Скачать 139.06 Kb.
|
На конкурс «Лучший мультимедийный урок» в номинации «Начальная школа» Муниципальное образовательное учреждение гимназия «Эврика» города-курорта Анапа Краснодарского края Кубановедение . «Профессии моих земляков» (обобщающий урок) 2 класс Учитель начальных классов Инкина Людмила Николаевна 353440 Краснодарский край г-к. Анапа ул. Ленина 169 а гимназия «Эврика» (86133) 4-02-80,4-68-83, Факс:4-02-80 г-к Анапа 2011 г. Разработка открытого урока по кубановедению на тему : «Профессии моих земляков» из цикла уроков раздела «Труд и быт жителей Кубани» 2011 г Тема : «Профессии моих земляков». урок на основе коммуникативно-деятельностного подхода Цель : научить различать понятия «промысел, ремесло, профессия», а также показать связь этих понятий на историческом материале . Задачи:
- формирование способности к самоучению, саморазвитию, - расширение кругозора детей ;
- формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; - способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности; - способствовать развитию критического мышления, аналитических способностей и словарного запаса;
- способствовать осознанию чувства любви к родному краю, гордости за славное прошлое соотечественников, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, - воспитывать в детях уважение к людям труда, ориентировать их на выбор профессии; - способствовать формированию эстетического отношения к действительности и прошлому. Оборудование: презентация по данной теме, мультимедиа, карточки с названиями основных понятий, фигурные стрелки, проигрыватель, опорные таблицы, офтальмотренажеры, электронные зарядки для глаз. Ход урока:
- Сегодня урок начинается необычно. У нас много гостей, поэтому повернулись, улыбнулись и …забыли. а в остальном наш урок традиционен. А значит как любой урок имеет свои традиции. Напомните мне ,пожалуйста, традиции урока кубановедения. (традиция №1, традиция №2)
(Актуализация предоставляет материал, позволяющий осуществить имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы Учитель переход к изучению нового материала. Учащиеся вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения ) - На прошлых уроках мы изучили темы «Промыслы и ремесла на Кубани», «Труженики края» , результатом изучения которой стало интервью с близкими людьми. Покажите , пожалуйста, ваше записанное интервью… -Кто запомнил на слух и готов рассказать- какой же вклад в развитие нашего города и края внесли ваши близкие люди…(ответы учащихся) - А сегодня на уроке мы обобщим изученное о трудовом прошлом Кубани, вернемся в современность, попробуем узнать- сколько же нужно труда вложить в появление обычных предметов ,которые нас окружают, продуктов питания. Тема урока «Профессии моих земляков». И, возможно, заглянем в будущее… - А чтобы попасть в будущее, нельзя забывать прошлое… Традиция №1. Гимн Кубани. (Слайд № 1). (Прослушивание 2 куплетов, далее учащиеся по желанию продолжают декламировать произведение вслух по 4 строки.) - В этой песне каждая строчка глубока и многогранна и , взяв любую строку, можно найти тему для разговора. Например, «Твои верные сыны…»-о ком говорится в этой строчке? (о казаках) - И почему они обращаются к своей Родине издалека? (воевали за пределами России) - Откуда они посылают свой поклон? (из Турции) - Жизнь казака проходила в боях и сражениях.. Давно это было… -Каждый день оставляет след в истории. А вы знаете, что происходило на Кубани в такой же день много лет назад? А ведь произошли важные события! Как нам узнать о них?(посмотреть в календарь) Дежурные читают. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Учитель предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Учащиеся роявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. Традиция №2. Календарь . (Слайд № 2 ) Узнай этот день в истории Кубани. (Слайд № 3 ). - Как одним словом назвать это событие? (бой,сражение) - Предположите: сколько лет назад могло произойти такое сражение? Я считаю, что это одно из сражений во время ВОВ…кто согласен? - Кто считает по-другому? Докажите, что это не ВОВ (потому что оружие устаревшее, техники нет) -Как передвигались люди в бою?(на лошадях) -А какое оружие видно в руках сражающихся людей?(сабли) - Из этого предложения мы можем узнать - кто был главным казаком в этом сражении ? (полковник Тиховской) - Оказывается, более ста лет назад (121год назад) –шли ожесточенные бои за эту территорию. - Подумайте - почему историю нашего края мы уже не первый раз связываем с войной? (потому что наша земля богата и многие народы хотели бы здесь поселиться и пользоваться дарами кубанской природы). - Но откуда здесь появились казачьи крепости? Об этом мы узнаем, если прочитаем следующий лист истории. (Слайд № 4) - Назовите имя этого человека? (Суворов А.В.) - Кому знакомо это имя? - Что вы слышали о нем? - С чем в вашей памяти связано это имя? - Да, это великий полководец России, который остался в истории как бесстрашный военачальник. А еще он автор бесценных слов, которые мы часто вспоминаем когда встречаемся с трудностями. «Тяжело в учении- легко в бою!» - Расскажите, когда вы слышали или СМИ произносили эти слова? - В какой город прибыл А В Суворов?(Темрюк) - Какое незнакомое название встречается? (Копыл) - И теперь мы знаем ,что древнее название Темрюка-Копыл, а А.В Суворов посещал нашу Кубань. Часами разговаривал он с казаками, хвалил их за отвагу и не раз звал их на помощь, когда России угрожала опасность. - А приезжал он, чтобы обдумать- как укрепить границу России, уберечь ее от нападения врагов…Приехал и увидел, какие места красивые, сколько рыбы в реках и плавнях Кубани, сколько зверья водится в непроходимых лесах. Боялся русский народ сюда переезжать, а казаки не побоялись…И через несколько лет множество казачьих семей со всем своим добром переселились на эти земли. ( Слайд № 5 ) - Вот такие события происходили в январские дни много лет назад на нашей кубанской земле. Привлечение внимания учащихся к дате (карточка расположена в верхнем левом углу кабинета) и выполнение расслабляющих упражнений для глаз при помощи офтальмотренажеров. (Слайд № 6 ). Офтальмотренажеры . Этап планирования - Учитель предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания. - Так начали обживать новые места казаки много лет назад. - Конечно, казакам нужно было выживать на новой земле и добывать пищу… (Слайд № 7 ). - А выбрав место для поселения на берегу огромной реки, как вы думаете –каким промыслом занялись казаки?(добыча рыбы). - Прозвучало слово-промысел…Что оно означает? (ответы учащихся)
- Какие еще промыслы вы можете назвать? (охота, собирательство) - Что главное было для казака в те тяжелые годы? (война) - - Конечно, вся жизнь казака подчинялась войне. И поэтому появились мастера, которые изготавливали хорошее оружие. А как называют человека, который своими руками изготавливает нужные предметы? (ремесленник)
(Слайд № 8). -Какие ремесленники могли жить в казачьей станице? (Слайд № 9 ).
Виды ремесел:
(Слайд № 12)
IV. Коллективно-деятельностная игра «Угадай ремесло». Этап - “Открытие” нового знания. Учитель побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности Учащиеся обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”. (Учащиеся разбиваются на команды: по рядам, или по 4 человека с соседних парт, или соседи по парте. Главное условие- ребята должны договориться и совместно выполнить работу. На листе нарисовать 3 предмета, которые соответствуют определенному ремеслу, тем самым зашифровывая название ремесла .Далее они меняются с другой командой, а от них получают зашифрованное ремесло. В результате каждый участвует в создании загадки и отгадывает ремесло соперников. V. Работа по опорным таблицам.
- А теперь обращаемся к нашим опорным таблицам и заполняем в левой части название промысла, а в правой части-подсказка.-А чем же ловили раньше рыбу? (Слайд № 10)(острога, багор, крючки рыболовные, удочки, невод, сети)Как использовали выловленную рыбу (готовили блюда, солили, заготавливали, продавали)
( карточки на магнитной доске)прошлое настоящее
На рынках можно было купить разные виды рыб. Напомните –какие водятся в наших реках?( ответы учащихся)-Много лет прошло с тех пор и намного меньше стало рыбы в наших реках…Что же делать? (разводить)(на доске появляется слово РЫБОЛОВОДСТВО)Подведем 1 итог:В прошлом- добыча рыбы в природе, а сейчас чаще всего уже специальное разведение рыбы в водоемах. Кто знает такие места? (рыбные хозяйства)-Люди каких профессий помогают нам получать на столе такую полезную пищу как рыба? (рыбак,рыбовод)Физминутка (Слайд № 13)-Одной рыбой сыт не будешь и называем след вид промысла (охота).- На кого же охотились первые переселенцы?- Какие животные живут в плавнях и степях Кубани? (ответы учащихся)-Но уже давным-давно люди приручили животных, которые помогают им выжить. Каких же домашних животных привели с собой первые переселенцы?( ответы учащихся)-И в раздольной степи все увеличивались стада коров, лошадей, свиней и домашней птицы. Как называется занятие, когда выращивают в большом количестве домашних животных. (животноводство)- Подведем II итог. В древности для получения мяса и шкуры занимались охотой, а в современном мире как мы получаем мясо? (разводят коров,свиней) .
(Слайд № 14)А какие профессии нужны ,чтобы обеспечить потребителей , т.е. нас, мясом, молоком ? (пастух, доярка, ветеринар)Мы изучили 3 понятия: расставьте по порядку, что появилось сначала? что потом? и что позже всего?
Ученик расставляет на магнитной доске,учащиеся-в опорных листах. Задание № 1 в опорных таблицах.
(Слайд № 15) Работа с опорными таблицами. Задание №2.- Достаточно ли сейчас хорошо уметь что-либо делать для получения профессии?(нет) - Что еще необходимо? (Документ, подтверждающий умение-диплом)
3.А как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощевод, агроном) Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют. (хлебороб) - Закончить дома заполнение таблицы.
- Мы повторили сегодня названия ремесел, промыслов и профессий, а теперь придумайте или вспомните фамилии, которые образованы от этих понятий (Рыбак,Хлеборобов,Кузнецов…) Выполнение задания №3. VIII. Рефлексия. (Заключение . Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.) - Все ли профессии необходимы на территории нашего края? - Кто считает, что есть профессии, которые не найдут применения в нашем крае? (Слайд №19) - Наш урок почти окончен. В ваших опорных таблицах остался несколько неиспользованных линий. И я попрошу вас заполнить его. SMS-сообщение другу. «Сижу на уроке кубановедения. Столько всего узнал! Сейчас напишу». Итог урока: Ну что же, ребята, наш урок подошёл к концу. Мы говорили с вами о промыслах ,ремёслах, профессиях нашей малой родины. И, я надеюсь, поняли как важен труд каждого человека на нашей земле. Неинтересных профессий нет: разве неинтересно водить машину, выращивать животных, хлеб? И то, что сегодня вам еще не интересно, потому что вы мало знаете об этом, завтра может захватить все ваши чувства и мысли. Так кем вы будете, когда станете взрослыми? Я уверена, кем бы вы ни стали, вы будете хорошими тружениками, преданными своей будущей профессии. IX. Домашнее задание. Придумать профессию будущего. Сделать рисунок или мини-сочинение (5-6 предл) |
Международный Фестиваль Культуры и Искусства Подвиг моих земляков... Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «сош р п. Духовницкое» | Реферат по литературе на тему «Воронеж. Родина. Любовь… (по произведениям... С. Я. Маршак – гордость Воронежского края | ||
Этот кусочек России я вспоминал вдалеке… ( тема малой родины в творчестве моих поэтов -земляков) Забелели чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескивающими углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу,... | Рабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии... Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н.... | ||
План работы моу сош №29 г. Краснодара по «Кубановедению» на 2009-2010 учебный год Классные часы по «Кубановедению» символика, герб, гимн, флаг, традиции, обычаи казачества, «Их именами названы улицы нашего города»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске.... | ||
Рабочая программа по кубановедению пояснительная записка Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева.... | Конспект урока по кубановедению 5 класс тема урока: Греческие колонии... А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г | ||
Рабочая программа по кубановедению для начальной школы обеспечена... Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г | Исследовательская работа на тему «Пищевые добавки в моих любимых продуктах» Выявить содержание и влияние пищевых добавок на самые употребляемые детские продукты | ||
Урок окружающего мира во 2 м классе по теме «Все профессии важны» Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта) | Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному... Краснодарского края от 27. 10. 2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания... | ||
Урока: «Урок-практикум» Тема урока: «Мир моих увлечений» Хорошее, доброе увлечение способствует духовному обогащению растущего человека, формирование у него эстетического вкуса, делает,... | Конспект урока по кубановедению. Тема: «Звенят над Кубанью песни Григория Пономаренко» Конспект открытого урока на районном уровне преподавателя первой квалификационной категории моу дод «Детская музыкальная школа» Кукморского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях. Вы должны запомнить эти профессии (Учащиеся читают тему урока. На доске прикреплены... | Сценарий телевизионного многосерийного фильма Москва, «Искусство» Мысль эта возникла у моих друзей из Национального учебного телевидения и Дабл ю-Джи-Би-Эйч в Бостоне. С моего согласия, они взяли... |