Скачать 153.15 Kb.
|
http://www.uroki.net/Конспект урока с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве" по теме: "Приспособительные ритмы жизни"Материал разработала и прислала: студент 245 гр. Осташова Е.В., ГОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет", Химико-биологический факультет, кафедра экологии г. Сыктывкар Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Химико-биологический факультет Кафедра экологии КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ “Обучение в сотрудничестве”, “Приспособительные ритмы жизни ” (10 класс) Выполнила: студент 245 гр. Осташова Е.В. ___________________ Проверила: Уваровская О.В ___________________ Сыктывкар, 2008 г. Тема урока “Приспособительные ритмы жизни ” Цель урока: сформировать у учащихся понятие о суточных и годовых ритмах жизнедеятельности организмов, которые приспосабливают их к циклическим изменениям во внешней среде. Задачи урока: Образовательные – изучить определения понятий фотопериод и фотопериодизм; сформировать знания о значении суточных и годовых ритмах в жизни животных и растений. Развивающие – развитие умения работать с карточками, систематизировать, сравнивать и обобщать полученные знания, выделять главное существенное, рефлексировать, слушать, кроме того, развитие навыков групповой самоорганизации, способности четко формулировать свои мысли Воспитательные – воспитывать личную ответственность и ответственность перед другими обучающимся, способность работать в команде. Метод: обучение в малых группах в сотрудничестве Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала. Оборудование: карточки, тетради. План урока:
Список использованной литературы: 1. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс.» М.: Дрофа, 2001. С. 51-57. 2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2001. С. 60-65. Ход урока: До урока учитель вместе с учениками расставляет столы для работы учащихся в малых группах. На начало урока, учащиеся садятся по своему выбору.
ПРИЛОЖЕНИЕ Карточка №1 Суточные ритмы. Суточные ритмы приспосабливают организмы к смене дня и ночи. У растений интенсивный рост, распускание цветков приурочены к определенному времени суток. Животные в течение суток сильно меняют активность. По этому признаку различают дневные и ночные виды. Суточный ритм организмов – это не только отражение смены внешних условий. Если поместить человека, или животных, или растения в постоянную стабильную обстановку без смены дня и ночи, то сохраняется ритмика процессов жизнедеятельности, близкая к суточной. Организм как бы живет по своим внутренним часам, отсчитывая время. Суточный ритм может захватывать многие процессы в организме. У человека около 100 физиологических характеристик подчиняются суточному циклу: частота сокращения сердца, ритм дыхания, выделение гормонов роста, секрета пищеварительных желез, кровяное давление, температура тела и многие другие. Поэтому, когда человек бодрствует вместо сна, организм все равно настроен на ночное состояние и бессонные ночи плохо отражаются на здоровье. Карточка №2 Годовые ритмы. Годовые ритмы приспосабливают организмы к сезонной смене условий. В жизни видов периоды роста, размножения, линек, миграций, глубокого покоя закономерно чередуются и повторяются таким образом, что критическое время года организмы встречают в наиболее устойчивом состоянии. Самый же уязвимый процесс – размножение и выращивание молодняка – приходится на наиболее благоприятный сезон. Эта периодичность смены физиологического состояния в течении года во многом врожденная, т.е. проявляется как внутренний годовой ритм. Если, например, австралийских страусов и дикую собаку динго поместить в зоопарк Северного полушария, период размножения у них наступит осенью, когда в Австралии весна. Перестройка внутренних годовых ритмов происходит с большим трудом, через ряд поколений. Карточка №3 Фотопериодизм. Резкие кратковременные изменения погоды (летние заморозки, зимние оттепели) обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных. Главный экологический фактор, на который реагируют организмы в своих годовых циклах, - не случайные изменения погоды, а фотопериод – изменения в соотношении дня и ночи. Длина светового дня закономерно изменяется в течении года, а именно эти изменения служат точным сигналом приближения весны, лета, осени или зимы. Способность организмов реагировать на изменение длины дня получила название фотопериодизм. Если день сокращается, виды начинают готовиться к зиме, если удлиняется – к активному росту и размножению. В этом случае для жизни организмов важен не сам фактор изменения длины дня и ночи, а его сигнальное значение, свидетельствующее о предстоящих глубоких изменениях в природе. Карточка №4 Линька – периодическое обновление покровов: смена перьев, рогового слоя кожи, роговых чешуек на лапах и клюве. Различают несколько типов линек. Постювенальная линька – полная или частичная замена контурных перьев молодых птиц контурными перьями, характерными для взрослой птицы. Предбрачная линька, присущая некоторым видам птиц, - частичная линька, при которой отдельные перья на голове, туловище и хвосте сменяются ярко-окрашенными, что обеспечивает яркость брачного наряда. Послебрачная линька чаще затрагивает все оперение, характерна для всех видов птиц. У водоплавающих и болотных птиц сбрасывание крупных перьев происходит в короткий срок, и поэтому птицы на некоторое время утрачивают способность к полету (становясь достаточно легкой добычей хищников). Виды, далеко мигрирующие и имеющие короткий период между окончанием размножения и началом миграции, характеризуются короткими сроками линьки и ее полнотой. Карточка №5 Миграции – закономерные, направленные перемещения животных в пространстве. С миграциями у птиц связаны физиологические и поведенческие изменения: увеличение веса перелетных птиц к периоду миграций; потребления пищи сверх нормы, необходимой для поддержания обычной жизнедеятельности; отложение в теле большого количества жира; миграционный полет; утрата инстинкта территориальности и усиление инстинкта стайности. У рыб различают нерестовые, кормовые, зимовальные, анадромные (из моря к берегам и далее вверх по рекам) и катадромные (в обратном направлении). Среди рыб мигрируют камбала, корюшка, угорь. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, ситуативные упражнения | Конспект урока по английскому языку в 3 классе Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | ||
План –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения) Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые технологии: икт, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, элементы рефлексивного обучения, обучение... | ||
Конспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии... | Конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)... Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | ||
Рабочая программа по курсу «География Иркутской области» составлена... Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Отличительной особенностью является... | Сценарий урока по теме: «Политика гласности: достижения и издержки» 9 класс ... | ||
Урока технологии по теме: «Проектирование мозаики» Расширить знания о мозаике и ее видах с использованием компьютерной программы Paint | Высокие технологии в повседневной жизни. A high-tech life Педагогический процесс в вечерней школе специфичен: очное и заочное обучение, экстернат, компенсирующее обучение | ||
Урока: обобщающий Цель: Обучение учащихся коммуникативному общению... Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков; стихи по теме, вопросы по теме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основу работы составляет методическая разработка урока по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» с использованием технологии педагогических... | ||
Соглашени е между правительством российской федерации и правительством... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | «По страницам великой жизни. Лев Николаевич Толстой человек, мыслитель, писатель» Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса спо с использованием технологии коллективного способа обучения | ||
Урок алгебры для 8-го класса Тема урока: «Вычисление квадратных корней» Применяемая технология: обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, технология модульного обучения | Конспект урока Тема урока: «Зимние забавы» Предмет: Рисование Учитель:... Описание технологии: Применение знаний, умений и навыков на практике в сотрудничестве |