Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Верх - Пайвинская средняя общеобразовательная школа» Баевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
____________ФИО ____________Климов С.А.
Протокол №__ от Приказ №__ от «__»_____________2012 « __»_________2012
Рабочая программа
По предмету «Общая биология» 10 класс
Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Рабочая программа составлена на основе программы биологии для образовательных учреждений.
Авторы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова
Издательство «Дрофа» 2010 год
Составитель: Дубовик
Светлана
Ивановна
Учитель биологии
I квалификационная
категория
Верх - Пайва.2012год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе стандарта полного общего образования по биологии 2004 год.
Авторской программы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова
Издательство «Дрофа» 2010 год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях.
Программой предусматривается изучение теоритических основ общей биологии.
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Лабораторных работ: 4
Для реализации рабочей программы будут использованы следующие методы обучения
- словестный
- наглядный
- лабораторные работы
- устный контроль
- учебные дискуссии
Изучение курса «Общая биология» 10 класс направленно на достижение следующих целей:
• Дать учащемуся знания об основных биологических теориях, законах, понятиях, закономерностях, правилах, гипотезах.
• Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
• Изучение курса направлено на решение его главных задач
• Изучение основных закономерностей возникновения и развития жизни на Земле
• Формирование динамико – материалистического мировоззрения
• Совершенствовать умение работать с учебником, таблицами, рисунками, оборудованием, источником информации.
Тематический поурочный план учебного предмета «Общая биология»
(1 час в неделю,34 учебных недель)
№
урока
| дата
| Тема урока
| Виды деятельности обучающихся.
Практические,
лабораторные,
практические
| Планируемые
Результаты изучения темы
| Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
| Раздел 1. Тема 1. Биология как наука – методы
научного познания - 3ч
| 1
|
| Введение. Объект изучения биологии – живая природа.
Краткая история
биологии
|
| Знать признаки биологических объектов.
Понимать сущность биопроцессов.
Уметь сравнивать, проводить самостоятельный поиск информации,
объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязь организмов и
окружающей среды, характеризовать
уровни организации живой материи.
| Словесный, наглядный, метод формирование
теоритических знаний.
Таблицы
«Уровни организации живой материи»
| 2
|
| Сущность жизни.
Свойства живого.
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний
| 3
|
| Уровни организации живой материи.
Методы биологии
| Раздел 2.Тема 2. История изучения клетки – 1ч.
| 4
|
| История изучения клетки. Клеточная теория
|
| Знать основные
Положения «Клеточной теории», этапы становления клеточной теории
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний. Портреты ученых биологов
| Тема 3. Химический состав клетки - 5ч
| 5
|
| Химический состав клетки.
Микро и макроэлементы.
|
| Знать состав клетки, строение белков их роль в жизни клетки и организмов, нуклеиновые кислоты.
Уметь характеризовать особенности химического состава клетки; роль воды в жизни клетки и организмов, характеризовать роль углеводов и липидов.
Применять полученные знания в практике.
Уметь характеризовать нуклеиновые кислоты, принцип комплементарности.
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний.
| 6
|
| Строение и функции углеводов и липидов
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний.
| 7
|
| Белки.
Строение, функции. Ферменты.
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний. Таблица «Белки»
Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблица «ДНК» и «РНК»
| 8
|
| Нуклеиновые кислоты. ДНК
| 9
|
| Нуклеиновые кислоты.
РНК
| Тема 4. Строение клетки – 3ч
| 10
|
| Основные органоиды клетки
|
| Знать признаки родства всех эукариот, факторы влияющие на
процесс
протекания плазмолиза, деплазмолиза в эукариотических клетках.
Определение и понятий плазмолиза и деплазмализа,
сапрофит, симбиоз,
паразит.
Уметь характеризовать строение клеток:
прокариот, эукариот и сравнивать между собой
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний и практических умений.
Таблицы: «клетка
растительная»,
« строение живой клетки»,
микроскопы,
микропрепараты
| 11
|
| Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
| Лабораторная работа №1
| 12
|
| Прокариотическая клетка, сравнение клеток растений и клеток животных
| Лабораторная работа №2
| Тема 5. Реализация наследственной информации
в клетки – 1ч
| 13
|
| ДНК - носитель наследственной информации.
Ген. Код
|
| Знать основные свойства генетического кода.
Уметь объяснять биосинтез белка,
Передача наследственной информации
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний
| Тема 6. Вирусы - 1ч
| 14
|
| Вирусы – неклеточные
формы жизни
|
| Знать строение вирусы и виды. Уметь описывать процесс проникновения вируса в клетку
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний.
Таблица «Вирусы»
| Раздел 3. Тема 7. Многообразие живых организмов – 1ч
| 15
|
| Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные.
Колонии
|
| Знать представителей одноклеточных и многоклеточных,
их строение, место проживания.
Уметь отличать по строению одноклеточных от многоклеточных.
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблицы «Одноклеточные», «Многоклеточные», «Колонии»
| Тема 8. Обмен и превращение энергии – 2ч
| 16
|
| Энергетический обмен
|
| Знать этапы энергетического обмена. Уметь объяснять роль
АТФ в обмене веществ в клетки
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблица «Этапы энергетического обмена»
| 17
|
| Пластический обмен. Фотосинтез
|
| Знать основные типы питания живых организмов.
Уметь характеризовать сущность фотосинтеза, что растения - это открытая энергией система
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний
Таблицы «Пластического обмена»,
« Фотосинтеза»
|
|
|
|
|
| Тема 9. Размножение – 4ч
| 18
|
| Деление клеток
|
| Знать основные стадии гаметогенеза, основные типы оплодотворения.
Уметь описывать последовательно
фазы митоза, мейоза,
сравнивать бесполое и половое размножение, описывать строение половых клеток.
Характеризовать его значение
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний.
Таблицы «Мейоз», «Митоз», «Оплодотворение», «Виды вегетативного размножения»
| 19
|
| Бесполое и половое размножение
|
| 20
|
| Мейоз
|
| 21
|
| Оплодотворение у растений и животных
|
|
| Тема 10. Индивидуальное развитие организмов – 2ч
| 22
23
|
| Прямое и непрямое развития. Основные этапы эмбриогенеза
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
|
| Знать периоды онтогенеза, этапы постэмбрионального
развития, периоды
онтогенеза человека.
Уметь описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыш человека и млекопитающих
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблицы «Основные стадии ортогенеза», «Прямое и непрямое развитие »
| Тема 11. Наследственность и изменчивость – 9ч
| 24
25
26
27
|
| Генетика – наука о наследственности
и изменчивости
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Хромосомная теория наследственности
Сцепленное наследование. Генетика пола
|
| Знать законы
Г. Менделя,
Закон сцепленного наследования, основные положения хромосомной теории, основные типы хромосом в генотипе,
различные виды изменчивости, виды мутаций, основные причины наследственных заболеваний. Уметь характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, объяснять значение законов Г. Менделя, описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, неполное доминирование. Объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости и мутаций
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний и
практических умений.
Таблицы «Моногибридное скрещивание », «Дигибридное скрещивание», «Генетика пола», «Мутационная изменчивость»,
«Виды мутаций»,
«Модификационная изменчивость»
| 28
|
| Генетические задачи на дигибридное и моногибридное скрещивание
| Решение задач
| 29
|
| Генетические задачи на сцепленное наследование.
| Решение задач
| 30
|
| Модификационная изменчивость
| Лабораторная работа №3
| 31
32
|
| Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации
Генетика и медицина
| Лабораторная работа №4
| Тема 12. Селекция. Биотехнология – 2ч
| 33
34
|
| Методы и достижения в селекции
Биотехнология: достижения и перспективы развития
|
| Знать основные методы селекции растений и животных. Уметь сравнивать, описывать массовый и индивидуальный отбор, явление гетерозиса, методы генной инженерии
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний и
практических умений. Таблицы «Центры многообразии и происхождении культурных растений» ,«Методы селекции»
| Всего уроков – 34
- уроков теоритических – 28
- лабораторных работ - 4
- уроков решения генетических задач – 2
|
| Тематический план рабочей программы учебного курса «Общая биология»
Номер раздела и название темы
| Всего уроков
| Теоритических занятий
| Практических занятий
| Контрольно – обобщающих
Занятий
|
| Раздел 1.Тема 1.Биология как наука. Методы научного познания
| 3
| 3
| -
| -
| Раздел 2. Тема 2.История изучения клетки.
| 1
| 1
| -
| -
| Тема 3.Химический состав клетки.
| 5
| 5
| -
| -
| Тема 4. Строение клетки.
| 3
| 1
| 2
| -
| Тема 5. Наследственная информация в клетки
| 1
| 1
| -
| -
| Тема 6. Вирусы
| 1
| 1
| -
| -
| Раздел 3. Тема 7.
Многообразие живых организмов
| 1
| 1
| -
| -
| Тема 8. Обмен веществ
| 2
| 2
| -
| -
| Тема 9. Размножение
| 4
| 4
| -
| -
| Тема 10. Индивидуальное развитие организмов
| 2
| 2
| -
| -
| Тема11. Наследственная изменчивость
| 9
| 5
| 4
| -
| Тема 12. Селекция. Биотехнология
| 2
| 2
| -
| -
| Всего
| 34
| 28
| 6
| -
|
| Планируемые образовательные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- Об особенностях жизни как формы существования материи.
- Роли физических и химических процессов в живых системах различного уровня организации.
- О сущности процессов обмена веществ, наследственности и изменчивости.
- Об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, теории наследственности
- Биологическую терминологию и символику.
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять основные свойства живых организмов.
- Объяснять понятие гомеостаза и другие.
- Объяснять рисунки и схемы представленные в учебнике.
- Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты.
- Объяснять механизм передачи признаков и свойств из поколения в поколение в поколение.
- Решать генетические задачи.
- Объяснять неблагоприятное влияние со стороны окружающей среды на индивидуальное развитие организма.
- Сравнивать бесполое и половое размножение.
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в практике сельского хозяйства.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучения
Оценка устного ответа.
Исходя из поставленной цели возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать
- Правильность и осознанность изложения, полноту раскрытий понятий, точность употребления научных терминов. - Степень сформированности интеллектуальных общеучебных умений. - Самостоятельность ответа. - Речевую грамотность и логическую последовательность ответаОтметка «5»- Полностью раскрыто содержание материала в объёме программы ученика. - Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, исследованы научные термины. – Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов. – Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4» - Раскрыто основное содержание материала. – В основном правильно даны определения и понятия и использованы научные термины. – Ответ самостоятельный. – Определение понятий не полные, допущены нарушения последовательности изложения материала параграфа.
Отметка «3»- Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно. - Определения понятий недостаточно четкие. – Нет выводов, обобщения.
Отметка «2» - Основное содержание учебного материала не раскрыто. – Не даны на вспомогательные вопросы учителя. – Допущены грубые ошибки в определении понятий.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
№
п\ п
| Содержание
| Класс
| Перечень
| автор
| издательство
| год
| 1
| Основная
Учебник
| 10
| Общая биология
| И.Б Агафонова, В.И. Сивоглазова
| «Дрофа»
| 2010
| 2
| Учебное пособие для учащихся
| 10
| Рабочая тетрадь к учебнику
| В.И. Сивоглазова
| «Дрофа»
| 2010
| 3
| Методическое пособие для учителя
| 10
| Методическое пособие к учебнику, журналы «Биология в школе»,
«Биология для школьников»
| В.И. Сивоглазова
| «Дрофа»
| 2010
| 4
| Дополнительная литература для учителя и учащихся
| 10
| Книга для чтения по общей биологии.
| Н.И. Шаврин
| «Просвещение»
| 2000
| Уроки общей биологии
| В.М. Корсунская
| «Просвещение»
| 2000
| Книга для учителя
«Общие
закономерности»
| Т.С. Сухова,
В.И. Сивоглазова
| «Школа - пресс»
| 2001
| Рабочая тетрадь для учителя 10кл
| Н.И. Сонин,
Т.А. Козлова
| «Дрофа»
| 2001
| Для подготовки. ЕГЭ Биология
| Т.А. Козлова
| «Дрофа»
| 2002
| Словарь по биологии
| А.И. Гусев
| «Просвещение»
| 2000
| Справочник по биологии
| А.С. Мироненко
| «Просвещение»
| 1998
| 5
| Электронные
информационные источники
| 10
| Диски биология
10-11кл.
Диски биология теория эволюции.
Биология – клеточная теория.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
|
| «Дрофа»
| 2004
2010
| 6
| Модели
|
| Эмбрионы птиц и лягушки
|
|
|
| 7
| таблицы
|
| Портреты ученых.
1.Многообразие живого мира
2.Белки и нуклеиновые кислоты
3. Царства живой природы
4. Строение клетки растительной и животной
5.Энергитический обмен
6. Пластический обмен
7. Митоз
8. Мейоз
9. Вирусы
10.Законы Менделя
11.Кодификационная изменчивость
12.Селекция растений
13. Селекция животных
14. Эмбриональное развитие
15. Постэмбриональное развитие
16. Онтогенез
|
|
|
| 8
| Коллекции
|
| Карта культурных растений , дикие предки
растений
|
|
|
|
|