МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на Мет.совете зам. директора Директор МКОУ «СВЕТЛОВСКАЯ Протокол № школы по УВР СОШ Завьяловского района»
от « » 2013г. И.И.Зайцева О.Б.Титова
Приказ № от « » 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«БИОЛОГИЯ»
для 7 класса
2 ступень, уровень базовый
на 2013-2014 годы Программа по биологии (авт.-сост. В.В. Пасечник)
Составитель:
Перязева Ирина Александровна,
учитель биологии второй
квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 7 классе базового уровня составлена на основании:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии 2004 г.
программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечникка, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. М. Дрофа 2010 стр. 33-37) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Программа рассчитана на 70 часов.
Курс биологии для 7 класса является логическим продолжением изучения биологии в 6 классе, где обучающиеся знакомятся с признаками, присущими всем организмам, рассматривают живой организм как единое целое.
В 7 классе обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Цели курса:
усвоение и применение учащимися в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека;
формирование понятий о многообразии живых организмов и принципах их классификации;
научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Обучающиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Задачи курса:
расширение знаний обучающихся о разнообразии живых организмов;
осознание учениками значимость видового богатства в природе и жизни человека;
ознакомление с эволюцией растений и животных;
овладение знаниями о взаимоотношениях организмов в природных сообществах, влиянии факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность из изучения.
Для понимания сущности биологических явлений в тематическое планирование включены лабораторные и практические работы. Это дает возможность тренировать память ученика, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности.
Преподавание курса ориентированно на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
В.В.Латюшин. В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» М.: Дрофа, 2012
Дидактический материал по курсу «Биология. Животные. 7 класс» (М.: Просвещение , 2009)
В.В.Латюшин. В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс». Рабочая тетрадь к учебнику.
На изучение курса биологии «Животные» в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Изменения в программе:
*На раздел 5 «Биоценозы» по программе отведено 4 часа. Было добавлено 2 часа из резервного времени на экскурсии.
*На раздел 6 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» по программе отведено 5 часов. Был добавлен 1 час из резервного времени на экскурсии.
№
п/п
| Название темы
| Кол – во часов
| Дата
| Дидактические единицы стандарта
| Лабораторная работа
| Домашнее задание
| Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
Цель: Сформировать представление о структуре биологической науке, ее истории, методах изучения.
| 1
| История изучения животных.
| 1
|
| Давать определения терминам.
Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных.
Формулировать определение термина.
Выделять признаки классификации наук о животных.
Сравнивать растения и животных.
Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности человека.
Термины: зоология, этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология.
|
| П. 1,2
| 2
| Наука зоология и её структура.
| 1
|
|
| П. 2
| Раздел 1. Многообразие живых организмов (34 часа) Цель: Расширить и углубить знания учащихся о животных. Сформировать представление о многообразии животного мира и особенностях каждого типа животных, показать роль животных в природе и жизни человека.
| 3
| Простейшие.
| 1
|
| Знать: среды и места обитания животных; особенности строения и процессов жизнедеятельности животных; систематические группы животных; о вреде паразитов и мерах борьбы с ними; причины распространения болезней людей, вызванных животными; представителей различных типов животных; представителей животного мира, обитающих на территории нашей местности.
Уметь: анализировать содержание демонстрационных таблиц; выделять причинно – следственные связи; сравнивать строение и жизнедеятельность животных; соблюдать правила личной гигиены; ориентироваться в мире животных; беречь и любить животных; соблюдать правила поведения с животными, живущих на территории нашей местности.
Опорные понятия: циста, эктодерма, энтодерма, регенерация, чередование поколений, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, параподии, анабиоз, гирудин, кокон, реактивное движение, фасеточное (мозаичное) зрение, хитин, партеногенез, жаберные щели, хорда, скелет, орган.
|
| П.3
| 4
| Многообразия, среда и места обитания.
| 1
|
|
| П. 4
| 5
| Тип Губки.
| 1
|
|
| П.5
| 6
| Тип Кишечнополостные.
| 1
|
|
| П. 6
| 7
| Тип Плоские черви.
|
1
|
|
| П. 7
| 8
| Тип Круглые черви.
|
1
|
|
| П.8
| 9
| Тип Кольчатые черви.
Лабораторная работа № 1 «Знакомство с разнообразием кольчатых червей»
|
1
|
| Лабораторная работа № 1 «Знакомство с разнообразием кольчатых червей»
| П. 9,10
| 10
| Тип Моллюски.
|
|
|
| П. 11,12
| 11
| Тип Иглокожие.
| 1
|
|
| П. 13
| 12
| Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
| 1
|
| Лабораторная работа № 2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
| П. 14
| 13
| Класс Паукообразные.
|
1
|
|
| П.14
| 14
| Класс Насекомые.
| 1
|
|
| П. 15
| 15
| Класс Насекомые.
Лабораторная работа № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
| 1
|
| Лабораторная работа № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
| П. 16
| 16
| Класс Насекомые.
| 1
|
|
| П. 17
| 17
| Класс Насекомые.
| 1
|
|
| П. 18
| 18
| Класс Насекомые.
| 1
|
|
| П. 19
| 19
| Тип Хордовые.
| 1
|
|
| П. 20
| 20
| Надкласс Рыбы.
|
1
|
|
| П. 21
| 21
| Многообразие: клуглоротые, хрящевые, костные.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
|
1
|
| Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
| П. 22
| 22
| Многообразие: клуглоротые, хрящевые, костные.
|
1
|
|
| П. 23
| 23
| Класс Земноводные.
|
1
|
|
| П. 24
| 24
| Класс Пресмыкающиеся.
|
1
|
|
| П. 25
| 25
| Многообразие.
|
1
|
|
| П. 26
| 26
| Класса Птицы.
Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения птиц»
| 1
|
| Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения птиц»
| П. 27
| 27
| Многообразие.
| 1
|
|
| П. 27, 28
| 28
| Среда обитания, образ жизни и поведение.
| 1
|
|
| П. 28, 30
| 29
| Значение в природе и жизни человека.
| 1
|
|
| П.29
| 30
| Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
| 1
|
|
|
| 31
| Класс Млекопитающие.
| 1
|
|
| П. 31
| 32
| Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
| 1
|
|
| П. 32
| 33
| Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
| 1
|
|
| П. 33
| 34
| Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
| 1
|
|
| П. 33, 34
| 35
| Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
| 1
|
|
| П. 33
| 36
| Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
| 1
|
|
| П. 35
| Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14 часов)
Цель: Систематизировать знания учащихся об особенностях строения и функциях органов и систем у животных.
| 37
| Покровы тела
| 1
|
| Знать: функции покровов тела, органов дыхания и газообмена, полости тела, органов пищеварения, кровеносной и нервной систем, органов выделения, органов чувств; особенности строения.
Уметь: различать строения животных; обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем; описывать расположение органов в полости тела; объяснять характер приспособления животных к различным средам обитания; анализировать содержание демонстрационных таблиц и рисунков.
Опорные понятия: регуляция, эпителий, кутикула, наружный и внутренний скелеты, пищеварение, паразиты, альвеолы, вены, артерии, венозная кровь, артериальная кровь, рефлекс, инстинкт, раздражимость.
|
| П. 36
| 38, 39
| Опорно – двигательная система и способы передвижения.
| 2
|
|
| П. 37
| 40
| Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей различий покровов тела».
| 1
|
| Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей различий покровов тела».
|
| 41
| Полости тела.
| 1
|
|
| П. 38
| 42
| Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
| 1
|
|
| П. 40
| 43
| Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
| 1
|
|
| П. 39
| 44
| Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
| 1
|
|
| П. 41
| 45
| Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
| 1
|
|
| П. 42
| 46
47
48
| Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс.
| 3
|
|
| П. 43
| 49
| Органы размножения, продление рода.
| 1
|
|
| П.44
| 50
| Органы размножения, продление рода.
| 1
|
|
|
|
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Цель: Сформировать представление о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе, как движущих силах эволюции животного мира, обобщить знания учащихся о происхождении животных.
| 51
| Способы размножения. Оплодотворение.
| 1
|
| Знать: строение половой системы животных; влияние среды обитания на строение органов размножения; этапы эволюции животных; научное объяснение причин разнообразия организмов; биологическое значение размножения с превращением; закономерности развития животных; формы изменчивости; причины миграций животных; причины, определяющие границы ареала.
Уметь: перечислять основные функции органов размножения; описывать строение органов размножения; отличать бесполое и половое размножение; приводить примеры животных с различным типом развития; приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных, различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора; анализировать содержание демонстрационных таблиц и рисунков.
Опорные понятия: гермафродиты, плацента, матка, почкование, живорождение, яйцеживорождение, метаморфоз, онтогенез, палеонтология, филогенез, атавизмы, ареал, миграция, эндемики.
|
| П. 46
| 52
| Развитие с превращением и без превращения.
| 1
|
|
| П. 47
| 53
| Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
| 1
|
| Лабораторная работа № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
| П.48
|
Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
|
| 54
| Доказательства эволюции: сравнительно-аналитические, эмбриологические, палеонтологические.
| 1
|
|
| П. 49
| 55
| Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.
| 1
|
|
| П. 50
| 56
| Усложнения строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
| 1
|
|
| П. 51
| Раздел 5. Биоценозы (4 часа) + 2 часа резерва
Цель: Сформировать представление о биоценозе и его видах, о влиянии на него факторов среды; о цепях питания и их влиянии на биоценоз.
| 57
| Естественные и искусственные биоценозы
| 1
|
| Знать: структуру биоценозов; экологические группы по объектам питания; факторы среды; взаимосвязи между организмами.
Уметь: приводить примеры различных биоценозов, сред обитания, доказывать воздействие организмов на окружающую среду; объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов; находить различия между естественными и искусственными биоценозами.
Опорные понятия: биоценоз, агробиоценоз, среда обитания, цепь питания, зоопланктон, фитопланктон.
|
| п. 53
| 58
| Факторы среды и их влияние на биоценозы.
| 1
|
|
| П. 54
|
|
| 59
| Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»
|
|
| 60
| Цепи питания, поток энергии.
| 1
|
|
| П. 55
| 61
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
| 1
|
|
| П. 56
| 62
| Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».
|
|
|
|
|
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)+1 час резерва
Цель: Определить степень воздействия человека на животный мир.
| 63
| Воздействие человека и его деятельности на животных.
| 1
|
| Знать: о последствиях деятельности человека на нашей планете; о мерах принятых Российским государством, направленных на охрану и рациональное использование животного мира.
Уметь: приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории нашей местности, раскрывать сущность законов России об охране животного мира.
Опорные понятия: акклиматизация, селекция, одомашнивание, мониторинг, заповедник, заказник, памятник природы.
| Текущий
| П. 57, 60
| 64
| Одомашнивание.
| 1
|
| Текущий
| П. 58
| 65
| Законы об охране животного мира.
| 1
|
| Текущий
| П. 59
| 66
| Красная книга.
| 1
|
|
|
|
| 67
| Рациональное использование животных.
| 1
|
|
|
| П. 60
| 68
| Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных»
|
|
|
|
|
| 69
| Резерв
|
|
|
|
|
| 70
| Резерв
|
|
|
|
|
| |