Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе





Скачать 65.89 Kb.
НазваниеИспользование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе
Дата публикации07.07.2014
Размер65.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Автор статьи: Замятина Е.Б.,

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары

Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе.

Всем известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам оклиматезироваться в сложный для них период перехода от детского сада к школе. Ученики чуть старше через игру снимают эмоциональное напряжение, связанное с некоторой монотонностью заучивания однообразных комбинаций в процессе отработки техники исполнения.

Театрализация начинается уже с первых уроков партерного экзерсиса. Ребёнок в этом возрасте ещё не может сознательно работать на перспективу своего физического развития. Но на подсознательном уровне через игру и веру в предлагаемые обстоятельства он будет стараться выполнить качественно определённые упражнения.

Укажу здесь только названия упражнений. Потому что все мы их знаем (но не по порядку выполнения). « Кобра» (исполняя данное упражнение, дети непроизвольно начинают шипеть и высовывать языки. Это, конечно, мешает руководителю, но допускаются такие эмоциональные выбросы), «Зайкины ушки», «колобок», «рыбка», «кошечка», «собачка», «лисичка через забор лезет в курятник» (здесь с каждым разом заборчик ниже, а лисичка всё изворотливее), «корзиночка» (детям нравится, когда корзиночку поднимают), «лягушка», «бабочка», «цапля», «гусеница». Некоторым упражнениям дети сами дают названия – «на что это похоже», по своим внутренним ощущениям, так они их проще и на дольше запоминают. Потому что наша главная задача, привить любовь к движению, чтобы в дальнейшем ученик мог самостоятельно развивать и совершенствовать свои умения и навыки.

Перейдём непосредственно к театральным играм и упражнениям, которые можно использовать на занятиях хореографии

Игра «Зоопарк».

Группа участников (15 чел.) на расстоянии вытянутых рук становится в круг, с закрытыми глазами. Руководитель каждому на ухо шепчет по одному из пяти видов животных (вразброс). По команде играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали, осторожно двигаясь с закрытыми глазами и примкнуть к своей «стае».

После этой игры логично можно перейти к танцу-импровизации «Летом в деревне». Здесь в припеве имитируются движения упоминаемых в песне животных, где можно не только станцевать движения, но и поизносить звуки данных персонажей.

  1. «Остров спасения». Для 1-2 кл.

Увлекательная игра, после выполненных упражнений партерного экзерсиса. Дети двигаются между гимнастическими ковриками с определённой скоростью. ( На 15 человек 5 ковриков). С остановкой музыки каждый участник должен заскочить на ближайший «островок». С каждым разом один островок исчезает. В итоге остаётся один, на котором все участники должны разместиться. В этой игре педагог может ставить для себя несколько задач. Например.

- выявить лидерские и аутсайдерские задатки в характере отдельных участников путём наблюдения за игрой;

- в случае, если игра идёт между руководителем и группой, то здесь педагог оказывает помощь в сплочении группы, объясняет о важности взаимовыручки, т.к. успех группы засчитывается тогда, когда никто из участников « не утонул» и все продержались (в буквальном смысле) на островке какое-то время до прибытия спасателей.

Нижеприведённые упражнения можно вводить в урок в начале учебного года, чтобы привлечь к себе интерес, выработать совместно с детьми условные знаки внимания, которые не нарушаются ни при каких обстоятельствах. Так как ученики с большей лёгкостью верят в игру, чем в простое «Тихо! Тихо!» Можно также включать в начале четверти, после каникулярного перерыва, в конце уч.года, когда основная программа закончена, здесь театральный тренинг помогает сохранить интерес к уроку, среди всего многообразия других учебных предметов.

Все без исключения игры проводятся в строжайшей тишине, максимально бесшумно передвигаясь в пространстве.

Первое упражнение, которое должны освоить ученики – это тренинг на скорость передвижения в пространстве.

1.Игра «скорость» 1-2 кл.

На развитие внутреннего темпоритма, ощущения пространства и взаимодействия с партнёром, на развитие реакции.

Сначала мы вспоминаем с детьми, как мы двигаемся в пространстве в некоторых знакомых нам ситуациях:

- гуляем, идём спокойно – спокойный шаг – 2-я скорость;

- торопимся в школу, опаздываем - быстрый шаг -3-я скорость;

- осторожная ходьба, как по льду или крадучись, чтобы не разбудить – 1 скорость – очень медленный шаг;

- лёгкий бег – 4-я скорость;

- быстрый бег, когда пытаемся кого-то догнать – 5-я ск. (но в помещении не используется)

По хлопку, соответствующему определённой скорости, учащиеся должны двигаться с заданной скоростью, не по кругу, не по линиям, меняя направление, не с кем не сталкиваясь. Знак «свисток» - означает остановку (стоп-кадр). Причём руководитель, дотронувшись до плеча любого участника, может спросить о его внутреннем состоянии в жизненной возможной ситуации. Например, бежал, бежал и резко остановился (когда окликнули или возникло неожиданное препятствие).

В 3-4 кл. в это упражнение можно добавить мяч. Руководитель во время движения участников, между звуковыми командами бросает ещё и мяч (без определённости) Задача участников не дать ему коснуться пола.

  1. «Молекула» - 1,2.3,4. Здесь развиваются ещё и коммуникативные качества, быстрота реакции, внимание. Каждый участник двигается в своём направлении, в заданной руководителем скорости. По команде «молекула 4» , например, участники должны объединиться с ближайшими соседями в компанию из 4-х человек. Также «молекула 2», «молекула 3» и т.д. (Музыка приветствуется, соответствующая заданной руководителем скорости, темпоритму . Используется либо фонограмма, либо игра на инструменте).

  2. Театральные игры на внимание 1-2 кл. Можно проводить на заключительном этапе разучивания различных перестроений в пространстве.

  3. 1) Перестроения на 5 счётов:

  4. - 1 хлопок __построение в шеренгу (если подняты две руки – две шеренги);

  5. - 2 хлопка __ колонны;

  6. - 3 хлопка __ круг;

  7. - свисток__ шахматный порядок.

  8. 2) 3-4 кл.

  9. -1 хлопок__ квадрат;

  10. -2 хлопка__ диагональ;

  11. -3 хлопка __ круг, лицом из круга;

  12. -свисток __ ромб.

  13. Фигуры могут быть разнообразные (звёздочка, треугольник, повернувшись лицом в третью точку, повернувшись через одного спиной-лицом и т.д.)

  14. Также руководитель просит заранее одного из участников придумать фигуры и провести игру самому.

4. Следующий тренинг (3-4 кл.) включает в себя сразу несколько задач, т.к. объединяет несколько упражнений сразу. Задачи на сплочение группы, чувства команды, видение пространства, внимание, оценку ситуаций, скорости реакции, умение осмысленно владеть своим корпусом и т.д. а также закладывается такой важный театральный приём как вера в предлагаемые обстоятельства.

В этом упражнении участники уже должны знать такие приёмы (задания) как дальний угол, ближний угол, стайка, стенка, движение в пространстве по скоростям, единое целое, стоп-кадр, поезд, бревно, вспышка справа и др.

Например, по команде «поезд»: участники ложатся на пол в одном направлении (которое оговаривается заранее), вытянувшись во весь рост, прижав лицо к рукам.

По команде «бревно» участники должны максимально высоко оторваться от пола. Как бы сделав прыжок через бревно.

По команде «единое целое» ( например на 3 счёта) все участники объединяются в один шар, максимально спрятав острые углы своих частей тела. Руководитель пытается вырвать кого-нибудь из целого, задача участников - не дать ему это сделать.

По команде «стенка» участники должны примкнуть к стене, столь сильно прижавшись к ней, чтобы руководитель не смог отделить участника от стены.

Ну и так далее.

Все эти упражнения делаются в определённо заданной скорости, руководитель не в последовательности даёт команды, участники чётко их выполняют. Здесь группа играет против руководителя, который внимательно следит за правильностью исполнения, т.к. игра идёт не на скорость, а на правильность исполнения упражнений.

И вообще, театральный тренинг для детей не допускает соревновательности между участниками, только если межу участниками группы и руководителем.

Музыкальная игра-импровизация « угадай кто». Эту игру интересно проводить в начале учебного года и в конце. Причём с каждым учебным годом по игре можно отслеживать усваяемость танцевальных движений и самое главное умение их применять на практике. А также можно проследить за творческим началом в ребёнке. Насколько максимально он использует своё воображение и фантазию. Так как движения в кругу могут быть не только танцевальными, но и изображают животных, птиц, людей определённой профессии и т.д.

Все участники становятся в круг. Выбирается водящий, который выходит за дверь и ведущий, который показывает движения остальной группе под определённую музыку и меняет их незаметно для водящего, когда тот не смотрит. Задача водящего угадать, кто же меняет движения.

На начальном этапе дети не блещут фантазией, сбиваются с ритма, движения скудные, в основном повторяют движения друг за другом. Но в процессе взросления движения становятся более осмысленными, дети импровизируют не только в кругу на одном месте, но и по кругу. Чётко сменяют движения за ведущим, стараются попасть в такт и т.д.

Развитие актёрского мастерства (чего часто не хватает у детей, казалось бы в таком ярко эмоциональном жанре как танец) предусматривает занятие хореографией минимум 2 раза в неделю. Иначе элементарно педагогу не хватит времени помимо отработки техники исполнения работать над артистизмом, ставить этюды на заданную тему, а также вводить в уроки элементы театрального тренинга.

По своему опыту могу сказать, что всё это очень увлекательно, дети испытывают эмоциональный подъём, так как с ними уже редко кто играет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе icon«Использование игровых форм обучения на уроках в начальной школе...
Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconТема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста...
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconОтчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных...
Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов» городской...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconХореография, как пожизненая установка на здоровый образ жизни
Занятия хореографией делают свой весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения. Заниматься хореографией это...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconИспользование дидактических игр на логопедических занятиях Сталимбовская...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconЛенинского района
«Использование элементов классической танцевальной аэробики на уроках физической культуры в начальной школе»
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconКарельский государственный педагогический университет
«использование цор в организации процесса обучения математике в начальной школе»
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconПояснительная записка. Элективный курс «Свидание с французской песней»...
Использование «песенных материалов» на занятиях в качестве методически обоснованного комплекса упражнений при овладении различными...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconДоклад к педагогическому совету
«Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе iconФормирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка...
Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск