Скачать 98.39 Kb.
|
Обобщающий урок по теме «Членистоногие» Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме “Тип. Членистоногие”. Задачи урока:
Программа: Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. Форма урока: урок-игра. Методы:
Оборудование:
Вступительное слово учителя: 1. У всех животных этих, скажу без промедленья, Конечности имеют членистое строение, На несколько отделов разделено их тело, Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело. Скелет и них наружный – хитиновый покров, Он защитить способен от всяческих врагов. Все это характерные особенности животных многих, Относящихся к типу ________(Членистоногих) 2. Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла! Каждому знакомы эти стихи К.И. Чуковского. Так же, как все помнят с детства Попрыгунью Стрекозу и Рака из басен И.А. Крылова. Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной способности членистоногих приспосабливаться к различным условиям существования. А сегодня у нас будет урок-игра, в ходе, которой мы попробуем обобщить эти знания. Конкурс I. Кто быстрее (решение загадок)Все мои друзья – на суше, Ну а я – живу в пруду. Когда надо, дом воздушный Под водою возведу.(Паук серебрянка.) На своем паучьем свете Неумейка, так сказать. Не вязал ни разу сети И не думаю вязать.(Паук-волк.) Не брожу в полях и рощах, Не топчу земных дорог, Хоть имею, между прочим, Тридцать восемь цепких ног.(Рак.) Муравьев тепло встречая Под высоким сосняком, Мы всегда их угощаем Очень вкусным молочком.(Тля.) Солнце светлое приметив, В поле выбрались с утра. Только мы на белом свете Опыляем клевера.(Шмели.) Неприметный в чаще леса Я – малыш, но в нужный час Больше собственного веса Поднял груз в сто девять раз.(Муравей.) Конкурс II. ДиктантНа доске записаны термины – каждый под своим номером. Учитель зачитывает их определения, а ученики на листочках должны указывать номер соответствующего термина – в том порядке, в котором зачитываются определения. Для приведенного примера ответ выглядит как «3–4–1–5–6–2».
Конкурс III. Тестовый опросИспользуются карточки с вопросами и вариантами ответов. Вопросы, помеченные знаком «*», имеют нескольких правильных ответов. Количество заданий готовится пи числу учеников в команде. Тестовый контроль: Задание 1 1. Предками членистоногих являются: а) моллюски; б) круглые черви; в) кольчатые черви; г) плоские черви. 2. Какая форма сердца у рака: а) трубочка; б) многоугольный мешочек; в) двухкамерное; г) кольцо? 3*. Тело пауков расчленено на: а) голову; б) головогрудь; в) грудь; г) брюшко. 4*. В состав нервной системы насекомого входит: а) головной мозг; б) брюшная нервная цепочка; в) над- и подглоточные нервные узлы; г) периферические нервные волокна. Задание 2 1. Пищеварительная железа : а) печень; б) кишечник; в) почки. 2. Тело рака покрыто: а) кожей; б) кутикулой; в) хитином. 3*. У пауков на голове находятся: а) усики; б) ногочелюсти; в) простые глаза; г) сложные глаза. 4*. Тело насекомого делится на: а) голову; б) грудь; в) головогрудь; г) брюшко. Задание IV: Впишите в текст пропущенные слова. (7 мин) Группа "Ракообразные" Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков_________. Группа "Паукообразные" Тело пауков разделено на _________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие_________. Группа "Насекомые" Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. В зависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________. Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением. Учащиеся озвучивают выполненные задания. Учитель комментирует его выполнение и оценивает работу групп. Задание V Решите задачу. 1. «ЕДУ К МИЛЕНЬКОЙ» В жизни каждого животного наступает время, когда любовное томление толкает его на поиски подруги или друга. У некоторых пауков поиски самки опасны для жизни самцов. После спаривания самки убивают партнера и используют его как добычу. Что же делать пауку самцу, чтобы избежать опасности стать угощением. Ответ: Паук-самец, обнаружив на своем пути след самки, тут же ловит муху, однако вовсе не затем, чтобы подкрепиться перед затеваемым им опасным предприятием. Он и не пытается ее высосать, а оплетает паутиной, пока не получится белый шар. «Вооружившись» таким «свадебным подарком», он отваживается приблизиться к самке. Самка, вцепляясь в подарок, а не в жениха и начинает высасывать муху. Самец использует благоприятный момент для спаривания. Случается, что самец предлагает самке уже высосанную муху: самцы некоторых видов воруют мух для свадебного подарка из сети своей избранницы. Бывает, что жених забирает потом свой подарок обратно. Совсем ленивые предлагают просто палочку. Но тут риск выше… 2. «ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ» Муха комнатная два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на расстояние 40-70 см. А стрекоза видит дальше – на 1,5 – 2 м. Найдите причину «дальнозоркости», объясните её. Ответ: Стрекоза – хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухе же это не обязательно, поскольку они питаются «неподвижной пищей» 3. «КОМУ МЕДКУ» Гигантские пчелы Индонезии – настоящие фабрики меда. Ученые давно пытаются их одомашнить, но безуспешно. Их укус смертелен. Как достать мед диких пчел. Ответ: Сборщики меда действуют только ночью или на рассвете, а также в очень влажную погоду, когда пчелы пассивны. 4. А МЫ ПРОСТО СЕЯЛИ, СЕЯЛИ,,, Саранча атаковало поле многолетних трав, и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему. Ответ: Саранча гибнет миллионами и дает хорошее удобрение для поля. VI. Конкурс капитанов “Светофор”. (используются карточки - семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную)
“Рекордсмены” В свободное время каждая команда вытягивает по одному листику и зачитывает.
Подведение итогов: У каждой группы лист самооценки по каждому заданию. Капитан команды записывает баллы каждому участнику. Заключение«Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыпятся в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле». Эти слова сказал У.Холлэнд о насекомых в своем труде «Книга о ночных бабочках». Может быть, тогда, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, он просто не подозревал, что любое из этих маленьких существ может запросто погибнуть из-за нашей с вами не осторожности. И, чтобы их на Земле оставалось как можно больше, нужно просто любить все, что окружает нас на этой планете. Приложение: Таблица оценивания участников игры в группе контролируется капитаном (лист самооценки):
Грибанова Галина Алексеевна – учитель высшей категории Персональный идентификатор – 222-960-545 |
Урок на тему: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Средства обучения: презентация урока, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», коллекции «Расчлененный рак», раздаточный... | Урок по теме «Членистоногие их значение в природе и жизни человека» Педагогические технологии: икт, групповая работа, проектная деятельность, здоровьесберегающие, игровая | ||
Урок по зоологии для 7 класса по теме Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: коллекции Насекомых, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» | ||
Урок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение... Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной... | Урок математики Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить, систематизировать и закрепить изученный материал по теме членистоногие | Конспект урока Тема : Тип Членистоногие. Класс Насекомые Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта | ||
Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | Тема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Паукообразные (Arachnida) Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование... | ||
Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит... Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала... | ||
Урок по теме Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме) | Урок по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок... |