Скачать 81.31 Kb.
|
Открытый урок по биологии в 7 классе ТЕМА: “Земноводные – необычные животные” ЦЕЛЬ УРОКА: раскрытие особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и воде. ЗАДАЧИ УРОКА: познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных; коррекционно-развивающая: развитие умения сравнивать и обобщать, развитие устойчивого произвольного мышления, формирование умения работать с демонстрационным материалом. воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе. ТИП УРОКА: урок изучения нового материала ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, фонограмма с записью голосов лягушки, демонстрационный материал. Х О Д У Р О К А: I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь Подсказка первая – эти животные служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника. Слайд-1 Подсказка вторая – слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Слайд-2 Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты. Слайд-3 Четвертая подсказка – это загадка. Слайд-4 В Токио ей не напрасно Памятник стоит прекрасный! Героиня не могуча, Но зелена и прыгуча, Ротик – тот еще у ней – Хоть завязочки пришей! Читает ученик: В Токио памятник есть удивительный! Просто не знать о таком возмутительно! Памятник этот поставлен животному: Не птице, не зверю, а земноводному. Все для людей они сделать готовы! Верой и правдою служат ученым. Ведь опыты с нею не ради игрушки – Памятник этот поставлен – лягушке! Слайд-5 Итак, речь действительно пойдет сегодня о лягушках, наиболее известных из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте, как о них отзываются: Слайд-6 “Гадкая лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапами”… “Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб”. (Альфред Брем- натуралист) Мы берём на себя задачу защищать земноводных, а сделать это сможем в том случае, если мы познакомимся с особенностями строения и образа жизни лягушек, их ролью в природе и жизни человека. Звучит запись голосов лягушек. Записывается тема урока на доске и в тетрадях II. Стадия “Вызов”, “мозговая атака”. Я знаю, что вы очень любознательные ребята, смотрите телепередачи, читаете книги, и вы уже имеете некоторое (свое) представление о лягушках. Я предлагаю вам обратиться к таблице “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. В течение 3 минут в первую графу запишите, что вам известно о лягушках. Положите ручки, прочитайте по очереди, не повторяясь, кто что записал. Молодцы! Вы много рассказали. А насколько верны были ваши утверждения, мы проверим на следующих этапах урока. А что бы вы хотели узнать о земноводных? Свои вопросы записываем во вторую графу .Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных (холодные, скользкие, некрасивые и т.п.). Демонстрация многообразия земноводных на слайдах. Слайды-7-13 Обратите внимание на изображения этих удивительных животных. Рассмотрите их. Все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания. Учитель говорит о том, что земноводные – первые наземные позвоночные и приспосабливаться им пришлось ко многому: к условиям жизни в водной и воздушной среде различаются очень сильно. К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: земноводные – необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не сумели окончательно порвать связь с водой. Для выявления приспособленности лягушек к средам обитания организуется работа в группах. Учащиеся получают задание: одна группа находит и записывает черты приспособления к жизни в воде; другая находит и записывает черты приспособления к жизни на суше. Для работы используют материал учебника, лекцию «Земноводные», открытки. Необходимо самостоятельно заполнить таблицу о приспособлениях земноводных к жизни в воде и на суше. Далее идет обсуждение записанного, сравнение с выводами таблицы на компьютере. Рассказ учителя. Работая в группах, вы узнали: Слайды- 14-15 1. Земноводные – это поистине удивительные создания. Если бы животным давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили. 2.Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и, «вдохнули полной грудью» живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа). 3. Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. 4. Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка. 5. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки. 6. Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов. 7. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной (барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Сформулируем три основных вывода: 1. Лягушка – животное необычное. У нее можно обнаружить черты приспособленности к обитанию в воде и на суше. 2. Благодаря этой особенности весь класс получил название «Земноводные». 3. Второе название этого же класса – «Амфибии», что в переводе с греческого языка означает «двоякодышащие». Учитель рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и предлагает подумать, как будет называться наука о земноводных, если лягушка на греческом языке – «батрахос». (Батрахология.) Слайд-16 Учитель рассказывает, что некоторые признаки земноводных давно заинтересовали ученых - биоников. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами) и ряд других предметов. Отгадайте: Один из них находится на рисунке. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задней конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания.) У лягушки есть еще одно качество, которое представляется очень интересным в настоящее время, т.к. оно может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Пока мы его не можем использовать. Что это за качество? В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Тогда водолазам не потребуется специальная аппаратура с запасом воздуха. Учитель продолжает разговор о том, что живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к техническому прогрессу и неслучайно в 1960 г. на базе естественных и инженерно-технических наук родилась наука бионика. На доске записана расшифровка слова бионика: бионика = биология + техника. После краткого обсуждения формулируется определение, которое записывается в тетрадь. Бионика – наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.Слайд-17 Учитель рассказывает о том, что земноводные – объект научной и экспериментальной работы. Они помогли людям сделать ряд важнейших научных открытий. Учитель отмечает, что благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Парижском университете (Сорбонне), по настоянию крупного естествоиспытатели Клода Бернара и в Токио (Япония), по инициативе студентов. Даже в нашей стране есть памятники лягушке. Слайд-18 Значение земноводных Слайд -19
Ученик читает: Лягушки томные в пруду, Особенно в начале лета Такую песню заведут, Что спать не будешь до рассвета. Замедлю у пруда шаги, Как песня лунная напевна. Не бей лягушек – береги А вдруг одна из них… царевна! Но лучшей наградой лягушкам за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение. Я надеюсь, что сегодняшний урок изменит ваше отношение к этим необычным животным. А теперь настало время заполнить 3 графу таблицы. Новые сведения записываются учащимися в третью графу таблицы Выполнение теста Проверь себя: Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение.
Правильные ответы: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Слайд-20 IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. Создать свой проект “Памятник лягушке”, защитить его. 2. Подготовить из различных источников информации сообщение о каком-либо представителе земноводных. III. Стадия “Рефлексия”. Мы рассмотрели целый блок вопросов, а теперь вернемся к первой графе нашей таблицы и обсудим, верны ли были ваши предположения. Учитель подводит итог урока: «Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни». Слайд -21 Знаменитый натуралист Альфред Брем писал: “Тот, кто по заблуждению или по непростительной шалости убивает столь полезное животное, только доказывает свою необразованность и свое невежество, о чем можно только сожалеть”. Заканчивается урок словами норвежской пословицы: Слайд-21 “Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото”. Так будем же дружить с лягушками и вместе их беречь |