Автор статьи: Замятина Е.Б.,
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией в начальной школе.
Всем известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам оклиматезироваться в сложный для них период перехода от детского сада к школе. Ученики чуть старше через игру снимают эмоциональное напряжение, связанное с некоторой монотонностью заучивания однообразных комбинаций в процессе отработки техники исполнения.
Театрализация начинается уже с первых уроков партерного экзерсиса. Ребёнок в этом возрасте ещё не может сознательно работать на перспективу своего физического развития. Но на подсознательном уровне через игру и веру в предлагаемые обстоятельства он будет стараться выполнить качественно определённые упражнения.
Укажу здесь только названия упражнений. Потому что все мы их знаем (но не по порядку выполнения). « Кобра» (исполняя данное упражнение, дети непроизвольно начинают шипеть и высовывать языки. Это, конечно, мешает руководителю, но допускаются такие эмоциональные выбросы), «Зайкины ушки», «колобок», «рыбка», «кошечка», «собачка», «лисичка через забор лезет в курятник» (здесь с каждым разом заборчик ниже, а лисичка всё изворотливее), «корзиночка» (детям нравится, когда корзиночку поднимают), «лягушка», «бабочка», «цапля», «гусеница». Некоторым упражнениям дети сами дают названия – «на что это похоже», по своим внутренним ощущениям, так они их проще и на дольше запоминают. Потому что наша главная задача, привить любовь к движению, чтобы в дальнейшем ученик мог самостоятельно развивать и совершенствовать свои умения и навыки.
Перейдём непосредственно к театральным играм и упражнениям, которые можно использовать на занятиях хореографии
Игра «Зоопарк».
Группа участников (15 чел.) на расстоянии вытянутых рук становится в круг, с закрытыми глазами. Руководитель каждому на ухо шепчет по одному из пяти видов животных (вразброс). По команде играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали, осторожно двигаясь с закрытыми глазами и примкнуть к своей «стае».
После этой игры логично можно перейти к танцу-импровизации «Летом в деревне». Здесь в припеве имитируются движения упоминаемых в песне животных, где можно не только станцевать движения, но и поизносить звуки данных персонажей.
«Остров спасения». Для 1-2 кл.
Увлекательная игра, после выполненных упражнений партерного экзерсиса. Дети двигаются между гимнастическими ковриками с определённой скоростью. ( На 15 человек 5 ковриков). С остановкой музыки каждый участник должен заскочить на ближайший «островок». С каждым разом один островок исчезает. В итоге остаётся один, на котором все участники должны разместиться. В этой игре педагог может ставить для себя несколько задач. Например.
- выявить лидерские и аутсайдерские задатки в характере отдельных участников путём наблюдения за игрой;
- в случае, если игра идёт между руководителем и группой, то здесь педагог оказывает помощь в сплочении группы, объясняет о важности взаимовыручки, т.к. успех группы засчитывается тогда, когда никто из участников « не утонул» и все продержались (в буквальном смысле) на островке какое-то время до прибытия спасателей.
Нижеприведённые упражнения можно вводить в урок в начале учебного года, чтобы привлечь к себе интерес, выработать совместно с детьми условные знаки внимания, которые не нарушаются ни при каких обстоятельствах. Так как ученики с большей лёгкостью верят в игру, чем в простое «Тихо! Тихо!» Можно также включать в начале четверти, после каникулярного перерыва, в конце уч.года, когда основная программа закончена, здесь театральный тренинг помогает сохранить интерес к уроку, среди всего многообразия других учебных предметов.
Все без исключения игры проводятся в строжайшей тишине, максимально бесшумно передвигаясь в пространстве.
Первое упражнение, которое должны освоить ученики – это тренинг на скорость передвижения в пространстве.
1.Игра «скорость» 1-2 кл.
На развитие внутреннего темпоритма, ощущения пространства и взаимодействия с партнёром, на развитие реакции.
Сначала мы вспоминаем с детьми, как мы двигаемся в пространстве в некоторых знакомых нам ситуациях:
- гуляем, идём спокойно – спокойный шаг – 2-я скорость;
- торопимся в школу, опаздываем - быстрый шаг -3-я скорость;
- осторожная ходьба, как по льду или крадучись, чтобы не разбудить – 1 скорость – очень медленный шаг;
- лёгкий бег – 4-я скорость;
- быстрый бег, когда пытаемся кого-то догнать – 5-я ск. (но в помещении не используется)
По хлопку, соответствующему определённой скорости, учащиеся должны двигаться с заданной скоростью, не по кругу, не по линиям, меняя направление, не с кем не сталкиваясь. Знак «свисток» - означает остановку (стоп-кадр). Причём руководитель, дотронувшись до плеча любого участника, может спросить о его внутреннем состоянии в жизненной возможной ситуации. Например, бежал, бежал и резко остановился (когда окликнули или возникло неожиданное препятствие).
В 3-4 кл. в это упражнение можно добавить мяч. Руководитель во время движения участников, между звуковыми командами бросает ещё и мяч (без определённости) Задача участников не дать ему коснуться пола.
«Молекула» - 1,2.3,4. Здесь развиваются ещё и коммуникативные качества, быстрота реакции, внимание. Каждый участник двигается в своём направлении, в заданной руководителем скорости. По команде «молекула 4» , например, участники должны объединиться с ближайшими соседями в компанию из 4-х человек. Также «молекула 2», «молекула 3» и т.д. (Музыка приветствуется, соответствующая заданной руководителем скорости, темпоритму . Используется либо фонограмма, либо игра на инструменте).
Театральные игры на внимание 1-2 кл. Можно проводить на заключительном этапе разучивания различных перестроений в пространстве.
1) Перестроения на 5 счётов:
- 1 хлопок __построение в шеренгу (если подняты две руки – две шеренги);
- 2 хлопка __ колонны;
- 3 хлопка __ круг;
- свисток__ шахматный порядок.
2) 3-4 кл.
-1 хлопок__ квадрат;
-2 хлопка__ диагональ;
-3 хлопка __ круг, лицом из круга;
-свисток __ ромб.
Фигуры могут быть разнообразные (звёздочка, треугольник, повернувшись лицом в третью точку, повернувшись через одного спиной-лицом и т.д.)
Также руководитель просит заранее одного из участников придумать фигуры и провести игру самому.
4. Следующий тренинг (3-4 кл.) включает в себя сразу несколько задач, т.к. объединяет несколько упражнений сразу. Задачи на сплочение группы, чувства команды, видение пространства, внимание, оценку ситуаций, скорости реакции, умение осмысленно владеть своим корпусом и т.д. а также закладывается такой важный театральный приём как вера в предлагаемые обстоятельства.
В этом упражнении участники уже должны знать такие приёмы (задания) как дальний угол, ближний угол, стайка, стенка, движение в пространстве по скоростям, единое целое, стоп-кадр, поезд, бревно, вспышка справа и др.
Например, по команде «поезд»: участники ложатся на пол в одном направлении (которое оговаривается заранее), вытянувшись во весь рост, прижав лицо к рукам.
По команде «бревно» участники должны максимально высоко оторваться от пола. Как бы сделав прыжок через бревно.
По команде «единое целое» ( например на 3 счёта) все участники объединяются в один шар, максимально спрятав острые углы своих частей тела. Руководитель пытается вырвать кого-нибудь из целого, задача участников - не дать ему это сделать.
По команде «стенка» участники должны примкнуть к стене, столь сильно прижавшись к ней, чтобы руководитель не смог отделить участника от стены.
Ну и так далее.
Все эти упражнения делаются в определённо заданной скорости, руководитель не в последовательности даёт команды, участники чётко их выполняют. Здесь группа играет против руководителя, который внимательно следит за правильностью исполнения, т.к. игра идёт не на скорость, а на правильность исполнения упражнений.
И вообще, театральный тренинг для детей не допускает соревновательности между участниками, только если межу участниками группы и руководителем.
Музыкальная игра-импровизация « угадай кто». Эту игру интересно проводить в начале учебного года и в конце. Причём с каждым учебным годом по игре можно отслеживать усваяемость танцевальных движений и самое главное умение их применять на практике. А также можно проследить за творческим началом в ребёнке. Насколько максимально он использует своё воображение и фантазию. Так как движения в кругу могут быть не только танцевальными, но и изображают животных, птиц, людей определённой профессии и т.д.
Все участники становятся в круг. Выбирается водящий, который выходит за дверь и ведущий, который показывает движения остальной группе под определённую музыку и меняет их незаметно для водящего, когда тот не смотрит. Задача водящего угадать, кто же меняет движения.
На начальном этапе дети не блещут фантазией, сбиваются с ритма, движения скудные, в основном повторяют движения друг за другом. Но в процессе взросления движения становятся более осмысленными, дети импровизируют не только в кругу на одном месте, но и по кругу. Чётко сменяют движения за ведущим, стараются попасть в такт и т.д.
Развитие актёрского мастерства (чего часто не хватает у детей, казалось бы в таком ярко эмоциональном жанре как танец) предусматривает занятие хореографией минимум 2 раза в неделю. Иначе элементарно педагогу не хватит времени помимо отработки техники исполнения работать над артистизмом, ставить этюды на заданную тему, а также вводить в уроки элементы театрального тренинга.
По своему опыту могу сказать, что всё это очень увлекательно, дети испытывают эмоциональный подъём, так как с ними уже редко кто играет. |