Скачать 145.65 Kb.
|
Использование логоритмических, ритмопластических, корригирующих и коммуникативных игр и танцев на уроках ритмики в начальной школе. Антонова Л.Ю., учитель ритмики, музыки и пения Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края, E-mail: strelec1812@bk.ru «Игра – естественная деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Э. Жак Далькроз Именно эта мысль великого швейцарского музыканта-педагога стала для меня основополагающей в выборе игр для уроков ритмики. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием – это синтез движения - речи - музыки. Все разновидности форм обучения ритмическим движениям разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции, стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Из всего многообразия игр программа по ритмике для детей с ограниченными возможностями здоровья предлагает нам лишь подвижные игры с пением, пальчиковые и хороводные игры. Однако многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что нельзя ограничиваться только этими формами, нужно искать и применять новые формы и виды игр, обращаясь к опыту педагогов-новаторов. В последние годы в музыкально-ритмическом обучении и воспитании детей прочно укрепили свои позиции такие виды деятельности как:
На своем личном опыте убедилась, что именно эти виды игр способствуют развитию памяти, музыкального слуха, внимания, пластичности, ритмичности, правильных эмоций, мимики. В своей системе музыкально-тренировочных упражнений Э.Ж. Далькроз на первое место ставил игру. Он считал, что все умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации. Первыми играми в жизни каждого ребенка становятся пальчиковые игры. На основе пальчиковых игр, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, появились такие формы как ритмопластика и логоритмика, в которых символы-жесты являются основой, но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции. Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Тогда почему бы не применять её и в музыкально-ритмической деятельности? Нужно было только объединить и систематизировать жесты, применяемые в различных играх и повседневной жизни. Я уже много лет пользуюсь собственной системой символов-жестов, которая позволяет детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивает объем знаний, активизирует зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогает быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным. Необходимо отметить, что символов-жестов не так уж много, поэтому в разных играх, песнях и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует к более точному их изображению. Мой многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнениях и играх важно правильно и корректно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения. Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с аномальными детьми это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству. На основе системы Далькроза возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные. Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики. Корригирующие игры дают возможность проводить индивидуальную работу в игровой форме, не навязывая детям штампов, но корректируя их движения. Широкое распространение в последние годы получило такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену. На уроках ритмики мы с удовольствием используем фольклорные хороводные и подвижные игры («Барашеньки», «Дроздок»). Но стоит дать ребятам палочки или деревянные ложки, и народная игра превратится в логоритмическую, что позволит на этапе её разучивания решить не только логопедические задачи, но и психотерапевтические. В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные игры-танцы. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклором разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга. Народное музыкальное произведение ненавязчиво, доступно. Часто в веселой, игровой форме дети знакомятся с обычаями и бытом разных народов, их трудом, традициями, бережным отношением к природе, истории, жизнелюбием, чувством юмора, национальными особенностями. Народное творчество вызывает у детей не только интерес, оно приносит им радость, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, неуверенности в собственных силах – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие. Важный этап в коррекционной работе – это трансформация знакомых игр из индивидуальных в коммуникативные; из парных в коллективные; из пальчиковых в корригирующие; из ритмопластических или логоритмических в подвижные. (пример: игра «Апельсин», «Дом, который построил Джек», «Часы», «Трик-трак») Из урока в урок каждая игра должна развиваться и видоизменяться, чтобы оставаться любимой и интересной для детей. Фантазия педагога безгранична. Наша задача, сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал, что все доступно и осуществимо, нужно только верить в свои собственные силы, а учитель всегда поможет и поддержит в любом начинании. Поскольку основная деятельность на уроках ритмики двигательная, вопрос здоровьесбережения очень актуален. Игротерапия на уроках с повышенной двигательной активностью не только благотворно влияет на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формирует правильную осанку, повышает работоспособность, создает ощущение физического комфорта во время занятий, но и улучшает их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучает к порядку, способствует социальной адаптации детей в коллективе. Корригирующие игры с пением и музыкальным сопровождением. Башмачок Ритмич. задачи: Ритмичное выполнение движений, четкая, правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Дом, который построил Джек Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу. Активизация детей. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Осень Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Дождик Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Мышки Ритмич. задачи: Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.
На окончание музыки выбегает кот, ловит мышей. Мышки Ритмич. задачи: Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения. Осторожность движений, маленькие шажки, испуг, легкий бег, затаиться. Логопед. задачи: Работать над группой свистящих и шипящих звуков С, З, Ш, их дифференциация.
Паучина Ритмич. задачи: Развитие мелких мышц рук, ритмичное исполнение движений, развитие эмоций, памяти по символам - жестам. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.
Трик – трак Ритмич. задачи: Пластичное исполнение движений, соответствие образам, активность, уверенность, развитие памяти. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Сороконожка Песня – игра Ритмич. задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом. Дети стоят в колонну, взявшись за локти.
Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку». Апельсин Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти. Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
|