Тема по самообразованию





Скачать 164.36 Kb.
НазваниеТема по самообразованию
Дата публикации19.01.2015
Размер164.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы



Новосельцевская средняя общеобразовательная школа

Тема по самообразованию

Система уроков по словообразованию в 5 – 7 классах

Учитель русского языка и литературы

Новосельцевской средней общеобразовательной школы

Андреева Г. А.

2006 – 2007

Программой по русскому языку автора М. М. Разумовской на изучение словообразования в 5 – 7 классах отводится 37 часов.

Основная задача обучения морфемике и словообразованию в 5 - 6 классах заключается в том, чтобы сформировать у школьников представление о системе языковых значений, которые передаются с помощью морфем, умение учитывать морфемные значения при проведении языкового анализа.

В 5 классе изучению морфемики и словообразования отводится 11 часов. До изучения раздела «Лексика. Словообразование. Правописание» работа посвящена анализу морфемы как значимой части слова. Эта работа тесным образом связана с формированием грамматических, лексических, орфографических умений.

В начале года закладываются основы правильного разбора по составу

В I четверти рассматриваются темы:

«Почему корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова» ( 3 часа),

«Как образуются формы слова с помощью окончания»(2 часа).
Тема. «Почему корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова» (1 урок)

Цель: сформировать представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем;

усвоение последовательности разбора по составу с учетом значения морфем;

развитие логического мышления, связной речи учащихся.
Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прочтите тему урока.

Это тезис, который мы попробуем доказать в конце урока.

II. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.

Упражнение 83.

Чтение текста про себя, затем вслух, вставляя необходимую информацию о количестве звуков, букв, слогов и морфем в одном и том же слове «переходный».

III. Упражнение 84.

Вывод: слог отличается от морфемы: последняя является значимой, т. е. переедет определенные языковые значения.

IV. Игра «Отгадай слово»

Записанное на доске слово закрыто ватманом.

Учитель открывает одну букву, слог с начала слова, ученики пробуют угадать слово. Важная информация появляется, когда открыт корень. Определяем лексическое значение слова.

Следующее слово открывается с конца. Например, бегут. Определяем грамматические признаки слова.

Пробуем рассказать о грамматическом, лексическом значениях слов по указанным морфемам.

-онок-, -ая и т. д.

V. Работа по группам.

1 группа. В словах подземный, подводный замените приставку под- приставкой над-.

Как изменились слова и почему?

2 группа. Чем барабанщик отличается от барабанчика?

Что придает словам разное лексическое значение?

3 группа

Образуйте от слов «стол», «дом» слова со значением «маленький», «огромный».

Какие морфемы для этого понадобились?

VI. Упражнение 85. Пересказ.

VII. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответь на вопрос, заявленный в теме урока: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые морфемы».

VIII. Домашнее задание.

Второй урок по теме.

I. Опрос.

II. Работа по группам.

1 группа – упражнение 88.

2 группа – упражнение 91 (начать действие).

3 группа – упражнение 91 (закончить действие).

III. Дифференцированное задание
1. Первый уровень (слабые уч-ся)

Образовать и записать слова. Докажите, что приставка и суффикс – значимые части слова.


2. Второй уровень ( сильные уч-ся) – работа с омонимами.
Распределить слова в зависимости от значения корня и выбрать однокоренные.
Дождик льет – кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод –

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

IV. Подумай!

Понимаете, ребята, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды, ну, например, может быть он под-водником, или про-водником, или, сажем, может писать в книжках в-водную главу, или быть заводилой, или вод-телем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода. какая-нибудь тут вода должна быть. Кем водяной не может быть?

V. Занимательная грамматика.

От слов волк и орел образуйте и запишите слова со значением: 1) самка животного, 2) детеныш животного.

Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения.

На третьем уроке дети приходят к пониманию того, что определение значения морфем помогает правильно назвать части речи и форму слов.

При изучении темы «Как образуются формы слова с помощью окончания» учащиеся

знакомятся с механизмом формообразования с помощью схемы:











+











Эта схема становится ядром первого урока, работаем с ней и в последующем.




Дети узнают закономерность, действующую в русском языке: значение = форма слова.
Это означает, что, устанавливая значение окончания слова поют, мы одновременно определяем и форму этого слова.

Лучше понять эту зависимость помогает упражнение «Расскажи о слове», например, предлагается рассказать о слове, зная только одну его морфему –ут или -ами и т. д.

Часто дети не могут отличить разные слова и формы слова. Научиться отличать одно от другого поможет такое задание. На доске пишу два столбика слов, например,

рыбонька

рыбу

рыбешка

рыбачить

порыбачили

рыбке

рыбака

рыбой

рыбак

рыбка

порыбачит

рыбешки

рыбоньке

рыбачил


Прошу детей провести стрелки между столбиками - соединить одни и те же слова. Тут большинство все делает правильно. Во-первых, потому что приходится действовать, а не только отвечать на вопрос, во-вторых, слова простые.
Предлагаются дифференцированные по степени сложности, по степени самостоятельности выполнения упражнения.

Для сильных учащихся.

1. Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

2. Найдите лишнее слово:

гвоздика, гвоздь, пригвоздить;

шестой, шесты, шестнадцать;

справа, правильный, правильного.

Для средних учащихся.

Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:

Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

Для слабых учащихся.

К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же

слова.

Формируя представление о морфеме как значимой единице языка, обязательно работаем с однокоренными словами, обращая внимание на значение корня. Морфемная работа должна иметь орфографическую направленность.

Эффективен прием, связанный с анализом лексического значения с опорой на ближайшее однокоренное слово: р…портовать – отдавать рапорт. Также эффективным является анализ корней-омонимов. Хотя подобные задания встречаются в учебнике, необходимо усилить внимание к такой работе. Можно составить словарик корней-омофонов:

Бачок-бочок, загадать- годовщина, гласность – глаз, вдали – долина, девица – удивительный, прожевать – проживать, закалиться – наколоть, сокращать – укрощать и т. д.

Главный принцип работы с корнями-омофонами – противопоставление. На нем построены такие задания:

  1. Подберите однокоренные к словам дева и диво.

  2. Запишите по два слова с данными корнями.

-греб-:

-гриб-:

-грипп-:

-част-:

-чест-:

-чист-:

3. От слов бок, бак, лес, Лиза, катать образуйте слова по данной модели.

Запишите их, объясняя написание.

  1. Разберите по составу слова-омонимы.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

4.Подберите однокоренные слова к глаголам слепить (глаза) и слепить (игрушку). Одинаковый ли состав у данных слов? Докажите.

5. Разберите по составу слова скупить (вещи в магазине) и скупиться (на ласку). Сделайте выводы.

6. Прочитайте текст. Объясните, чем вызвано описанное в нем недоразумение.

- Приготовьтесь, ребята, - сказал врач первоклассникам, - завтра сделаем вам укол в лопатку.

На следующий день Виталик принес с собой деревянную лопатку.

- Одинаковы ли по составу слова-омонимы из данного текста?


  1. В каких словах суффикс –ик, а в каких –чик?

Ключик, переплетчик, зайчик, стульчик, огурчик, разносчик, мячик.

Раздел «Лексика. Словообразование. Правописание» (III четверть) опирается на полученные знания и ведет учеников дальше в умении ориентироваться в морфемной структуре слова.

Дети подробно рассматривают словообразовательное значение морфем и получают информацию о механизме словообразования. При изучении параграфа «Как пополняется словарный состав русского языка» дети узнают, что основной путь обогащения лексики в русском языке – словообразование.

Дети знакомятся с понятием «исходной части слова», к которой присоединяется та или иная морфема. На данном этапе дети узнают только об основных способах словообразования и их графических обозначениях: суффиксальный, приставочный, сложение.

Здесь возможны такие задания:

1. Определите, какое слово от какого образовано и при помощи какой морфемы.

Лифт, лифтер. Сыр, сырок. Цветной, цвет. Жить, прожить. Нелюбимый, любимый. Белый, белизна. Велосипедист, велосипед.

2. От слов чай, зависть, помощь, весть, вопрос, задача, слово образуйте новые слова по схеме




+ -ник
3.Определение лексического значения слова через анализ словообразовательной модели.

Спишите, дополняя собственными примерами.

«вид мяса, рыбы»: баранина,…

«огромный ..» (разг.): домина, …

-ина «отвлеченный признак» (от прилагат.): седина,…

«предмет как результат действия» (от глаг.): царапина, …

«единичный предмет, выделенный из совокупности предметов»: горошина,…

  1. Попробуйте перевести на русский язык текст этой необычной сказки. О чем она?

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточуки! Бутявочка!

Калашата присяпали и бутявку стремкали…

А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили…

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые…

(Л. Петрушевская)

Какой языковой прием положен в основу этого текста? Докажите, что все искусственные языки созданы по реально существующим в языке моделям.

  1. Вопрос – ответ (прием эффективен при обобщении, закреплении, как способ проверки домашнего задания)

  2. Дано слово – тараканище.

  3. Отвечайте быстро:

– Производное или непроизводное?

- Исходное?

- Словообразовательный аффикс?

- Его значение?

- Какую часть речи образует?

- Примеры существительных с тем же словообразовательным значением суффикса. Кто больше?

Разговор об основных способах словообразования продолжается в IV четверти при изучении морфологии. Изучая глагол, ведем речь о приставочном и суффиксальном способах образования слов.

Изучая образование имен существительных, при помощи словообразовательных моделей знакомимся с основными суффиксами и приставками имен существительных.

Можно дать таки задания:

  1. Докажите, что данные пары слов неодинакового морфологического состава:

замок – теремок

грибок – лежебок

свист – связист

ходьба – труба

кусок – сочный

исток – знаток

Работаем со сложными словами.

При изучении образования имен прилагательных продолжаем разговор о способах словообразования.

Ключевой проблемой при обучении морфемике и словообразованию является формирование правильного подхода к разбору слова по составу и отработка соответствующего навыка. Морфемный анализ слова должен опираться на семантико-словообразовательный его разбор, в результате которого осмысляются значимые части слова. Можно составить алгоритм-шпаргалку в помощь учащимся.

1) Начнем с корня. Как его определить? Раз корень – это «общая часть родственных слов», то ее и будем искать. Подберем несколько родственных слов. То, что между ними общего, то и будет корень.

2) Все, что перед корнем, - приставка. Теперь отмечай ее смело.

3) Окончание. Как его распознать? Изменяем слово:

существительное – по падежам

прилагательное – по родам

глагол в настоящем или будущем времени – по лицам

глагол в прошедшем времени – по родам

То, что изменяется, и есть окончание.

4) И только в-четвертых определяем суффикс – то, что стоит между корнем и окончанием………………

5) Определяем основу (все, кроме окончания и формообразующих суффиксов)
В 6 классе на изучение словообразования отводится 12 часов. Повторяются способы образования слов, изученные в 5 классе. Продолжается работа по словообразовательным моделям. Дети знакомятся с приставочно-суффиксальным способом, несколькими видами сложения, сложносокращенными словами.
Здесь возможны дифференцированные задания. Для девочек: Дома обратить внимание на предметы и приборы, названные сложными словами (соковыжималка). Записать их. Кто использовал больше кухонных сложных слов? По желанию - Написать мини-сочинение, как вы готовили праздничный обед.

Для мальчиков: Есть много сложных слов, обозначающих средства передвижения: луноход, бензовоз… . Придумайте с ними историю о необычном ралли или расскажите об особенностях их назначения и работы.

Такое сочинение написала ученица 6 класса Шевцова Вера.

Домашнее сочинение.

Сегодня у меня день рождения!

Я пригласила на праздник своих одноклассников. С утра мы с мамой стали готовить праздничный обед. Мама на электроплите варила суп. Я крутила мясо на мясорубке. Чтобы сбить масло понадобилась маслобойка. Мне захотелось пить, и мама на соковыжималке сделала мне сок. Торт мы стряпали на электросковороде. Хлеб нарезал на хлеборезке мой брат.

И вот наконец все собрались за праздничным столом справлять мое двенадцатилетие.

Чтобы угостить гостей чаем с очень вкусным тортом, я включила электрочайник.

Все были довольны.

Шевцова Вера, 6 класс.

Подобные задания оживляют работу, способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

Задания на смекалку. Как объяснить с точки зрения словообразования написание слов маши…ый и мыши…ый? Составить предложения с данными словами.

К концу 6 класса учащиеся должны хорошо усвоить, что разбор по составу – это разновидность смыслового анализа, в процессе которого в слове вычленяются значимые части - морфемы; результат словообразовательного анализа, в ходе которого определяется последовательность и особенности образования слова.
Подход к подаче программного материала в 7 классе носит обобщающий характер. Каждая новая тема включается в общую систему ранее приобретенных сведений; усвоение материала 7 класса идет на базе изученного в предыдущие годы. Учащиеся не только прочно усваивают программный материал седьмого года обучения, но и в целом представляют себе особенности русского словообразования, систему частей речи в русском языке, систему действующих норм орфографии.

В 7 классе на закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах по словообразованию отводится 9 часов + 5 часов отводится на изучение словообразования наречий. Совершенствуются навыки проведения морфемно - словообразовательного анализа слова прежде всего на основе обобщения изученных ранее морфологических способов словообразования и углубления представления школьников о словообразовательной модели. Особое внимание при этом уделяется анализу словообразовательных отношений между однокоренными словами.

Продолжается работа со словообразовательными парами. Дети совершенствуют умение устанавливать слово, от которого образовано данное, выделять словообразующий аффикс и правильно пользоваться словообразовательной стрелкой. Анализ групп однокоренных слов организуется на основе «Словообразовательного словарика», который есть в конце учебника

Пылинка пыль, балкончик балкон, убыток убыточный и т.д.

Учащиеся устанавливают словообразовательные отношения между однокоренными словами, восстанавливают все звенья словообразовательной цепочки, учитывая последовательность образования слова, чтобы правильно выделить в нем все морфемы.

Кроме упражнений учебника возможны такие задания:

1.Лингвистическое сложение. Найдите второе слагаемое. Объясните значение суффиксов, приставок, приведите примеры слов с таким суффиксом (приставкой).

Образец

Бокс + Х = боксер (Х= суффикс –ер- со словообразовательным значением «род занятий, профессия», ср. дирижер, танцор…)

болото + Х = болотище

генерал + Х = генеральша

богатый + Х = пребогатый

бледный + Х = бледнеть

2.Лингвистическое вычитание: определите значение разности.

Образец

Жутковатый – жуткий = Х (Х = суффикс –оват- со значением чуть-чуть, немного, ср. беловатый, коричневатый)

Демобилизовать – мобилизовать = Х

Бескрайний – край = Х

Мыльница – мыло = Х и др.

3. Микроисследования. (Здесь возможно написание детьми сказок, сочинений, рефератов, исследовательских работ).

Являются ли однокоренными слова кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

Являются ли однокоренными слова оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый?

Напишите сочинение на тему

«Портреты суффиксов (-чик-, -щик-, - тель), приставок (пре-, при-, раз-, рас-, с-), корней-омонимов».

4. 1. Определите, какие из слов-отгадок соответствуют модели:

ица

Одинаковое ли значение имеет суффикс в этих словах?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.
Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.
С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.
Вся макушка в дырках мелких –

Горечь-горькая в тарелках.
Уж очень вид у них чудной;

У пары – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

На что она обижена?
Это что за огород?

Огород с секретом.

На дворе у нас мороз –

В огороде - лето!

(Синица, птица, пшеница, перечница, львица, теплица).

2. Выпишите слова, образованные по той же модели.

Волчица, советчица, писательница, девица, царица, газетчица, водица, чтица, резчица, тряпица, заказчица, пепельница, хищница, яичница, курица, обидчица, ящерица, птичница, ослица, тигрица, тупица, спица, падчерица, лестница, горница, единица, таблица.

3. Одинаково ли значение суффикса во всех этих словах? Сгруппируйте слова по значению суффикса.

4. Выпишите слова, соответствующие модели:

ница
Выпишите слова, образованные по той же модели.

В 7 классе отношения однокоренных слов рассматриваются в составе словообразовательного гнезда.

Возможны такие задания: назовите слова, образованные суффиксальным способом.

крепыш

крепость

Крепкий закрепитель
закрепить закрепление

крепить прикрепить прикрепление

скрепка

скрепить

скрепление

- Установите, сколько в этом гнезде словообразовательных цепочек, состоящих из четырех слов.

- Чем объясняется сходство и различие однокоренных слов этой группы?

Особое внимание уделяется в 7 классе образованию наречий. Учащиеся знакомятся с основными способами образования наречий. Помочь осознать языковую специфику наречий может схема:

Образование наречий
От прилагательных, от существительных от наречий от числительных

причастий
обворожительный верх где первый

обворожительно верхом кое-где во-первых
осуждающий гусь кстати два

осуждающе гуськом некстати дважды
городской зима ныне один

по-городскому зимой доныне однажды
желтый, красный низ куда трое

изжелта-красный вниз откуда по трое
английский воля когда четверо

по-английски волей- никогда вчетвером

неволей
Можно воспользоваться такими упражнениями:

От данных слов образуйте наречия в соответствии с указанными схемами. Запишите наречия каждой группы, определите способ их образования и объясните написание.

1) по у

а) низ, начало, утро

б) пустой, простой, долгий, напрасный.

2) по

светлее, быстрее, тише, темнее.

