Конспект урока в 5 классе
Тема урока: «Шляпочные грибы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов с последующим применением полученных знаний на практике на приемах работы с моделями и муляжами грибов Результаты обучения:
Личностные: уметь вступать в диалог с учителем, слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные: формировать умение работы с различными источниками информации, схемами, рисунками, уметь преобразовывать эту информацию, определять понятия, связанные с темой урока; самостоятельно формулировать познавательные цели, выдвигать предположения и их обосновывать, организовывать совместную познавательную деятельность в паре, уметь оценить других и самооценить свои действия, предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, корректировать план действий в соответствии со сложившейся учебной ситуацией.
Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки. Оборудование: набор муляжей «Шляпочные грибы», конверты с заданиями, смайлики, технологические карты учеников, картинки с грибочками
Структура и ход урока
№
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
| 1
(1-2 мин)
| Организационный этап. Включение в деловой ритм. Устное обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок.
Здравствуйте ребята!
Парта - это не кровать И на ней нельзя лежать. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!
| Подготовка класса к работе
| Личностные: ценностно-смысловая ориентация; регулятивные: целеполагание, сопоставление известного с неизвестным; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| 2
(5-7 мин)
| Актуализация знаний (10.34)
Проверка домашнего задания (игра вопрос ответ – типа своя игра) все задания, приложить презентацию.
3/ Ребята сегодня я захватила с собой чудесную корзинку, в ней спрятано то, что мы будем изучать сегодня на уроке. И предлагаю вам отгадать загадку: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. Давайте проверим (вызвать ученика, чтобы открыл корзинку и показал ребятам ответ). Действительно это гриб, но какой? На прошлом уроке мы назвали 2 группы грибов, к какой из них мы отнесем нашу находку? Следовательно, тема нашего урока?
4/ Совершенно верно. Записываем ее в ваши инструктивные карточки. (10.40)
|
Варианты ответов: гриб.
Шляпочные Шляпочные грибы.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию
| 3
(5-10 минут)
| Целеполагание (10.40) 5 / Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Значит, какова цель нашего урока?
А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы? Совершенно верно, итак вот и наши задачи (на доску)
- узнать строение шляпочных грибов
- познакомиться с видами шляпочных грибов
- научиться различать съедобные и несъедобные грибы Но у нас будет ещё одна важная задача с вами на уроке. Попробуем ее сформулировать. Вспомните, где в лесу чаще всего растут грибу?
Тогда что мы должны ещё понять? Правильно, это и будет наша 4 задача.
(10.45)
|
нет
Изучение шляпочных грибов Варианты ответов:
Узнать из чего состоят
Узнать какие грибы существуют
Узнать какие можно есть, а какие нельзя
Под деревьями
Какая связь существует между деревом и грибом
| Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
| 4
(15 мин)
| Операционно-технологический этап 6/ Первая наша задача – познакомиться со строением шляпочных грибов. В ваших инструктивных карточках рассмотрите рисунок в первом задании, используя текст учебника нас странице 70, вставьте пропущенные слова и выполните задание под рисунком – нужно определить пропущенные слова. (10.47) 7/ Теперь давайте проверять: ученик выходит к доске и составляет из частей единый гриб с подписями, затем на слайде выводится правильный ответ. (10.50) Оцените свою работу, все верно зеленый, есть ошибки – желтый, не правильно – красный.
Давайте выслушаем варианты ответов на задание. Многие выбрали грибницу, почему? Действительно, если срезать плодовое тело, то погибнет грибница? А если удалить грибницу, гриб выживет? Итак, что мы с вами выяснили? Как мы справились с этой задачей?
Все верно – зеленый
Есть ошибки – желтый
Не справились – красный
Физкультминутка (10, 55 – 11.00) Флеш-анимация (для глаз и для мышц)
8 \ (11. 00 )Хорошо, переходим к следующей задаче. Нам нужно выяснить какие группы грибов существуют. В ваших картах найдите задание 2. Здесь приведены изображения грибов: распределите их в 2 группы по следующему признаку: строение нижней части шляпки. Определите, чем образована эта сторона. Работаем в парах.
9 / Итак, действительно у одних грибов с низу полоски или пластинки, у других вещество похоже на губку и образовано трубочками.
Поэтому выделяют пластинчатые грибы – какие номера сюда отнесли?
И трубчатые – какие здесь?
(ответ выводится на доску в виде таблицы) Запишите названия групп грибов в схему (11, 05) Оцените, как вы справились со второй задачей?
|
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
| 6
(10 мин)
| Первичное закрепление (11. 05) Теперь, мы с вами разобьемся на группы: объединяемся по две парты. 10/ У вас в конвертах задания: здесь слова из известных вам поговорок, но слова все перепутались, чтобы понять, о чем пойдет речь дальше, вы должны составить поговорку. Что у вас получилось?
-Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
-Возле леса жить — голодному не быть.
- Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
-Ленивому и гриб поклона не стоит.
- Собирай по грибку - наберешь кузовок. О чем идет речь в этих поговорках? А все ли грибы можно собирать?
Действительно это так, но как же отличить съедобный гриб от несъедобного? 11 / Для этого в группах выполните задание.
На листах у вас предложено задание определить, где съедобный, а где несъедобный, в помощь будет карточка – определитель, где указаны признаки грибов У каждой группы своя пара грибов:
- желчный гриб и белый
-шампиньон и бледная поганка
- сатанинский гриб и боровик
- мухомор и сыроежка
- навозник и лисичка
Оцените как вы выполнили это задание. При сборе грибов нужно соблюдать определённые правила, сейчас у вас будет задача, работая в группах, составить «памятку грибника» Итак, это задание вы выполнили, теперь у нас с вами осталась последняя задача: выяснить, как грибы связаны с деревьями. Для этого нам нужно вспомнить, как питаются грибы.
Но грибы у нас гетеротрофы, а, следовательно, сами производить вещества не смогут! Кто им в этом поможет?
Действительно, это деревья.
И такое взаимодействие гриба и корня дерева образует – грибокорень или микоризу. Стр. 72 рассмотрите рисунок, что произошло с корнем дерева? Как вы думаете, гриб только забирает пищу? Или что-то отдает?, а что он может давать дереву? Вот такое взаимодействие - полезное и называется симбиозом.
Давайте это у себя отметим. И выполним небольшое задание: На рисунке отметьте стрелочками куда перемещаются питательные вещества. Правильный ответ выводится на доску.
Итак, как мы справились с этим заданием? Оцените себя.
|
| Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
| 7
(5 мин)
| Задание на закрепление проверка полученных знаний и сформированных ууд
Давайте пробежимся по ним и заполним соответствующие пропуски.
Главная часть гриба – __________________________
По строению шляпки грибы делятся на __________________ и __________________.
Чтобы сохранить своё здоровье человеку нужно знать, что грибы бывают _______________ и _________________.
Грибница с корнем дерева образует __________
Таким образом, Грибы – это богатство природы и человек должен относиться к нему бережно. Подведем итоги нашего урока, все ли задачи мы выполнили?
Что я узнал, что показалось трудным, что понравилось, над чем бы вы поработали ещё
Самооценка
Грибная поляна (сыроежки по цвету) (звуки леса)
Теперь, давайте определим все ли у вас получилось?
Зеленый – да, желтый – почти, красный – нет
С каким настроением вы уходите с урока?
| Диалог с учителем, обсуждение в парах
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
| 8 (1-2 мин)
| Домашнее задание на выбор
- параграф 14 прочитать и ответить на вопросы
- рис 41. В альбом
- сообщение «Выращивание грибов»
| Записывают домашнее задание
| Регулятивные: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания.
| |