Скачать 82.98 Kb.
|
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон Окружающий мир, 1 класс Тема: «Насекомые» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1) сформировать представление о существенном свойстве насекомых; 2) сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым; 3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация. Материал к занятию Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2) эталоны по понятию «животные» и признаками животных; 3) опорные сигналы по понятям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5) опорный сигнал по понятию «насекомые». Раздаточный материал: 1) карточка для работы на 5 этапе; 2) заготовка для создания опорного сигнала по понятию «насекомые»; 3) бабочки для этапа рефлексии. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придет на урок. − Кто пришел к вам на урок? (Мыслик.) − Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды животных.) − Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Мысликом? Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции. − Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.) − Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель. − Назовите шаги. Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны. − Пожелайте друг другу удачи! В путь! 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. − С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.) − Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.) Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора: У зверя уши слишком отросли, А хвост, как шарик, не мешает бегу. Бывает летом он под цвет земли, Ну а зимой подобен снегу. (Заяц.) Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит! (Дятел.) Клохчет, квохчет, Детей созывает, Под крыло собирает! (Курица.) Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, Нектар собирает. (Бабочка.) К своим ласкается, На чужих ругается. У своего теремочка Сидит на цепочке. (Собака.) Птичка – невеличка, Воробью сестричка: Сама мелковата, Животиком желтовата. (Синица.) − Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные.) − Что вы уже знаете о животных? (Животные – это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.) − Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.) − Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.) − Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.) Учитель открывает на доске эталон: Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных. − Разбейте этих животных на группы. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. − Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу зверей, птиц.) Учащиеся могут назвать группу насекомых. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней. − Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца.) Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу. − У кого из вас по-другому? (…) − Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.) Учитель вывешивает на доску эталон «Звери»: Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа. − Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу.) Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу. − У кого из вас по-другому? (…) − Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.) Учитель вывешивает на доску эталон «Птицы»: Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа. − К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых.) − Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.) − Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Насекомые.) Учитель фиксирует тему урока на доске. − Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.) − Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.) Учитель вывешивает на доску картинки из набора: Аналогичные карточки раздаёт учащимся. − Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.) − Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.) Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного. − Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым. − Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.) − Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.) Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»: − Выполните это задание. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. − Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа? Учащиеся поднимают руки. − Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.) − Кто выбрал, назовите животных. Несколько учащихся озвучивают свои результаты. − Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались. − Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.) − Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.) Учитель на доске записывает вопросительный знак. − Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.) 3. Выявление места и причины затруднения. Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение». − Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.) Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»: − Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.) − Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие – к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.) − Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.) Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»: − Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.) − Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.) − Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.) − А как вы выберите этот признак? (…) Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет. − В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону. − Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.) Учитель правильно располагает картинки: − Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.) − Какое животное к ним не относится? (Паук.) 5. Реализация построенного проекта. − Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах. Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет. − Выполните задание. Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог: − Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи? Ученики высказывают свои предположения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук. − Какой же признак подходит? (Количество лапок.) − Сколько лапок у насекомых? (Шесть.) − Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.) − Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.) Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа. − Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.) − Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.) − Я предлагаю вам самим составить эталон. Учитель раздает заготовки каждому ученику: − Составьте свои эталоны. Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Насекомые»: − Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.) Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят. − Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.) − Мы преодолели затруднение? (Да.) 6. Первичное закрепление во внешней речи. − Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.) − Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет. Учащиеся по цепочке выполняют задание. − Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…) Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу. − А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Тетрадь, № 11, стр. 18. − Решите самостоятельно кроссворд. Найдите сходство этих животных. На выполнение задания отводится 2–3 минуты. − Проверьте. Учитель открывает на доске образец кроссворда. − У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.) − Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у насекомых.) − Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.) − У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.) 8. Включение в систему знаний и повторение. − Где вы сможете использовать открытые знания? − Как в жизни вы сможете эти знания использовать? 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. − Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.) − Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.) − Достигли ли вы цели? − Кому удалось сделать «открытие» самому? − Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам бабочек. Учитель раздает учащимся бабочки: − Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало. К желтому цветку − если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку − если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание. Учитель проводит рефлексию оценивания. − В чем возникали трудности на уроке? − Какие трудности остались на конец урока? ~ ~ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила письмо, его прислали насекомые… вы знаете, кто такие – насекомые? (ответы детей) | Реферат по биологии на тему “ насекомые” Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду, и произошло это 300 320 млн лет назад. Лишь... | ||
Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | Кто такие насекомые? Эти вопросы. Работа по учебнику | ||
Урок математики Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | I. Один правильный ответ Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | ||
«Цепи питания» Слайды 2 Примеры животных, относящихся к разным классам (рыбы, насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие) | История и методология юридической науки Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | ||
Предметная неделя естественных наук Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Конспект урока Тема : Тип Членистоногие. Класс Насекомые Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта | ||
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Памятка «правила поведения и общения воспитателя в доу» Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект логопедического занятия «Лесное Путешествие» по лексической теме «Насекомые» | Урок по зоологии для 7 класса по теме Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | ||
Внеурочная деятельность по предмету содержание Проекты «Твое имя о тебе», «Загадки самых обычных слов», «Все птицы, насекомые, растения из рассказа А. П. Чехова «Степь»» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Животный мир России, демонстрация «Разнообразие животных. Пауки и насекомые. Фотоальбом» |