Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей;





НазваниеПояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей;
страница1/4
Дата публикации29.08.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, и оценку необходимо включать действия по сохранению улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы.

Основные идеи обновления общего образования — усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Это положение легло в основу формирования содержания программы по биологии.

Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалом и убеждений определяющих направление и характер деятельности реальной действительности. В данных программах заложены основы для развития глобально ориентированного мировоззрении, при котором акцент переносится на понимание связей живой неживой природы, на усвоение сущности взаимодействия природы и человека.

Культуротворческая функция биологического образования заключается в формировании у школьников культуры, в том числе ее экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей средой. Содержание программы ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего.

Интегративная функция биологического образования проявляется в усилении синтеза и интеграции естественнонаучных и гуманитарных, биологических и экологических знаний. Она находит отражение также в повышении наукоемкости и культуроемкости содержания биологического образовании.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» 35 часов в год, или 1 час в неделю, и специальный вариант программы, рассчитанный на 70 часов в год, или 2 часа в неделю. В связи с этим отбор содержания осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов растений и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма растения и среды обитания, клеточное строение растений, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В основу данной рабочей программы заложена примерная программа по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторская программа по биологии, составленная под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой, М., Мнемозина, 2008 год. Раскрываемое содержание направлено на достижение общих целей биологического образования в основной школе.

Обучающие цели:

  • усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений;

  • формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • развитие знаний об основных методах биологической науки;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты: по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

  • формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

  • развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Учебный план МБОУ СОШ № 7 определяет на изучение биологии в 6 классе по 2 часа в неделю, 70 часов. Изменения программы в основном касаются незначительного изменения количества часов на изучаемые разделы. В программе Д.И.Трайтака на изучение темы «Побег» отводится 13 часов, тему «Основные группы растений и историческое развитие растительного мира» - 15 часов, раздел «Жизнь организмов в сообществах» 4 часа. В своей рабочей программе я уменьшаю количество часов на изучение данных тем до 11 часов, 13 часов и 3 часов соответственно. Материал данных тем традиционно обучающиеся усваивают легко.

Количество часов в темах: «Разнообразие растительного мира», «Семя», «Корень», разделе «Грибы. Лишайники» считаю возможным увеличить на 1 час в каждой. А в теме «Размножение и развитие растений» на 2 часа. Это можно объяснить сложностью материала, наличием практических работ и широким представлением данных вопросов в вопросах ЕГЭ.

Реализовать рабочую программу позволяет учебно-методический комплект под редакцией Д.И.Трайтака, который включает в себя:

  1. Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак Биология 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2009 г.

  2. Н.Ф.Бодрова, Р.Н.Хрыпова Методическое пособие биология 5-6 классы – М.: Мнемозина, 2013 г.

  3. Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак Биология 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений –М.: Мнемозина, 2012 г.

Средства контроля:

текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов;

тематический – в тестовой форме;

итоговый – итоговое тестирование за курс.

Содержание программы


темы

Название темы

Кол-во часов

Содержание




Введение

1

Растения как составная часть живой природы. Ботаника — наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека.

РАЗДЕЛ 1 «Растения» - 54 часа.

1.

Разнообразие растительного мира.

5

Среда обитания растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Сезонные и фенологические наблюдения за развитием растений. Дикорастущие растения. Культурные растения. Сорные растения — спутники культурных растений. Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники.

Лабораторные и практические работы

«Состав почвы».

«Приемы засушивания растений и составления гербария сорных, дикорастущих и культурных растений своей местности».

«Составление паспорта растения».

«Подготовка цветочно-декоративных растений к зиме». «Фенологические наблюдения за растениями».

Экскурсия

«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».

2.

Клеточное строение растений.

6

Понятие о химическом составе растений. Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка — основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Понятие об обмене веществ, наследственности. Рост и деление клеток. Понятие о тканях и их функциях в растительном организме.

Лабораторные и практические работы

«Изучение основных частей ручной лупы и микроскопа».

«Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы».

«Приготовление микропрепарата и рассматривание его с помощью микроскопа».

«Строение клеток кожицы луковицы лука».

3.

Семя.

3

Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян.

Лабораторные и практические работы

«Строение и состав семени».

«Прорастание семян».

4.

Корень.

5

Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Значение корней для закрепления растений в почве. Корневые волоски, их роль в поглощении воды и минеральном питании растений. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней.

Лабораторные и практические работы

«Типы корневых систем».

«Рост корня».

«Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков».

5.

Побег.

11

Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Конус нарастания. Разнообразие почек. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Формирование кроны у плодовых культур. Обрезка деревьев и кустарников. Стебель — осевая часть побега. Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение питательных веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. Строение, биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов. Лист — боковой орган побега. Внешнее строение листа. Разнообразие форм листьев, их видоизменения. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Функции кожицы, устьиц, клеток столбчатой и губчатой тканей. Фотосинтез. Космическая роль растений. Образование органических веществ в листьях. Расход и накопление энергии в растении. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Приспособление растений к условиям освещения и увлажнения (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения). Листопад, его значение в жизни растений.

Лабораторные и практические работы

«Строение почек».

«Рост и разнообразие побегов».

«Клеточное строение листа».

«Внутреннее строение стебля».

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

«Обрезка плодовых деревьев, ягодных кустарников».

«Видоизмененные подземные побеги».

«Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений».

6.

Размножение и развитие растений.

11

Понятие о размножении растений. Формы и способы размножения. Вегетативное размножение. Биологическое значение вегетативного размножения. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями, луковицами, корневищами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве. Биологическое значение семенного размножения растений. Цветок — видоизмененный побег, образующий семена и плоды. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие форм и окраски цветков. Цветки обоеполые, однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия простые и сложные. Опыление и оплодотворение. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Период покоя у семян культурных и дикорастущих растений. Прорастание семян. Питание и дыхание проростков семян. Жизненные циклы растений. Развитие растений. Температура, влага, воздух и свет — факторы, влияющие на рост растений. Ростовые движения — тропизмы.

Лабораторные и практические работы

«Главные части цветка»

«Простые и сложные соцветия»

«Уход за цветущими растениями в кабинете биологии».

«Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами».

«Внешнее и внутреннее строение сухих плодов».

«Прорастание семян».

«Опыты по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла и увлажнения».

7.

Основные группы растений и историческое развитие растительного мира.

13

Понятие о систематике как разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство Растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Плауны. Плаун булавовидный — один из древнейших представителей современных споровых растений.

Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвоща). Папоротники. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана папоротников и плаунов. Общая характеристика голосеменных. Размножение голосеменных. Роль голосеменных в природе и практическое использование их в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений. Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных. Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных). Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана. Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной к жизни в наземно-воздушной среде обитания. Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете.

Лабораторные и практические работы

«Строение водорослей».

«Строение мха».

«Строение папоротника».

«Строение хвои».

«Семена и шишки хвойных».

«Определение семейств цветковых растений (по определительным карточкам)».

«Описание строения цветкового растения».

РАЗДЕЛ 2 «Вирусы. Бактерии» - 3 часа.







3

Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий. Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

«Клубеньковые бактерии бобовых растений».

«Выявление поражений растений болезнетворными бактериями».

РАЗДЕЛ 3 «Грибы. Лишайники» - 5 часов.







6

Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы - паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов. Общая характеристика лишайников. Экология лишайников, Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.

Лабораторные и практические работы

«Получение культуры плесневого гриба».

«Строение шляпочных и плесневых грибов».

«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

РАЗДЕЛ 4 «Жизнь организмов в сообществах» - 4 часа.







3

Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) и ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира.

Экскурсия

«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ – 3 ЧАСА.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconУроки наши были сказкой
Древнейшие рисунки ученые читают как книгу о жизни древних людей. Благодаря умению рисовать человек сохранял для будущих поколений...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconУрок № Тема: Человечество как сумма поколений
Человечество – это общее количество ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconЗдоровье будущих поколений
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconЗаботина Ирина Владимировна. Возраст обучающихся: 8 -12 лет. Срок...
Программа Баскетбол имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы использовались, материалы пособия для...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; icon1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconРабочая программа по дисциплине
Изучение иностранного языка имеет прагматическую направленность за счёт необходимости удовлетворения практических потребностей будущих...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconЛитература. Пояснительная записка
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, она актуальна с точки зрения глубокого изучения истории Великой Отечественной...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconБорьба за природные ресурсы на международной арене и политика РФ в данной области
Ранения природных ресурсов возможно решить лишь на основе объективных между­народных договоренностей. Конечная цель сохранения природных...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconПояснительная записка Направленность
Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconРабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Пояснительная записка Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; iconПрограмма курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений...
Эта программа рекомендуется школьникам, которые к 10 классу не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск