Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 145.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер145.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Использование логоритмических, ритмопластических, корригирующих и коммуникативных игр и танцев на уроках ритмики в начальной школе.

Антонова Л.Ю., учитель ритмики, музыки и пения

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15
г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края,
E-mail: strelec1812@bk.ru

«Игра – естественная деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях».

Э. Жак Далькроз

Именно эта мысль великого швейцарского музыканта-педагога стала для меня основополагающей в выборе игр для уроков ритмики.

Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием – это синтез движения - речи - музыки.

Все разновидности форм обучения ритмическим движениям разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции, стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Из всего многообразия игр программа по ритмике для детей с ограниченными возможностями здоровья предлагает нам лишь подвижные игры с пением, пальчиковые и хороводные игры.

Однако многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что нельзя ограничиваться только этими формами, нужно искать и применять новые формы и виды игр, обращаясь к опыту педагогов-новаторов.

В последние годы в музыкально-ритмическом обучении и воспитании детей прочно укрепили свои позиции такие виды деятельности как:

        • ритмопластика и ритмическая гимнастика,

        • логоритмика (ритмо-речевые фонематические игры и упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),

        • психогимнастика под музыку,

        • корригирующие игры с пением и музыкальным сопровождением,

        • коррекционные подвижные и пальчиковые игры,

        • пальчиковая «азбука»,

        • позиционные пальчиковые игры,

        • коммуникативные игры и танцы,

        • игры на внимание,

        • игры-команды и т. д.


На своем личном опыте убедилась, что именно эти виды игр способствуют развитию памяти, музыкального слуха, внимания, пластичности, ритмичности, правильных эмоций, мимики.

В своей системе музыкально-тренировочных упражнений Э.Ж. Далькроз на первое место ставил игру. Он считал, что все умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации.

Первыми играми в жизни каждого ребенка становятся пальчиковые игры. На основе пальчиковых игр, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, появились такие формы как ритмопластика и логоритмика, в которых символы-жесты являются основой, но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.
Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Тогда почему бы не применять её и в музыкально-ритмической деятельности? Нужно было только объединить и систематизировать жесты, применяемые в различных играх и повседневной жизни.

Я уже много лет пользуюсь собственной системой символов-жестов, которая позволяет детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивает объем знаний, активизирует зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогает быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным.

Необходимо отметить, что символов-жестов не так уж много, поэтому в разных играх, песнях и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует к более точному их изображению.

Мой многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнениях и играх важно правильно и корректно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения.

Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с аномальными детьми это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.

На основе системы Далькроза возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные.

Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики.

Корригирующие игры дают возможность проводить индивидуальную работу в игровой форме, не навязывая детям штампов, но корректируя их движения.

Широкое распространение в последние годы получило такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.

В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену.

На уроках ритмики мы с удовольствием используем фольклорные хороводные и подвижные игры («Барашеньки», «Дроздок»). Но стоит дать ребятам палочки или деревянные ложки, и народная игра превратится в логоритмическую, что позволит на этапе её разучивания решить не только логопедические задачи, но и психотерапевтические.

В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой.

В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные игры-танцы. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклором разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.

Народное музыкальное произведение ненавязчиво, доступно. Часто в веселой, игровой форме дети знакомятся с обычаями и бытом разных народов, их трудом, традициями, бережным отношением к природе, истории, жизнелюбием, чувством юмора, национальными особенностями.

Народное творчество вызывает у детей не только интерес, оно приносит им радость, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, неуверенности в собственных силах – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.

Важный этап в коррекционной работе – это трансформация знакомых игр из индивидуальных в коммуникативные; из парных в коллективные; из пальчиковых в корригирующие; из ритмопластических или логоритмических в подвижные. (пример: игра «Апельсин», «Дом, который построил Джек», «Часы», «Трик-трак»)

Из урока в урок каждая игра должна развиваться и видоизменяться, чтобы оставаться любимой и интересной для детей. Фантазия педагога безгранична. Наша задача, сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал, что все доступно и осуществимо, нужно только верить в свои собственные силы, а учитель всегда поможет и поддержит в любом начинании.

Поскольку основная деятельность на уроках ритмики двигательная, вопрос здоровьесбережения очень актуален. Игротерапия на уроках с повышенной двигательной активностью не только благотворно влияет на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формирует правильную осанку, повышает работоспособность, создает ощущение физического комфорта во время занятий, но и улучшает их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучает к порядку, способствует социальной адаптации детей в коллективе.

Корригирующие игры с пением и музыкальным сопровождением.

Башмачок

Ритмич. задачи: Ритмичное выполнение движений, четкая, правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Как-то плясала малютка Джой

Мягкие «пружинки»

И башмачок потеряла свой

Правый носок в сторону, вперед, в сторону, назад

Нет возле дома,

Переступая полуповорот вправо, руки в стороны

В зеленом саду,

То же влево

Нет и у рыбок в прозрачном пруду,

Мягкое кружение

Был бы хоть след,

Движение в круг или вперед

Но какая беда

Ладони к щекам, покачать головой

Канул, исчез

Вернуться на место

Башмачок без следа

Покружиться

Джой обежала тысячу стран,

Бег по кругу или врассыпную

Переплыла, не боясь, океан.

Руками плыть

К небу взбиралась,

Руки вверх, шаги вкруг

Спускалась на дно,

Из круга с наклоном

Но башмачок не нашла все равно.

Палец к губам, поклон

Дом, который построил Джек

Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу. Активизация детей.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Вот дом,

Руками «крыша»

Который построил Джек,

Горизонтальные хлопки, в парах по плечам друг друга

А это пшеница,

«Посыпать» пальцами на другую ладонь

Которая в темном чулане

хранится,

Закрыть ладоням глаза себе, друг другу

В доме, который построил Джек

Движения 1 – 2

А это веселая птица – синица,

«Клювики» или махи руками

Которая часто ворует пшеницу,

«Склевывать» с ладони

Которая …

Движения 1 – 2 – 3

Вот кот,

Поза и когти кота

Который пугает и ловит синицу…

В парах поменяться местами

Вот пес без хвоста,

Помахать рукой за собой

Который за шиворот треплет кота…

Потрепать себя или друг друга

А это корова безрогая,

Кулачки к голове

Лягнувшая старого пса без хвоста…

Дрыгнуть ногой, с 1 по …

А это молочница строгая,

Руки на груди, ногу выставить

Которая доит корову безрогую…

«Сдоить» с пальцев

А это ленивый и толстый пастух,

Выпятить живот, руки в стороны

Который бранится с молочницей строгою

Притопы ногой, грозить пальцем

Осень

Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Осень, осень к нам пришла,

Поют

Дождь и слякоть принесла.




Кап-кап-кап. Кап-кап-кап!

Пальцами «дождик»

Дождь и слякоть принесла.




Пожелтел осенний сад,

Руки качаются вверху

Листья падают, шуршат.

Руки плавно опускать вниз.

Шур-шур-шур. Шур-шур-шур.

Потереть ладони возле уха

Листья падают, шуршат.

Руки плавно опускать вниз.

Птичьи песни не слышны.

Поют

Подождем их до весны.




Чик-чирик, Чик-чирик!

«клювики»

Подождем их до весны.













Дождик

Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Дождик песенку поет,

Пальцами по коленям

Не пойму, не я, не ты.

«Удивления»

Но зато поймут цветы,

Руками «цветок»

И зеленая трава,

Погладить траву

И весенняя листва.

Руки вверху «листья»

Лучше всех поймет зерно,

Пальцами «посыпать»

Прорастать начнет оно.

Пальцами пошевелить вверх



Дождик


Дождик, дождик,

Пальцами «дождик»

Кап, да кап!




Ты не капай долго так.

«погрозить»

Хочется идти гулять,

«поворотики»

Бегать прыгать и скакать.

По тексту

Дождик капал на траву,

«погладить» траву

На деревья, на листву.

Руки вверху

А ребят он не догнал,

«Поворотики»

Рассердился, перестал.

«погрозить»

Мышки

Ритмич. задачи: Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.

Мышки под полом сидят,

Сидя на корточках

За котом они следят.

Смотреть поочередно из-под руки

Кот здесь близко, не беда

Грозят пальцем

Не боимся мы кота.

Машут руками

Выйдем, мышки, поиграть

Ходьба врассыпную

И себя всем показать

«поворотики»

Мы станцуем «мышь-балет».

Поочередно ногу на носок

Да, пока кота здесь нет,

Шаг вправо, шаг влево

Мы станцуем «мышь-балет».

Повертеть «хвостом»

На окончание музыки выбегает кот, ловит мышей.

Мышки

Ритмич. задачи: Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения. Осторожность движений, маленькие шажки, испуг, легкий бег, затаиться.

Логопед. задачи: Работать над группой свистящих и шипящих звуков С, З, Ш, их дифференциация.

Вышли мышки как-то раз,

Ходьба врассыпную

Посмотреть который час.

Смотреть поочередно из-под руки

Раз, два, три, четыре,

Движение рук сверху – вниз

Мышки дернули за гири,




Вдруг раздался страшный звон,

Присев, закрыть лицо руками

Убежали мышки вон.

Разбегаются врассыпную

Паучина

Ритмич. задачи: Развитие мелких мышц рук, ритмичное исполнение движений, развитие эмоций, памяти по символам - жестам.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.

Паук – паучина паутину свил.

Указательный палец одной руки с большим – другой, перебирать

Вдруг закапал дождик,

Постучать пальцами или пальцем одной руки по ладони другой

Паутину смыл.

Быстро скользнуть ладонями

Вот и солнце вышло,

Руки ладонями вверх

Стало подсыхать.

Помахать ладошками

Паук – паучина трудится опять

Движения пальцами, как 1-е

Трик – трак

Ритмич. задачи: Пластичное исполнение движений, соответствие образам, активность, уверенность, развитие памяти.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Трик – трак, трик – трак!

Перекаты сцепленных кистей рук

Под мостом жил старый рак.

Пошевелить пальцами одной руки под ладонью другой

Рыжий кот пришел на мост.

Пробежать пальцами по другой руке

Рак схватил кота за хвост.

Зажать мизинец в кулак

Мяу – мяу, помогите!

Мизинец зажат, остальные пальцы сжать – разжать

С хвоста рака отцепите!

Выдернуть мизинец

Все бегут, и ты беги!

Потопать ногами

Коту Ваське по-мо-ги!

Хлопки, последний слог по коленям шлепок


Сороконожка

Песня – игра

Ритмич. задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Дети стоят в колонну, взявшись за локти.

Мчится утром по дорожке

Идут «паровозиком»

Быстрая сороконожка.




Громко ножками стучит,

Топающий шаг

По делам она спешит.




Зацепилась за пенек,

Остановка

И задрала сорок ног

Одновременно поднять правые ноги, затем левые

Хи – хи – хи,

Три хлопка справа

Да ха – ха – ха!

Три хлопка слева

Вот какая чепуха

Четыре раза дрыгнуть правой ногой

Хи – хи – хи,

Три хлопка справа

Да ха – ха – ха!

Три хлопка слева

Вот какая чепуха

Четыре раза дрыгнуть левой ногой

Вот какая чепуха!

Легкий бег «паровозиком»

Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку».

Апельсин

Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Мы делили апельсин,

В руке воображаемый шар

Много нас,

Руки в стороны

А он один.

По тексту

Эта долька для ежа,

Одной рукой трогать мизинец другой руки

Эта долька для чижа,

Безымянный палец

Эта долька для утят,

Средний палец

Эта долька для котят,

Указательный палец

Эта долька для бобра,

Большой палец

А для волка

Показать руками «зубы»

Кожура.

Опустить кисть пальцами вниз

Волк сердит на нас,

«зубы»

Беда!

Двумя руками обхватить щеки

Разбежались кто куда!

Пальцами «убежать»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск