательных ресурсов условие повышения качества образования
Организация образовательных ресурсов – условие повышения качества образования. – Уварово: Издательство «Лувр», 2008. – 27 с
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация открытых учебных уроков и занятий, изучения необходимой документации, и её ведение в интегрированных классах как средство...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2012-13 учебном году шмо учителей начальных классов и воспитателей доу работало, как и вся школа в соответствии с темой «Информационная...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма семинара «Инновационная деятельность педагога как условие...
Целью программы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области инновационной деятельности
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общешкольная методическая цель: развитие профессиональной компетентности педагогов как условие становления Школы самореализации
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconАнализ работы методической службы школы за 2012-2013 учебный год
...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconАнализ
Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в 2012-2013 учебном году и её роль в повышении профессиональной компетенции...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПлан работы по самообразованию на 2012-2013учебный год
«Проектирование и организация музыкально-образовательного процесса как результат тесного взаимодействия музыкального руководителя...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconАнализ методической работы мбоу сош №2 гор. Гвардейска (II -iii ступень...
...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconАристократизм как социальное явление
Ведущая организация Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить педагогов с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов доу, дать...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
««Систематизация управления качеством образования как основное условие модернизации учебно-воспитательного процесса» и методической...
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов доу iconДоклад на секции учителей русского языка и литературы на тему: «Преподавание...
Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Огрормный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск