Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»





Скачать 364.54 Kb.
НазваниеТема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»
страница1/3
Дата публикации09.10.2013
Размер364.54 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Математика > Творческая работа
  1   2   3
МБДОУ детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида.

Творческая работа «Обобщение педагогического опыта»
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша».

Выполнила воспитатель

старшей группы

МБДОУ д/с №5 «Теремок»
Рыжакова Людмила

Александровна


г.Шахунья

2012г
Содержание

Введение

  1. Условия возникновения и становления опыта.

  2. Актуальность опыта.

I. Цели и задачи педагогического опыта.

1. Длительность работы над опытом.

2. Диапазон опыта.

II. Теоретическая база опыта.

1.Технология опыта. Этапы работы.

2. Результативность опыта.

III. Практическая часть опыта.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса.

  2. Результативность работы.

IV. Заключение

  1. Результаты опыта.

  2. Адресная направленность опыта.

Литература

Приложение

Введение

Условия возникновения и становления опыта

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности »

В.А.Сухомлинский.
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их естественно - научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования.
Актуальность опыта

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой.


В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и
т. п.), поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников, по мнению автора, является совершенствование содержания занятий математического цикла, активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

А самое главное, играть этими блоками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!
Цели и задачи педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по математике с использованием блоков Дьенеша, способствующих эффективному развитию математических способностей.
Цель опыта: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Объектом исследования является мышление старших дошкольников,

предметом – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с блоками Дьенеша.

Задачи опыта

1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у старших дошкольников.

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).

3. Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.

4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша)

5. Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления старших дошкольников.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом охватывает период с 2010 по 2012 год и включает 3 этапа:

Первый этап - 2009-2010 учебный год.

Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста, спланировать работу на текущий год с учетом результатов первичной диагностики.

Второй этап – с 2010 по 2011 год.

Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша.

Третий этап - итоговый 2011-2012 учебный год).

Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.

Диапазон опыта

Мною была разработана система занятий по математике для старшей и подготовительной группы с использованием дидактического материала - блоков Дьенеша, которая способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, формированию элементарных основ логического мышления, повышению интереса детей к занятиям.

Раскрыты теоретические основы построения занятий в старших возрастных группах, формы и методы поэтапной работы с использованием дидактического материала, предлагается определенная система игр по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша.

При решении поставленных задач изучала и анализировала психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития, готовила тесты и анкеты для родителей, разработала диагностический инструментарий, с помощью которого выявляла уровни выполнения детьми программы по математике.
Разработала перспективный план работы по старшему и подготовительному возрасту.

Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша, модели, экспериментирование; практические (игровые) методы и приёмы.

На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.

Игры я составила на основе комплекта геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Заметила, что блоки Дьенеша помогли мне в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества.

Если вижу, что мои дошкольники усвоили свойства геометрических фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать.

Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Исходя из этого, выделила ряд задач, над которыми работала углубленно:

1.Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: логического мышления, речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Вариантом логических игр для детей использовала игры с обручами.

При подготовке к подобным играм вначале формирую у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Кладу на пол обруч, обвожу указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляю, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Задаю вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагаю ребенку стать внутри обруча.

Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: показываю детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагаю их на полу. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.

Затем ребенку предлагаю стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

В ходе практического этапа проводила также диагностику, интегрированные занятия, дидактические игры, вела наблюдения и беседы с детьми, давала тестовые задания, создавала проблемные ситуации.

Проводила мониторинг, открытые занятия, развлечения и развлекательные мероприятия, используя сказки, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки, сценарии проведения математических досугов.

Выступала на родительских собраниях, круглых столах, педагогических советах, методических объединениях по проблеме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

Диапазон опыта три года.
Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат идеи Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, Л. М.Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Г. Петрова, Ю. Т. Матасова, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Стребелевой и др., которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. На основе социокультурной теории была предложена теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Белошистая А.В. в книге «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» описывает две составляющие математических способностей: сенсорные способности (восприятие форм, размеров, количества, пространственного расположения), интеллектуальные способности (мышление: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др.); при этом внимание, память, воображение выступают в качестве условий успешности математической деятельности дошкольников.

Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:

А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);
Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.

Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. В работах Е.И.Пановой изложены методические рекомендации по использованию дидактических игр и логических блоков.
Одним из наиболее эффективных пособий на мой взгляд являются логические блоки Дьенеша, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconТема: «Путешествие по России»
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconКафедра экономической теории
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconПубличный доклад о деятельности педагогического коллектива
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconИз опыта проведения Дня открытых дверей. Цель
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconВ 2011-2012 учебном году на базе мбдоу №56 работало 6 групп
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей...
Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой?
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconВ последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по...
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений...
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconСлайд Ежедневное взаимодействие с родителями – это неотъемлемая часть...
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconНаучно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад...
...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие интереса детей к игровой деятельности с логическими блоками Дьенеша
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconШкольная юморина
Цель игры: развитие логического мышления, памяти, творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр»
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconТемы самообразования педагогов на
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск