Пояснительная записка рабочая программа «Биология»





Скачать 213.12 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа «Биология»
Дата публикации27.07.2014
Размер213.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология» для 9 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004), Примерной программы основного общего образования по биологии ,ФБУПа (2004 г), программы «Биология» для 9 класса под редакцией Н.И.Сонина.

Учебно - методический комплект «Биология» под редакцией Н.И.Сонина реализует базовый уровень. УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 гг.

Цель:

Изучение теоретических основ общей биологии.

Задачи:

  1. Формирование знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях.

  2. Формирование экологического воспитания учащихся.

  3. Познакомить с закономерностями развития и разнообразия жизни на земле, с взаимозависимостью этих процессов и ролью их в культуре человечества.

В рабочей программе для 9 класса отбор содержания проведен с учетом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их распо­ложением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в програм­ме. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и мо­гут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Типология уроков определяется системой методов и приёмов обучения, практикуемых учителем, содержанием учебного материала: урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки, комбинированные уроки.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • Особенности жизни как формы существования материи;

  • Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • Фундаментальные понятия биологии;

  • Сущность процесса обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • Основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза.

  • Соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • Владеть языком предмета.

Тематический план


Название темы



Количество часов
Введение




1
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле





21

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период

2

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
10

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
20

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6


Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции


3

Тема 5.2. Биосфера и человек


2

Заключение





1

Итого:


63 + 5 резерв


Календарно-тематическое планирование


урока



Тема урока


Количество часов


Дата проведения


Примечания

Введение (1час)

1(1)

Биология – наука о жизни

1






Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (21 час)




Тема1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)










1(2)

Многообразие живого мира.

1







2(3)

Основные свойства живых организмов

1










Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период (2 часа)










1(4)

Становление систематики

1







2(5)

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

1










Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)










1(6)

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1







2(7)

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1







3(8)

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1







4(9)

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.

1







5(10)

Факторы эволюции.

1










Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2 часа)










1(11)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1







2(12)

Забота о потомстве. Физиологические адаптации

1










Тема 1.5. Микроэволюция(2 часа)










1(13)

Вид, его критерии и структуры Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1







2(14)

Морфологический критерии вида Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

1










Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(3 часа)










1(15)

Главные направления эволюции.

1







2(16)

Общие закономерности биологической эволюции.

1







3(17)

Обобщающий урок по теме: « Эволюция живого мира на Земле»

1










Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)










1(18)

Современные представления о возникновении жизни.

1







2(19)

Начальные этапы развития жизни.

1










Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)










1(20)

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1







2(21)

Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру.

1







3(22)

Жизнь в кайнозойскую эру.

1






Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)




Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа)










1(23)

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1







2(24)

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1










Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)










1(25)

Пластический обмен.

1







2(26)

Биосинтез белков.

1







3(27)

Энергетический обмен.

1










Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов)










1(28)

Прокариотическая клетка.

1







2(29)

Эукариотическая клетка.

1







3(30)

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

1







4(31)

Эукариотическая клетка. Ядро.

1







5(32)

Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.

1







Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)




Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)










1(33)

Бесполое размножение.

1







2( 34)

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1










Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)










1(35)

Эмбриональный период развития.

1







2(36)

Постэмбриональный период развития.

1







3(37)

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1







Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)




Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов)+ 1 час Р










1(38)

Основные понятия генетики.

1







2(39)

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

1







3(40)

Первый закон Г. Менделя.

1







4(41)

Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование.

1







5(42)

Дигибридное скрещивание.

1







6(43)

Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание.

1







7(44)

Сцепленное наследование генов.

1







8(45)

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1







9(46)

Взаимодействие генов.

1







10(47)

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».

1







11(48)

Повторение по теме: « Закономерности наследования признаков»

1










Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов) +1 час Р










1(49)

Закономерности изменчивости

1







2(50)

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1







3(51)

Фенотипическая изменчивость.

1







4(52)

Норма реакции.

1







5(53)

Изменчивость организмов.

1







6(54)

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1







7(55)

Повторение по теме: «Закономерности изменчивости»

1










Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) + 1 час Р










1(56)

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1







2(57)

Методы селекции растений и животных.

1







3 – 4 (58 - 59)

Селекция микроорганизмов.

2







5(60)

Повторение по теме: « Селекция растений животных и микроорганизмов»

1







Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)




Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции. (3 часа) +1 Р










1(61)

Структура биосферы. История формирования сообществ живых организмов. Круговорот веществ в природе.

1







2(62)

Биогеоценозы и биоценозы.

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды.


1







3(63)

Взаимоотношения между организмами

1







4(64)

Повторение по теме: « Биосфера, ее структура и функции»

1










Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)+ 1 час Р










1(65)

Природные ресурсы и их использование.

1







2(66)

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования.

1







3(67)

Повторение по теме: «Биосфера и человек»

1










Заключение (1 час)










1(68)

Итоговое повторение за курс биологии 9 класса

1








Литература

1.Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И.Сонина/авт.-сост. М.М. Гуменюк.-Волгоград: Учитель,2008 г.
2.Биология.9 класс. Тематическое планирование. /авт.-сост. Л.В. Борисова. Москва: Экзамен, 2006 г.
3. Биология. 9 класс. Тесты. М.В. Оданович. Волгоград, 2007 г.
4. Биология.9 класс. Общие закономерности. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа. Н.И.Сонин.
5. Биология.5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений.М: Дрофа, 2010 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа «Биология»
Рабочая программа «Биология» для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина...
Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПрограмма по биологии 9 класс. Пояснительная записка
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета биология разработана на основе
Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Пояснительная записка рабочая программа «Биология» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск