Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови»





Скачать 106.71 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови»
Дата публикации28.07.2014
Размер106.71 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
МОУ «Строкутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока

по биологии

в 8 классе

на тему

«Состав крови. Переливание крови»

Разработала учитель биологии

Хуснутдинова Фания Салимовна

Село Старокутлумбетьево, 2011 год.

Тема «Состав крови. Переливание крови»

Задачи урока:

Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови; расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; несовместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника и дополнительным материалом, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблицы: «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани». Микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


  1. Сообщение темы урока

  2. Изучение нового материала

  1. этап - вызов к размышлению

Постановка учителем проблемного вопроса « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?»

В ходе «Мозгового штурма» учитель получает от учащихся ответы на поставленный в начале урока вопрос. Ответы могут быть следующими:

- анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека;

- кровь выполняет в организме важные функции;

- в крови есть гемоглобин;

- для выявления малокровия;

- кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме;

- при наличии заболевания состав крови меняется;

- кровь – одна из важных тканей организма человека.

( все ответы, полученные во время «мозгового штурма» ,учитель фиксирует на доске).

2 этап - стадия осмысления

Перед классом ставится исследовательский вопрос: «Каков состав крови? Как проводят переливание крови?».

Для этого учащиеся объединяются в 4 группы.

Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные учителем задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.
Рабочий лист первой группы

Исследовательский вопрос: «Каково значение эритроцитов в организме?»

Задание 1. Охарактеризуйте состав крови.

Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?

Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.
Рабочий лист второй группы

Исследовательский вопрос «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свертывания крови?»

Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?

Задание 2. Опишите процесс свертывания крови.

Задание 3. Схематически зарисуйте этот процесс.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.
Рабочий лист третьей группы

Исследовательский вопрос «Человек, с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»

Задание 1. Что такое малокровие, и какие причины его вызывают?

Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.

Задание 3. Закончите предложение: «Донором называют….2.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос
Рабочий лист четвертой группы

Исследовательский вопрос: «Могут ли лейкоциты крови заменить тромбоциты?». Ответ обоснуйте.

Задание 1. Дайте сравнительную характеристику строения и функций лейкоцитов и тромбоцитов.

Задание 2. Зарисуйте схему строения лейкоцита и тромбоцита.

Задание 3. Как вы считаете, о чем свидетельствует повышенное содержание лейкоцитов в составе крови?

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.
На этот этап урока отводится 15 минут.
После выполнения заданий проводится презентация групповых работ. Соблюдается регламент - по 3 минуты на каждого выступающего от каждой группы
Затем учащимся предлагается заполнить схему «Состав крови»
Состав крови

_________________________/__________________________

/ / / / /
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия, ответить на вопрос «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Оборудование: готовые окрашенные препараты крови человека и лягушки, микроскопы, таблица «Кровь».
Ход работы.
1.Подготовить микроскоп к работе.

2 Установить под микроскопом микропрепарат крови человека

3. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты лягушки и зарисовать их.

6. Сделать выводы:

- Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

- Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?
Выводы:

Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму

Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.


Сообщение учащегося на тему «Дыхательная функция крови»
Работа в группах по решению биологических задач.

Задача «Смертельное лекарство».

Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть?
Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение
Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника




Результат

Норма

Гемоглобин

140 г/л

120 – 160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4 – 5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс/л

180 – 320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс /л

4 – 9 тыс/л

Скорость оседания эритроцитов

10 мм/ч

2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Z (фрагмент)
Ф.И.

Возраст

Поликлиника




Результат

Норма

Гемоглобин

100 г/л

120 – 160 г/л

Эритроциты

3,2 млн /л

4 – 5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс/л

180 – 320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс/л

4 – 9 тыс/л

Скорость оседания эритроцитов

7 мм /ч

2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________
Анализ № Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника




Результат

Норма

Гемоглобин

130 г/л

120 – 160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4 – 5 млн/л

Тромбоциты

410 тыс/л

180 – 320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс/л

4 – 9 тыс/л

Скорость оседания эритроцитов

7 мм/ч

2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________
Обсуждение итогов работы групп.


  1. этап урока - стадия рефлексии.

Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Выводы:

- по анализу крови можно поставить диагноз заболевания;

- определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;

- можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;

- можно определить особенности свертывания крови;

- можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;

- можно выявлять малокровие;

- можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).

Учитель еще раз напоминает проблемный вопрос « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?».

На завершающем этапе урока формулируется итоговый вывод:

Кровь – это жидкая соединительная ткань. Межклеточное вещество крови – кровяная плазма. В плазме во взвешенном состоянии находятся клетки крови – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма составляет около 55 – 50 %. Каждая из составных частей крови выполняет важные функции: эритроциты переносят кислород ко всем тканям организма; лейкоциты выполняют защитную функцию; тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови. Кровь имеет относительно постоянный состав. Это обеспечивает динамическое равновесие внутренней среды организма, получившей название гомеостаз. Изменение состава крови может являться симптомом различных серьезных заболеваний. Поэтому очень важно регулярно проводить анализ крови. Результаты проведенного анализа помогают врачам вовремя поставить правильный диагноз и выбрать наиболее эффективный метод лечения установленного заболевания
Работа по тестовым заданиям.
Задания первому варианту

Задание выберите один верный ответ из предложенных четырех.

А 1.Какие форменные элементы крови переносят кислород от легких к тканям

1) фагоциты 2) эритроциты

3) лимфоциты 4) тромбоциты
А 2. Какое вещество образует в организме человека непрочное соединение с кислородом?

1) белок, определяющий резус - фактор 2) гемоглобин

3) фибриноген 4) глюкоза
А 3. При переливании крови во всех случаях врач должен знать:

1) группу крови донора и больного

2) группу крови больного и его резус - фактор

3) группу крови и резус - фактор больного и донора

4) группу крови и резус - фактор донора
А 4. Резус – положительными называют людей, у которых

1) в плазме крови присутствует белок фибриноген

2) в эритроцитах крови присутствует специфический белок

3) понижена способность к свертыванию крови

4) лимфоциты образуют антитела
А 5. В свертывании крови участвуют

1) эритроциты 2) лейкоциты

3) тромбоциты 4) лимфоциты

Задания второму варианту

Задание выберите один верный ответ из предложенных четырех.

А 1. Лимфа, в отличие от крови, не содержит

1) эритроцитов 2) лейкоцитов

3) глюкозы 4) тромбоцитов
А 2. Резус – отрицательными называют людей, у которых

1) в плазме крови отсутствует белок фибриноген

2) в эритроцитах крови отсутствует специфический белок

3) понижена способность к свертыванию крови

4) лимфоциты не образуют антитела
А 3. Лейкоциты участвуют

1) в свертывании крови

2) в переносе кислорода от легких к тканям

3) в переносе углекислого газа от тканей к легким

4) в переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ
А 4. Сущность свертывания крови состоит

1) в склеивании эритроцитов 2) в превращении фибриногена в фибрин

3) в разрушении лейкоцитов 4) в захватывании бактерий фагоцитами
А 5. Малокровием называется состояние организма, при котором в нем

1) уменьшается количества эритроцитов

2) уменьшается количества тромбоцитов

3) увеличивается количества лейкоцитов

4) снижается свертываемость крови
По итогам работы проводится взаимопроверка с использованием ключа, за каждый верный ответ ставится 1 балл.

(Верные ответы: 1 - варианта А 1 -3, А 2 – 2, А 3 – 3, А 4 -2, А 5 – 3)

2 - варианта А 1 – 1,А 2 - 2, А 3 - 4, А 4 -2, А 5 – 1)

Выставление оценок в классный журнал.
Домашнее задание: Изучить текст учебника на с. 118 -119, 122 - 123. Подготовить сообщение «Защитные свойства крови» или презентацию «Кровь» (по желанию), включающую тесты для проверки знаний по теме.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconКонспект урока "Группы крови. Переливание крови. Донорство" (Тема...
...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconКонспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма....
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconКонспект урока. Учитель Филаевская Н. В. Тема урока Графы
...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconКонспект урока в форме последовательности учебных ситуаций, заполняя...
...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconУрока 8 класс Биология Тема: Строение крови. Переливание крови. Цель...
Обучающая: доказать материальное единство живой природы на основе установленной общности в строении клеток в связи с выполняемыми...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconОбеспечение качества получения и клинического применения компонентов...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconНазвание урока Ознакомление с окружающим миром
...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови эритроциты, лейкоциты, тромбоциты....
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconАвтор: Лебедева Ольга Дмитриевна Координаты
...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Кровь, плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconКонспект урока по биологии в 9 классе Тема. Движение крови по сосудам
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconТема урока: Колокольные звоны России
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconТема урока вокально-хоровая работа в многоголосии
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconУрок-портфолио по биологии 8 класс
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconТема: «музыкальное путешествие»
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Состав крови. Переливание крови» iconУважаемые посетители раздела биология
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск