Скачать 444.76 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «биология» для 6А общеобразовательного класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263), с учётом образовательной программы и учебного плана МБОУ « Копьёвская СОШ» на 2013-2014 учебный год, использования УМК под редакцией В. В. Пасечника и др. Учебник для образовательных учреждений для 6 класса В.В. Пасечника,«Бактерии. Грибы. Растения»: - М.: Дрофа,2010, имеющего гриф « Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утверждённому федеральным перечнем учебников на 2013-2014 учебный год (приказ от 19.12.2012 № 1067). Согласно учебному плану МБОУ «Копьёвская СОШ» на 2013-2014 учебный год на изучение биологии в 6А общеобразовательном классе отводится 70 часов в год из расчёта 2 часов в неделю. При составлении программы учитывались особенности класса. В 6А классе 25 учеников с разным уровнем способностей по биологии, познавательной активности и учебной мотивации. Из них 16 человек с высоким уровнем способностей, эти ученики имеют прочные знания, владеют теоретическим материалом и умеют его применять в практических и лабораторных работах, 9 - со средним уровнем способностей. Этим продиктована необходимость дифференцированного обучения, поэтому в плане каждого урока, вначале выполняются наиболее важные задания, а затем - насколько это возможно на конкретном уроке - задания, позволяющие углубленно изучить тему, задания из раздела повторения. Домашние задания могут быть различными для детей, отличающихся по уровню подготовки и степени заинтересованности предметом. Дополнительные задания после каждой главы используются для работы, как на уроке, так и в качестве дифференцированного домашнего задания. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах научного познания; Изучение биологии в 6 классе направлено на решение следующих задач: Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать со справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдения за живыми организмами, биологическими экспериментами, работы с различными источниками информации; Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. В результате изучения биологии ученик 6-го класса должен знать: признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона; сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий. уметь: наблюдать влияние факторов среды на живые организмы; объяснять общность происхождения и эволюцию растений; роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; изучать биологические объекты и процессы, объяснять и описывать результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; наиболее распространённые виды растений своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников.
Формы контроля и оценки деятельности учащихся Виды контроля знаний: текущий, промежуточный и итоговый. Формы контроля: устный опрос (от 5 до 25 мин), контрольная работа ( от 20 до 40 мин), тестирование ( от 5 до 30 мин), проверка домашнего задания, словарные диктанты ( от 3 до 7 мин), контрольные работы, викторины, контрольно-административные задания. Основные приёмы контроля отражены в УМК и реализуются в процессе обучения. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по биологии. 1. Оценка устных ответов учащихся по биологии. Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик: полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров; умеет обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один- два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; Отметка «3» ставится в следующих случаях: знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении; наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу. 2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка «5» ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В предоставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и сделал выводы. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к отметке «5», но: было допущено два-три недочета; была допущена одна негрубая ошибка и один недочёт; работа проведена не полностью; в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка «3» ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; работы по началу опыта провёл с помощью учителя, или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в оформлении работы) которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2» ставится, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к отметке «3»; допускает две (или более) грубые ошибки в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя. 3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов. Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более двух-трех негрубых ошибок; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящую норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы. Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты. Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, основных положений; неумение выделить в ответе главное; неумение делать выводы и обобщения; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий; нарушение логики при ответе, подмена отдельных основных вопросов второстепенными; нерациональные методы работы со справочной и другой литературой. Недочетами являются: небрежное выполнение записей, рисунков, схем, таблиц. При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим – ноябрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой. Преемственность курса. В 6 классе продолжается формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии; опираясь на знания, полученные в 5 классе, изучается и основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению. Использование межпредметного потенциала. Биология даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов, формирует общепредметные умения.
В ходе формирования у учащихся знаний и умений, особое внимание уделяется на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт: ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; и их обоснования; проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез исследовательской деятельности, обобщения, постановки целей и их успешной реализации. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен знать/понимать: Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию. |
Рабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат» Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе | Рабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,... | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «биология» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «биология» | Рабочая программа по предмету «биология» А. А. Каменский, Е. М. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»-М.: Дрофа,2007, имеющего гриф «Рекомендовано... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» Практикум для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Авторы : Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая,... | Рабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя... Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение».... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год | Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11... | ||
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Рабочая программа по биологии 5 9 классы Рабочая программа по учебному предмету Биология составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»... Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... |