Скачать 68.04 Kb.
|
Старинский филиал МОУ «Никифоровская сош №2» Открытый урок на тему "Размножение голосеменных растений" 6 класс Давыдова Наталья Евгеньевна, учитель биологии с. В. Старинка 2011 Цели:
I. Определение темы урока. – Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках? – Размножение – Что такое размножение? – Размножение – это увеличение числа особей. – Какие виды размножения вам известны? Ответ: – Размножение каких отделов растений мы рассмотрели? – Водорослей, мхов, папоротников. – Сейчас мы определим объект нашего изучения. Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.) Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) Елочка отличная Только необычная - К холодам у этой елки Осыпаются иголки. (Лиственница) В жару слезою желтой плачет, А в холод слезы прячет. Не лиственница и не елка, Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна) Шишки словно у сосны, Но орешки в них вкусны. (Кедр) Зеленеет кустик стройный, Как сосна и елка хвойный, Но не колки, как у елки И у сосны, его иголки. (Можжевельник) – К какому отделу относятся все эти растения? – Отдел Голосеменные растения. – Вспомните основные признаки, характерные для голосеменного растения. – Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.
– Итак, какова же тема сегодняшнего урока? – Размножение голосеменных растений. II. Постановка цели. – Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке. Игра “Биологическое лото”. – На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками. Проверка правильности выполненного задания на магнитной доске. При правильном выполнении этого задания получилась веточка сосны. – Веточка какого растения получилась в результате правильного выполнения задания? – Получилась веточка сосны. Именно на примере этого растения мы и будем рассматривать вопрос о размножении голосеменных растений. III. Объяснение нового материала. – Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия. Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко. Рассказ учителя с использованием таблицы: Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом. Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением. Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему? – Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы. – После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка. – Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению. Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии? – Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами? – В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды. IV. Работа в парах. – У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны: красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение. Ваша задача: составить схему размножения голосеменных. Задание с сигнальными карточками: Какие утверждения верны? (Учащиеся, поднимая сигнальные карточки красной или зеленой стороной, сигнализируют о своей готовности к ответу на утверждение. Красный цвет – “не согласен с утверждением”; Зеленый цвет – “утверждение верно”)
V. Итоги урока. 1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям. 2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции. 3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения. VI. Домашнее задание. 1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по теме сегодняшнего урока. 2. Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине". Литература.
|
Урок №9 «Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности» Карточки с заданиями по вариантам, живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» в рамках декады естественно -математического цикла. Зайцевой Дианой и Леухиной... | ||
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение Цели: познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения | Конспект урока размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное... Цель урока: познакомиться с разнообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения; раскрыть особенности вегетативного... | ||
Урок-путешествие по теме «Отдел Голосеменные» Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений | Урок по теме «Половое размножение растений» Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков | ||
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек голосеменных растений» Цель: познакомиться с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны | Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов... Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г | ||
Урок окружающего мира тема : размножение растений ... | Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений» Повторение пройденного материала. На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали : как... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений» Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающиеся знакомятся с многообразием растений – однолетних, двулетних, многолетних, комнатных растений, их изучение, размножение,... | ||
Урок на тему: «Ткани растений» Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формировать представление о голосеменных растениях, познакомить с разнообразием голосеменных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с особенностями размножения голосеменных; определить роль голосеменных в природе и их значение для человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в рамках изучения темы «Размножение организмов» после знакомства школьников с особенностями вегетативного размножения... |