Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата





Скачать 92.62 Kb.
НазваниеЛекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата
Дата публикации01.09.2014
Размер92.62 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция
Лекция 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

План

1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц
1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

Один из видов приспособления организма к окружающей среде –

передвижение его в пространстве. Эту функцию в организме выполняет

аппарат движения, который в процессе эволюции позвоночных достиг

определённого совершенства. Однако локомоторная функция современного человека не достигла такой силы, как у хищников или птиц. Связано это с цивилизацией человеческого общества и техническим прогрессом, который дал человеку необходимые механизмы для приспособления к условиям существования.

Аппарат движения принято делить на пассивную (скелет) и активную (мышцы) части, которые сообща выполняют в организме опорно-двигательную функцию. Костный скелет человека насчитывает 203 – 206 костей. К костям прикрепляются скелетные мышцы, при сокращении которых происходит перемещение тела в пространстве, отдельных частей относительно друг друга и сохраняется устойчивость при различных положениях.

Костная ткань состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами. Они определяют физико-химические свойства костной ткани (твёрдость и упругость). В состав кости входят оссеин – органическое вещество и неорганические вещества – соли кальция, фосфаты, соединения магния, кальция, фтора. Кость человека прочнее гранита и превосходит упругость дуба.

Во внутренних полостях костей скелета содержится красный и жёлтый костный мозг. Жёлтый костный мозг играет важную роль в обменных процессах, красный костный мозг осуществляет кроветворение.

У зародыша на ранних стадиях развития формируется

соединительнотканный скелет, который со второго месяца внутриутробного развития заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребёнка от хорды остаётся только студенистое ядро межпозвоночных дисков. С третьего месяца внутриутробного развития в скелете происходит закладка костных элементов. К рождению ребёнка точки окостенения имеются почти во всех костях.

Окостенение скелета человека – очень длительный процесс, он продолжается многие годы после рождения. Сроки завершения окостенения для разных костей различны, но для отдельно взятой кости они постоянны. Это явление имеет важное значение для суждения о норме в развитии и о возрасте человека. Например, позвонки человека окостеневают в 20 – 25 лет, а кости кисти – к 12 – 15 годам.

Молодые трубчатые кости растут в длину за счёт замещения хрящевой ткани костными клетками по краям верхней и нижней частей диафизов. Рост костей в толщину происходит путём замещения поверхностного слоя хрящевой ткани диафизов. Эпифизы костей ребёнка окостеневают к десятилетнему возрасту. Большинство костей скелета развивается путём замещения хряща костной тканью. Исключением является развитие большинства костей черепа, где, минуя хрящевую стадию, костные клетки закладываются в соединительной ткани. Темпы роста скелета зависят от ряда условий: питания ребёнка, деятельности желез внутренней секреции, перенесённых заболеваний. Стимулирующим фактором роста костей и процессов окостенения является дозированная физическая нагрузка. Несоблюдение гигиены физических нагрузок может вызвать задержку роста.

Изменения в строении костной системы человека происходят и после

достижения физиологической зрелости. Так, в старости нарушается баланс между минеральными и органическими веществами, кости становятся хрупкими.

Соединения костей обусловливают подвижность частей скелета или прочную неподвижность. Различают два вида соединения костей: непрерывное (неподвижное) и сустав.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: череп, скелет туловища (позвоночный столб и грудная клетка), скелета нижних и верхних конечностей. В процессе эволюции скелет человека претерпел существенные изменения. В связи с прямохождением и трудовой деятельностью вертикальный позвоночный столб имеет четыре изгиба. Позвонки по размеру увеличиваются в направлении сверху вниз. Грудная клетка имеет форму уплощённой трапеции. Верхние конечности осуществляют трудовые процессы, нижние конечности

выполняют функцию опоры и движения. Существенно изменились функции и строение пояса верхних конечностей.

Череп имеет два отдела мозговой и лицевой. Развитее всех костей черепа начинается с соединительнотканной стадии. Затем кости основания черепа проходят последовательно хрящевую стадию и стадию окостенения.

К концу второго месяца внутриутробной жизни в соединительной ткани костей черепа формируются очаги окостенения. Слияние очагов происходит в период внутриутробной жизни, но между костями черепа остаются участки соединительной ткани – роднички. Различают лобный, затылочный, передние и задние боковые роднички по углам теменных костей. Такое соединение позволяет краям костей черепа зрелого плода сближаться, облегчая проход через родовые пути. Большая часть родничков зарастает на втором месяце после рождения, лишь лобный родничок к полутора годам.

В процессе онтогенеза кости черепа претерпевают значительные

изменения. Лобная кость новорожденного состоит из двух половин, сращение которых начинается на шестом месяце после рождения, а заканчивается к концу третьего года жизни. Затылочная кость состоит из четырёх частей, соединённых пластинками хряща. Сращение начинается на втором году жизни, а заканчивается на всех участках к 16 – 17 годам. Клиновидная кость срастается к восьми годам, решётчатая к шести, височная кость срастается из трёх частей ещё до рождения ребёнка, но окончательно оформляется к 13 – 14 годам.

