«Насекомые»





Скачать 82.98 Kb.
Название«Насекомые»
Дата публикации04.08.2014
Размер82.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО

Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон


Окружающий мир, 1 класс

Тема: «Насекомые»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать представление о существенном свойстве насекомых;

2) сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Материал к занятию

Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2) эталоны по понятию «животные» и признаками животных; 3) опорные сигналы по понятям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5) опорный сигнал по понятию «насекомые».

Раздаточный материал: 1) карточка для работы на 5 этапе; 2) заготовка для создания опорного сигнала по понятию «насекомые»; 3) бабочки для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придет на урок.

− Кто пришел к вам на урок? (Мыслик.)

− Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды животных.)

− Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Мысликом?

Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.

− Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)

− Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.

Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.

− Назовите шаги.

Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.

− Пожелайте друг другу удачи! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

− Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.)

Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора:



 У зверя уши слишком отросли,

А хвост, как шарик, не мешает бегу.

Бывает летом он под цвет земли,

Ну а зимой подобен снегу.

(Заяц.)

 Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит!

(Дятел.)

 Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает!

(Курица.)

 Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

(Бабочка.)

 К своим ласкается,

На чужих ругается.

У своего теремочка

Сидит на цепочке.

(Собака.)

 Птичка – невеличка,

Воробью сестричка:

Сама мелковата,

Животиком желтовата.

(Синица.)

− Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные.)

− Что вы уже знаете о животных? (Животные – это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.)

− Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.)

− Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.)

− Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)

Учитель открывает на доске эталон:



Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных.

− Разбейте этих животных на группы.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

− Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу зверей, птиц.)

Учащиеся могут назвать группу насекомых. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.

− Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.

− У кого из вас по-другому? (…)

− Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.)

Учитель вывешивает на доску эталон «Звери»:



Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

− Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.

− У кого из вас по-другому? (…)

− Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.)

Учитель вывешивает на доску эталон «Птицы»:



Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

− К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых.)

− Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.)

− Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Насекомые.)

Учитель фиксирует тему урока на доске.

− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.)

− Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

Учитель вывешивает на доску картинки из набора:



Аналогичные карточки раздаёт учащимся.

− Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.)

− Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)

Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.

− Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.

− Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.)

− Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»:



− Выполните это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

− Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

− Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.)

− Кто выбрал, назовите животных.

Несколько учащихся озвучивают свои результаты.

− Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.

− Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)

− Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)

Учитель на доске записывает вопросительный знак.

− Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение».

− Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)

Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»:




− Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.)

− Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие – к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)

− Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)

Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»:



− Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.)

− Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.)

− Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.)

− А как вы выберите этот признак? (…)

Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.

− В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону.

− Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.)

Учитель правильно располагает картинки:


− Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)

− Какое животное к ним не относится? (Паук.)

5. Реализация построенного проекта.

− Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах.

Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.

− Выполните задание.

Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:

− Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи?

Ученики высказывают свои предположения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук.

− Какой же признак подходит? (Количество лапок.)

− Сколько лапок у насекомых? (Шесть.)

− Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.)

− Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.)

Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

− Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.)

− Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)

− Я предлагаю вам самим составить эталон.

Учитель раздает заготовки каждому ученику:



− Составьте свои эталоны.

Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Насекомые»:



− Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

− Мы преодолели затруднение? (Да.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

− Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет.

Учащиеся по цепочке выполняют задание.

− Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)

Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.

− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тетрадь, 11, стр. 18.

− Решите самостоятельно кроссворд. Найдите сходство этих животных.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверьте.

Учитель открывает на доске образец кроссворда.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

− Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у насекомых.)

− Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

− У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Где вы сможете использовать открытые знания?

− Как в жизни вы сможете эти знания использовать?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

− Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.)

− Достигли ли вы цели?

− Кому удалось сделать «открытие» самому?

− Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам бабочек.

Учитель раздает учащимся бабочки:



− Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало. К желтому цветку − если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку − если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

− В чем возникали трудности на уроке?

− Какие трудности остались на конец урока?

~ ~

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Насекомые» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила письмо, его прислали насекомые… вы знаете, кто такие – насекомые? (ответы детей)
«Насекомые» iconРеферат по биологии на тему “ насекомые”
Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду, и произошло это 300 320 млн лет назад. Лишь...
«Насекомые» iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
«Насекомые» iconКто такие насекомые?
Эти вопросы. Работа по учебнику
«Насекомые» iconУрок математики
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» iconI. Один правильный ответ
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» icon«Цепи питания»
Слайды 2 Примеры животных, относящихся к разным классам (рыбы, насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие)
«Насекомые» iconИстория и методология юридической науки
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» iconПредметная неделя естественных наук
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» iconКонспект урока Тема : Тип Членистоногие. Класс Насекомые
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
«Насекомые» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» iconПамятка «правила поведения и общения воспитателя в доу»
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект логопедического занятия «Лесное Путешествие» по лексической теме «Насекомые»
«Насекомые» iconУрок по зоологии для 7 класса по теме
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
«Насекомые» iconВнеурочная деятельность по предмету содержание
Проекты «Твое имя о тебе», «Загадки самых обычных слов», «Все птицы, насекомые, растения из рассказа А. П. Чехова «Степь»»
«Насекомые» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Животный мир России, демонстрация «Разнообразие животных. Пауки и насекомые. Фотоальбом»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск