Скачать 96.76 Kb.
|
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ» Кашникова Наталья Александровна Учитель биологии МОУ Расловской СОШ Задачи урока:
Тип урока: комбинированный. Методы: деятельности, частично-поисковый, метод сотрудничества («пила», «вертушка»), стимулирование и мотивация, мозговой штурм. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. ХОД УРОКА:
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, на основе ваших знаний, выясним, что же представляют собой такие понятия как витамины, ферменты и гормоны (таблица 1). Таблица 1. Описание опорных знаний.
Урок проходил с применение презентаций и игры. Первые сообщения о заболеваниях органов эндокринной системы уходят далеко в прошлое.Одним из основателей учения о внутренней секреции называют А. Бертольда, который в 1849 г. экспериментально доказал внутреннюю секрецию половых желез. Он производил аутотрансплантацию половых желез у петухов на новое место в организме и не обнаруживал изменений, свойственных кастрации: у петухов сохранялся голос, половой инстинкт, драчливость. Это дало возможность Бертольду сделать вывод о том, что половые железы выделяют в кровь вещества, которые оказывают влияние на весь организм. 1849 год считается годом рождения науки эндокринологии Учитель: Наблюдения и эксперименты позволили постепенно раскрыть роль и значение каждой железы в жизнедеятельности организма. Приведем примеры желез.(призентация) Железы внешней секреции(экзогенные)
Железы внутренней секреции (эндогенные)
Железы смешанной секреции
Вопросы для закрепления новой темы.
На все вопросы были получены ответы. В завершение урока было задано домашнее задание: прочитать параграф в учебнике, выполнить задания, приведенные после параграфа. Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Рисунок 2. Примеры слайдов презентации новой темы. Был проведен фронтальный опрос в виде игры «Поле чудес» с применением интерактивной доски.
Итак, внимание! Вам предстоит раскрыть схему На интерактивной доске приведена схема со шторкой, при отгадывание слова шторка открывается Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучастия особых веществ. Как вы думаете каких? Дети: Гормонов. Учитель: Правильно, вот и первое угаданное слово в нашей схеме. А вы получаете первую медаль и называетесь отныне «Умничек». С гормонами мы познакомились на прошлом уроке и выяснили, что гормоны – это…? Дети: Биологически активные вещества различной химической природы, образующиеся в железах внутренней секреции, регулирующие функции организма. Учитель: (вручает медаль, эквивалент правильного ответа) Какие же именно функции, приведите примеры. Дети:
Учитель: Умнички все какие! Молодцы! А теперь скажите, какие свойства характерны гормонам? Дети:
Учитель: Молодцы! А скажите, какая регуляция функций осуществляется при участии гормонов? Дети: Гуморальная регуляция. Учитель: Что это такое? Дети: Это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, тканевую жидкость, при участии гормонов. Учитель: Какая регуляция в организме человека тесно взаимосвязана с гуморальной? Дети: Нервная регуляция. Учитель: Дайте определение. Дети: Регуляция жизнедеятельности организма с помощью НС. Учитель: Где находится центр нервной регуляции? Дети: В гипоталамусе. Учитель: Какой гормон он вырабатывает? Дети: Вазопрессин. Учитель: Где образуются гормоны? Дети: В железах внутренней секреции. Для закрепления материала были заданы следующие вопросы и были получены ответы. Помогите мне сформулировать термин. Во-первых, это то, что в организме? Дети: Органы. Учитель: Которые выделяют продукты своей жизнедеятельности? Дети: Гормоны. Учитель: Непосредственно в? Дети: В кровь или лимфу. Учитель: Прочтём термин, который записали в тетради. Дети: Железы внутренней секреции – это органы человека, которые выделяют продукты своей жизнедеятельности – гормоны, непосредственно в кровь или лимфу. Человек может жить с одним лёгким, с одной почкой. Не совсем комфортно, конечно, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Может из вас кто знает и сможет мне назвать некоторые (работа с рисунком на доске). Дети: Щитовидная железа. Учитель: Наибольшая из всех желез, находящаяся на поверхности щитовидного хряща гортани. Состоит из двух долей, соединённых перемычкой. Дети: Поджелудочная железа. Учитель: В брюшной полости, ниже желудка. Состоит из островков клеток в разных местах. Ещё? Дети: Гипофиз. Учитель: Нижний мозговой придаток, который размещён ниже моста головного мозга. Состоит из трёх частей: передней, промежуточной и задней. Дети: Надпочечники. Учитель: Находятся над верхней частью почек, состоят из двух слоёв, шаров. Наружный – корковый, внутренний – мозговой. Кроме вышесказанных есть ещё такие железы как половые (семенники, яичники – служат для размножения), эпифиз (крошечная железа) в промежуточном мозге: паращитовидные железы, которые находятся в ткани щитовидной железы. Все участники игры "ПОЛЕ ЧУДЕС" подсчитайте свои заработанные медали. Их количество говорит о вашей оценке. Поставьте все свои оценки в дневник и запищите домашнее задание: прочитать параграф в учебнике, выполнить задания, приведенные после параграфа. |
Урок по теме: «Железы внутренней секреции» Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материалы и оборудования: таблицы и рисунки по эндокринной системе, презентация железы внутренней, внешней и смешанной секреции,... | ||
Тесты по курсу возрастной анатомии и физиологии для студентов идисО Всеми гормональными процессами в организме управляет железа внутренней секреции | Методические аспекты Издание второе, переработанное Содержание Значение... Изучение характера желудочной секреции имеет особое значение при заболеваниях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, в частности... | ||
Использование эпиграфов на уроке биологии Максимовой Е. И. к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций организма, рассмотреть влияние гормонов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строение желез внутренней секреции, продолжить формирование предметных и общеучебных... | Тесты по теме «Доброкачественные и злокачественные заболевания щитовидной железы» | ||
Женская половая К женской половой системе относятся половые железы (яичники), половые пути (яйцеводы, матка, влагалище, наружные половые органы),... | Литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 3) На уроке используются знания, полученные при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы. Перед проведением... | ||
«Очаговые заболевания щитовидной железы, рак щитовидной железы» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу | ||
Конспект урока биологии в 8 классе Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность... | Конспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма.... Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... | ||
Урок «расы. Происхождение рас» (6-7 классы) На уроке используются знания, полученные при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы. Перед проведением... | Уроке по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е» Морфология. Ты окажешься на островах Наречия, где должен будешь самостоятельно с помощью карты пройти трудный и опасный путь. С собой... |