3) по ему

прежний, мой, свой, хороший.

4) от данных прилагательных образуйте наречия; запишите их и объясните правописание.

из- (ис)-

до- + + -а

с-

Также в 7 классе ученики получают сведения о неморфологических способах образования слов: 1) переход слова одной части речи в другую. Особое значение уделено способу перехода имени прилагательного в существительное:

перевязочная комната перевязочная

столовая комната столовая

блинная закусочная блинная и т. д.

Можно дать задание написать сочинение «Как вас теперь называть?»

2) сращение частей словосочетания в одно слово;

3) безаффиксный способ образования слов (синий – синий, тишь, новь, выход, приезд и т. д.) Записываем с детьми слова, образованные безаффиксным способом.

В 7 классе ученики проводят этимологический анализ слов. Таким образом, учащиеся постепенно овладевают тремя видами структурного анализа слова: морфемным, словообразовательным, этимологическим.

Вновь обращаемся к морфемике и словообразованию при подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Проводим морфемный и словообразовательный анализ слов, обращая внимание на то, что эти два вида анализа тесно связаны, но цели их различны. Повторяя типы морфем, необходимо уделить время на разбор слов с нулевым окончанием и слов, не имеющих окончания, вырабатывать умение разграничивать слова со словоизменительными и словообразовательными морфемами.

При проведении морфемного анализа особое внимание уделяем тем случаям, когда звук –j- скрыт в орфографической записи.

Для учеников обычно бывает затруднительно выделить основы слов, оканчивающихся на –ей, -ий, поэтому необходимо как можно больше разбирать такие слова.

При повторении словообразовательного анализа отрабатываем все способы образования слов: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический.

Для эффективного повторения морфемики и словообразования необходимо разбирать как можно больше слов, обращаясь к трудным случаям разбора.

Использованная литература.

  • Громов И. А. Дидактический материал к учебнику М. В. Панова. Словообразование// Русский язык , 2003 № 17. с.5 - 14.

  • Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование// Москва, «Просвещение», 1973.

  • Максимов В. И. К тайнам словообразования// Москва, «Просвещение», 1980.



  • Нарушевич А. Г. Методика подготовки к ЕГЭ. Лекция 3. Морфемика. Словообразование // Русский язык , 2007 № 19. с.9 -18.

  • Разумовская М. М., С. И. Львова. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.»// Москва, «Дрофа», 2000

  • Разумовская М. М., С. И. Львова. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл.»// Москва, «Дрофа», 2002

  • Старикова Г. Н., Малярова С. Г. Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по русскому языку в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации// Томск, «Дельтаплан», 2003.

  • Федянина Г. И. Учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык// Томск, 2004.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема по самообразованию iconЗакончила огпи в1982 году Специальность
Тема по самообразованию: «Индивидуальная работа на уроках русского языка как средство реализации обучающихся»
Тема по самообразованию iconМетодическая тема по самообразованию
Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование педтехники, адаптированное к...
Тема по самообразованию iconТема: Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
Тема по самообразованию iconТема по самообразованию
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе...
Тема по самообразованию iconПлан работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»...
Цель: изучить проблему экологического воспитания к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение...
Тема по самообразованию iconПлан работы по самообразованию воспитателя мдоу №1 «Солнышко» пгт....
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают...
Тема по самообразованию iconТемы работ по самообразованию педагогических работников гпоу «сттт» на 2012-2013 уч год

Тема по самообразованию iconПо самообразованию
Открытое занятие для воспитателей доу по развитию речи «Описание и называние одежды»
Тема по самообразованию iconОтчеты по самообразованию
Проблема: «Внедрение элементов новых технологий в обучении естественно-математических предметов»
Тема по самообразованию iconУрок по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников»
Мотивировать детей к самообразованию через виртуальные путешествия в сети Internet
Тема по самообразованию iconПримерный план работы педагога над темой по самообразованию
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта
Тема по самообразованию iconТема по самообразованию «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Самообразования по теме: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Тема по самообразованию iconПлан работы по самообразованию на 2012-2013учебный год
«Проектирование и организация музыкально-образовательного процесса как результат тесного взаимодействия музыкального руководителя...
Тема по самообразованию iconТемы по самообразованию мо учителей «образование и здоровье»
...
Тема по самообразованию iconОрганизация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной...
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью
Тема по самообразованию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отчёт по самообразованию учителя математики и информатики Нарышкиной Л. В. за 2010 – 2011 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск