Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.02.2014
Размер81.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Открытый урок по биологии в 7 классе
ТЕМА: “Земноводные – необычные животные”
ЦЕЛЬ УРОКА: раскрытие особенностей внешнего строения и

жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и воде.
ЗАДАЧИ УРОКА:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как

первых наземных животных;

коррекционно-развивающая: развитие умения сравнивать и обобщать,

развитие устойчивого произвольного мышления, формирование умения работать с демонстрационным материалом.

воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому,

формирование любви к природе.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, фонограмма с записью

голосов лягушки, демонстрационный материал.
Х О Д У Р О К А:
I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь

Подсказка первая – эти животные служат объектом для науки, классическим

подопытным животным, им построено 2 памятника. Слайд-1

Подсказка вторая – слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества,

которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Слайд-2

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты. Слайд-3

Четвертая подсказка – это загадка. Слайд-4

В Токио ей не напрасно

Памятник стоит прекрасный!

Героиня не могуча,

Но зелена и прыгуча,

Ротик – тот еще у ней –

Хоть завязочки пришей!


Читает ученик:

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Все для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат ученым.

Ведь опыты с нею не ради игрушки –

Памятник этот поставлен – лягушке!
Слайд-5

Итак, речь действительно пойдет сегодня о лягушках, наиболее известных из

класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У

одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте, как о них отзываются:

Слайд-6

Гадкая лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и

перепончатыми лапами”…

Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб”. (Альфред Брем- натуралист)

Мы берём на себя задачу защищать земноводных, а сделать это сможем в том случае, если мы познакомимся с особенностями строения и образа жизни лягушек, их ролью в природе и жизни человека.

Звучит запись голосов лягушек. Записывается тема урока на доске и в тетрадях
II. Стадия “Вызов”, “мозговая атака”.

Я знаю, что вы очень любознательные ребята, смотрите телепередачи, читаете книги, и вы уже имеете некоторое (свое) представление о лягушках. Я предлагаю вам обратиться к таблице “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.
В течение 3 минут в первую графу запишите, что вам известно о лягушках.

Положите ручки, прочитайте по очереди, не повторяясь, кто что записал.
Молодцы! Вы много рассказали. А насколько верны были ваши утверждения, мы проверим на следующих этапах урока.

А что бы вы хотели узнать о земноводных? Свои вопросы записываем во вторую графу .Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных (холодные, скользкие, некрасивые и т.п.).

Демонстрация многообразия земноводных на слайдах. Слайды-7-13

Обратите внимание на изображения этих удивительных животных. Рассмотрите их. Все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются

необходимыми приспособлениями к среде обитания.

Учитель говорит о том, что земноводные – первые наземные позвоночные и

приспосабливаться им пришлось ко многому: к условиям жизни в водной и воздушной среде различаются очень сильно.
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод:

земноводные – необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не сумели окончательно порвать связь с водой.
Для выявления приспособленности лягушек к средам обитания организуется

работа в группах. Учащиеся получают задание: одна группа находит и записывает черты приспособления к жизни в воде; другая находит и записывает черты приспособления к жизни на суше. Для работы используют материал учебника, лекцию «Земноводные», открытки. Необходимо

самостоятельно заполнить таблицу о приспособлениях земноводных к жизни в воде и на суше.

Далее идет обсуждение записанного, сравнение с выводами таблицы на компьютере.
Рассказ учителя. Работая в группах, вы узнали: Слайды- 14-15

1. Земноводные – это поистине удивительные создания. Если бы животным давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили.

2.Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и, «вдохнули полной грудью» живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа).

3. Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

4. Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

5. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.

6. Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.

7. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной (барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

Сформулируем три основных вывода:

1. Лягушка – животное необычное. У нее можно обнаружить черты

приспособленности к обитанию в воде и на суше.

2. Благодаря этой особенности весь класс получил название «Земноводные».

3. Второе название этого же класса – «Амфибии», что в переводе с греческого языка означает «двоякодышащие».
Учитель рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и предлагает подумать, как будет называться наука о земноводных, если лягушка на греческом языке – «батрахос». (Батрахология.) Слайд-16

Учитель рассказывает, что некоторые признаки земноводных давно заинтересовали ученых - биоников. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами) и ряд других предметов.

Отгадайте:

Один из них находится на рисунке. В конструкцию

этого предмета за основу была взята особенность строения задней конечности лягушки.

Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания.)
У лягушки есть еще одно качество, которое представляется очень интересным в настоящее время, т.к. оно может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Пока мы его не можем использовать. Что это за качество?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Тогда водолазам не потребуется специальная аппаратура с запасом воздуха.
Учитель продолжает разговор о том, что живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к техническому прогрессу и неслучайно в 1960 г. на базе естественных и инженерно-технических наук родилась наука бионика.
На доске записана расшифровка слова бионика:

бионика = биология + техника.

После краткого обсуждения формулируется определение, которое записывается в тетрадь.

Бионика – наука, изучающая возможности применения в технике принципов

организации и работы живых организмов.Слайд-17
Учитель рассказывает о том, что земноводные – объект научной и

экспериментальной работы. Они помогли людям сделать ряд важнейших научных открытий.

Учитель отмечает, что благодарное человечество поставило лягушкам два

памятника: в Парижском университете (Сорбонне), по настоянию крупного

естествоиспытатели Клода Бернара и в Токио (Япония), по инициативе студентов. Даже в нашей стране есть памятники лягушке. Слайд-18
Значение земноводных Слайд -19

  1. Являются звеном в цепи питания.

  2. Пища для человека (в некоторых странах);

  3. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний-комаров, мух;

  4. Индикаторы чистоты окружающей среды;

  5. Объект для научных исследований.


Ученик читает:
Лягушки томные в пруду,

Особенно в начале лета

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлю у пруда шаги,

Как песня лунная напевна.

Не бей лягушек – береги

А вдруг одна из них… царевна!
Но лучшей наградой лягушкам за все, что они сделали для человека, было бы

гуманное к ним отношение. Я надеюсь, что сегодняшний урок изменит ваше отношение к этим необычным животным.

А теперь настало время заполнить 3 графу таблицы.
Новые сведения записываются учащимися в третью графу таблицы


Выполнение теста

Проверь себя:

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение.

  1. У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки.

  2. Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки.

  3. Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.

  4. В скелете земноводных присутствуют пояса конечностей.

  5. Глаза земноводных имеют подвижные веки.

  6. Кожа прудовой лягушки всегда влажная, потому что на ней есть железы, выделяющие слизь.

  7. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы.

  8. У многих земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.

  9. Развитие у большинства земноводных происходит с превращениями по схеме: икринка --- личинки разных возрастов --- взрослое животное.

Правильные ответы: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Слайд-20
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Создать свой проект “Памятник лягушке”, защитить его.

2. Подготовить из различных источников информации сообщение о каком-либо представителе земноводных.

III. Стадия “Рефлексия”.

Мы рассмотрели целый блок вопросов, а теперь вернемся к первой графе нашей таблицы и обсудим, верны ли были ваши предположения.
Учитель подводит итог урока:

«Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни».

Слайд -21

Знаменитый натуралист Альфред Брем писал:

Тот, кто по заблуждению или по непростительной шалости убивает столь полезное животное, только доказывает свою необразованность и свое невежество, о чем можно только сожалеть”.
Заканчивается урок словами норвежской пословицы: Слайд-21

Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото”. Так будем же дружить с лягушками и вместе их беречь

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск