Скачать 62.51 Kb.
|
МБОУ «Чапаевская основная общеобразовательная школа» Открытый урок по теме «Половое размножение растений» 6 класс с использованием технологии проблемного обучения Подготовила и провела: учитель биологии 1 кв. категории Мелехова Ирина Ивановна с. Чапаевское, 2013 г. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков. Методы обучения: словесный, наглядный. Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты. Оборудование: Таблицы: «Одноклеточная водоросль хламидомонада», «Многоклеточная нитчатая водоросль спирогира», мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point, компьютер. План урока:
1. Половое размножение низших растений.
2.Половое размножение высших растений.
ХОД УРОКА:
НА ДОСКЕ: Тема урока «Половое размножение растений» (Слайд № 7). Эпиграф: «Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе….» Ф.И.Тютчев (Слайд № 8). Проблемный вопрос: Могут ли растения размножаться половым путем? (Слайд № 9). 1.Размножение низших растений. 1.1. Размножение одноклеточных водорослей. (Слайд № 10.) На влажной земле, в стоячих прудах встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Размножается она как бесполым, так и половым путем. Осенью содержимое материнской клетки делится, образуя 8-32 гаметы. Прорвав оболочку, они выходят наружу и сливаются с гаметами других особей. Образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и в таком состоянии она зимует. С наступлением тепла её содержимое делится, образуя 4 хламидомонады. Они выходят в воду и начинают вести самостоятельный образ жизни. (Учащиеся по ходу объяснения работают в рабочих тетрадях с.54 № 101). 1.2. Половое размножение спирогиры (работа учащихся с текстом учебника). 1.3. Половое размножение мхов. Обычное растение наших лесов – мох кукушкин лен. Кукушкин лен имеет как мужские, так и женские растения. Кукушкин лен - двудомное растение. Летом мужские растения выделяются красно- желтыми верхушками, между листочками которых развиваются половые органы, а в них подвижные сперматозоиды. На женских растениях образуются половые органы похожие на колбочки с длинной шейкой, в них развиваются яйцеклетки. Женские и мужские растения растут рядом, с водой – это может быть роса или дождевая вода – сперматозоиды попадают на женские растения и сливаются с яйцеклетками. Происходит оплодотворение, образуется зигота. Оплодотворение без воды невозможно. На следующий год из зиготы на женском растении развивается коробочка, а в ней споры. Коробочки выносятся над растением на длинной ножке. Когда споры созревают, коробочка раскрывается, споры рассеиваются ветром. Попав во влажную почву, они прорастают, образуя тонкую зелёную нить с почками, из которых развиваются побеги мха. (По ходу объяснения, работа учащихся с рисунками учебника, с рабочей тетрадью с.54 № 102). Чередование поколений наблюдается и у папоротников. Физкультминутка. 1.4.Половое размножение высших растений. Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Цветы могут быть даже символами могущества и королевской власти. Но мало, кто из нас вспоминает, что цветок – это орган полового размножения растений. Цветок – видоизмененный укороченный побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями. (Слайд 11). В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. Женский половой орган – пестик. Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. Завязь – часть пестика, из которого образуется плод. Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. (Слайд № 12, 13). Для того, чтобы из цветка развивался плод с семенами, происходит опыление, а затем оплодотворение. Опыление-перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При самоопылении пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка. Пшеница, рис, овёс, горох - самоопыляемые растения. Перекрёстном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, лёгкая. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, рожь. (Слайд № 14,15) Оплодотворение. (Слайд № 16, 17,18) Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика с помощью ветра или насекомых, происходит опыление. Пыльцевое зерно прорастает, образуя пыльцевую трубку, которая растёт, продвигаясь по столбику к завязи. В пыльцевой трубке находятся два спермия. Пыльцевая трубка дорастает до семязачатка и через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка. Он состоит из нескольких клеток. Та, что расположена ближе к пыльцевходу, - это яйцеклетка. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а второй- с так называемой центральной клеткой, находящейся в центре зародышевого мешка. Таким образом, у цветковых растений происходит два слияния, поэтому оплодотворение у них называется двойным. (Слайд 19,20) В дальнейшем из зиготы развивается зародыш растения, а центральная клетка, многократно делясь, образует эндосперм, в котором накапливаются питательные вещества. Покровы семязачатков превращаются в семенную кожуру, а стенки завязи становятся стенками плода. Число семязачатков в завязях разных растений различно. Так, у злаков, сливы, вишни, абрикоса их обычно содержится по одному, а в завязи хлопчатника - несколько десятков, мака - несколько тысяч!
|
Уроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение» Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности | Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение Цели: познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» в рамках декады естественно -математического цикла. Зайцевой Дианой и Леухиной... | Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений» Повторение пройденного материала. На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали : как... | ||
Конспект урока размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное... Цель урока: познакомиться с разнообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения; раскрыть особенности вегетативного... | Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений» Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение | Урок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные... Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Изучить понятия «половое размножение организмов»; показать преимущество полового размножения перед бесполым и его эволюционное... | Урок окружающего мира тема : размножение растений ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающиеся знакомятся с многообразием растений – однолетних, двулетних, многолетних, комнатных растений, их изучение, размножение,... | Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» Это необходимое условие выживания вида и преемственности поколений внутри вида. При размножении клеток осуществляются механизмы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в рамках изучения темы «Размножение организмов» после знакомства школьников с особенностями вегетативного размножения... | Урок на тему "Размножение голосеменных растений" Обучающие. Познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения;... | ||
Урок по теме «Дыхание растений» Растения дышат, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ,поэтому Не стоит иметь в спальне... | Урок на тему: «Ткани растений» Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной... |