Кость верхней челюсти парная и растёт активно до 7 лет. С 7 до 12 лет в

основном увеличивается размер полости носа. Нижняя челюсть, срастаясь на третьем месяце, к двухлетнему возрасту приобретает окончательную форму, однако продолжает изменяться в зрелом, пожилом и старческом возрасте.

Соотношение лицевого и мозгового черепа у новорожденного равно 1:8, у двухлетнего ребёнка – 1:6, у пятилетнего – 1:4, у десятилетнего – 1:3, у взрослого мужчины – 1:2. В течение первого года жизни ребёнка череп растёт равномерно. От одного года до трёх лет наблюдается активный рост задней части черепа. К 2-3 – летнему возрасту увеличиваются лицевой отдел и кости основания черепа, достигая размеров костей взрослого человека. Период от рождения до 7 лет – наиболее активный период роста черепа. От 7 лет до полового созревания растёт в основном свод мозгового черепа, достигая размеров черепа взрослого человека. После 13 лет растёт лобная часть мозгового отдела и лицевой череп, приобретая зрелые формы и половые признаки.

Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Позвоночник – основной функциональный стержень туловища человека – состоит из позвонков, между которыми находятся прослойки хрящевой ткани – межпозвоночные диски. Межпозвоночные диски играют роль буферов при нагрузке. Выделяют пять отделов позвоночника: шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый – 4 – 5 позвонков. Длина позвоночника мужчины – 73-75 см, женщины – 69-71 см. С возрастом длина позвоночника вследствие атрофии межпозвоночных дисков уменьшается приблизительно на 6 – 9 см.

У ребёнка в раннем возрасте крестцовый отдел позвоночника состоит из

пяти отдельных позвонков. Окостенение хрящевых межпозвоночных дисков начинается в 13 – 15 лет и длиться до 25 лет.

Позвоночник новорожденного не имеет чётких изгибов. На третьем месяце после рождения, когда ребёнок начинает держать голову, становится заметным шейный изгиб – лордоз, выпуклой стороной направленный вперёд. В 5 -6 месяцев формируется грудной кифоз, выпуклой стороной обращённый назад. К 9 – 13 годам формируется поясничный лордоз и крестцовый кифоз. К 18 – 25 годам естественные изгибы позвоночника окончательно сформированы.

Грудная клетка образована 12 парами рёбер, соединённых с позвонками. Впереди рёбра соединяются с грудиной. Формирование и рост скелета грудной клетки связаны с функциональным состоянием организма. У новорожденных форма грудной клетки более округлая. С возрастом происходит опускание передней части рёбер и грудная клетка принимает форму трапеции. Истинные рёбра (с 1 по 7) самостоятельно соединяются с грудиной, ложные (8 – 9) хрящевыми концами срастаются между собой, образуя рёберную дугу. Два последних ребра лежат свободно в мышцах стенки живота.

Точки окостенения возникают на восьмом месяце внутриутробной жизни в теле ребра. В 10 – 11 лет точки окостенения возникают в головках рёбер. К 22 годам процесс окостенения завершается. Грудина – плоская кость, состоящая из рукоятки, тела и мечевидного отростка. К верхней части рукоятки грудины присоединяются ключицы и хрящевые части 1 ребра. Остальные рёбра соединены с телом грудины. У новорожденного грудина состоит из нескольких частей. В 17-18 лет начинается и к 35 годам заканчивается сращение частей грудины.

Грудная клетка защищает расположенные внутри неё органы – сердце,

лёгкие, крупные кровеносные сосуды. К костям грудной клетки прикрепляются дыхательные мышцы. Изменения в строении грудной клетки наблюдаются у детей с плохо развитой мышечной системой, больными лёгкими (впалая грудь). У детей, страдающих рахитом, часто происходит смещение грудины относительно рёбер (куриная грудь).

Скелет верхней конечности состоит из костей плечевого пояса (лопатка и

ключица) и свободной верхней конечности (плечо, предплечье, кисть).

Скелет пальцев образован фалангами. Их окостенение начинается ещё на ранних стадиях эмбриогенеза.

Скелет нижней конечности, соответствуя вертикальной статике, служит опорой телу и средством его передвижения. Нижняя конечность состоит из пояса (тазовые кости, соединённые сзади крестцовым отделом позвоночника) и свободной конечности (бедро, голень, стопа). Срастание костей начинается в шестилетнем возрасте и заканчивается у девочек в 12 – 15 лет, а у мальчиков в 13 – 16 лет. Подвздошная кость, соединяясь с боковой поверхностью крестца, образует практически неподвижное соединение. Соединение тазовых костей и крестца образуют прочную структуру – таз. Таз разграничивают на большой и малый. Граница проходит по линии лобковых костей и крестца. В строении таза отражены половые различия: женский таз шире и короче, угол соединения лобковых костей около 90-100°, а у мужчин 70-75°. Нижнее отверстие таза у женщин больше. Эти отличия связаны с детородной функцией и проявляются в 8 -10 летнем возрасте.

К моменту рождения человека эпифизы трубчатых костей конечностей, некоторые губчатые кости предплюсны и надколенник – хрящевые. Окостенение происходит в отдельных костях в различные сроки: бедренных костей – к 18 годам, костей голени – к 18-20, надколенника – к 16-17 годам. Окостенение костей стопы у девушек завершается к 16 -18 годам, а у юношей к – 18 – 20.

Возрастные изменения в строении скелета имеют значение для

характеристики физического развития ребёнка. По изменениям в строении кисти и стопы можно определить возраст ребёнка, начиная от одного года и до полового созревания.
2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц

Мышечная ткань человека представлена тремя типами: сердечная мышца, гладкие мышцы и скелетные мышцы, которые прикрепляются к костям скелета, очерчивая наружные формы человеческого тела.

В организме человека около 600 мышц. Мышцы – очень активно

функционирующий орган с интенсивными обменными процессами, богато снабженный кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Каждая мышца имеет: сухожильную головку, которой крепится к кости, - это начало мышцы; тело (или брюшко), образованное мышечными волокнами; сухожильный конец (или хвост), с помощью которого мышца крепится к другой кости. Обычно хвост является подвижным местом прикрепления, а головка неподвижным.

По месту расположения различают мышцы головы, шеи, спины и груди, живота, верхних и нижних конечностей. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость.

Проводимость и сократимость. Возбуждение и сокращение мышц происходит в ответ на импульс из центральной нервной системы. Нервные импульсы проходят в область контакта нервного окончания и мышцы, приводя в движение миофибриллы мышечных волокон, и мышца сокращается.

Сокращаясь, она выполняет работу, пропорциональную её силе. Сильная мышца содержит большее количество волокон. Сила мышцы зависит от особенностей прикрепления её к костям скелета. Соединение костей и мышц являются определёнными рычагами движения, в которых мышца может развить тем большую силу, чем дальше от точки опоры рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется.

В разные возрастные периоды мышцы растут с неодинаковой скоростью.

Наиболее интенсивный рост их связан с началом самостоятельной

двигательной активности ребёнка. Так к двум годам масса мышц достигает 23 – 24% массы тела, к восьми – 28, к пятнадцати – 33, к восемнадцати – 44%. Увеличение массы мышц происходит в основном за счёт увеличения поперечного сечения мышечных волокон, растёт и количество миофибрилл.

У грудных детей развиваются, прежде всего, мышцы живота, позже –жевательные. К концу первого года жизни растут мышцы спины и конечностей. В период полового созревания вслед за трубчатыми костями увеличиваются в длину сухожилия, подростки выглядят голенастыми и длиннорукими. Рост мышечных волокон продолжается до 25 лет и зависит от двигательной активности.

Сила мышц имеет также и возрастные аспекты. Незначительная в раннем детстве, в 4 – 5 лет сила мышц нарастает в отдельных мышечных группах. Совершенствуется координация движений, детям доступны сложные двигательные акты. Особое значение приобретает в этом возрасте координация движений нижних конечностей: в три года ребёнок начинает подпрыгивать на месте, немного отрывая ноги от земли. В шестилетнем возрасте он совершает прыжки, до тринадцати лет оформляется дальность и высота прыжка.

У ребёнка 7 – 10 лет статические нагрузки вызывают быстрое утомление, а кратковременные динамические упражнения даются легко. В связи с этим следует постепенно вырабатывать у детей статические навыки. Особое значение приобретает сохранение осанки. Нарастание мышечной силы у девочек происходит к 10-12 годам, а у мальчиков – в 13-14 лет. Но в возрасте 15 лет девочки уступают мальчикам в силе мышц. Увеличение массы и нарастание силы мышц замедляются к 20 – 25 годам.

Выносливость – это способность ребёнка к длительному выполнению какого – либо рода деятельности. Слабая выносливость детей младшего возраста проявляется во всех видах деятельности. Только с 11-12 лет дети становятся более выносливыми. К 14 годам выносливость составляет - 50%, а к шестнадцати – 80% от уровня выносливости взрослых.

Чередование умственного и физического труда, подвижные игры до

занятий, физкультурные паузы во время уроков повышают работоспособность учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconРеферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:...
Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconРазработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь...
«Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика»
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconРеферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями...
Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconИзменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием...
«Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием занятий физической культурой и спортом»
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconТема: «Особенности опорно-двигательного аппарата птиц в связи с приспособленностью к полету»
Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconТема: «Профилактика плоскостопия»
...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconОдс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconПеречень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно – двигательного аппарата
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие двигательных способностей
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconО пользе горячего питания школьника
К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconУрок биологии в 8 классе "Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение"
Цель. Показать, что в основе строения и функции опорно-двигательного аппарата лежат физические процессы
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата- инструктор лфк савельев и. С
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconПроекта
Лишь у части больных имеются соматические жалобы, обусловленные осложнениями (повреждения опорно-двигательного аппарата в результате...
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск