Скачать 82.33 Kb.
|
Урок по теме: « Железы внутренней секреции» Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Продолжить формировать понятие о регуляции организма с помощью нервной системы. Расширить знания о строении и функциях клетки. Раскрыть особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемой функцией. Выявить роль биологически активных веществ гормонов. Продолжить изучение регионального компонента. Развивать умения работать с учебником, научной литературой, таблицами, муляжами. Воспитывать культуру общения, умение оценивать результаты своего труда. Оборудование: Иллюстрации по теме. Презентация на тему: «Железы внутренней секреции» Ход урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний. - Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ( Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов). Сегодня вы продолжите изучать железы нашего организма. Но познакомитесь более подробно с железами внутренней секреции. Перед вами, ребята ,стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ, какие гормоны поддерживают постоянство внутренней среды организма.. ( на экране проектора: Название темы урока .Задачи урока). -Но прежде, чем мы познакомимся с железами внутренней секреции и вырабатываемыми ими гормонами, давайте вспомним, какие биологически активные вещества вам знакомы. (Витамины, гормоны, ферменты). Давайте вспомним некоторые из этих биологически активных веществ. Опрос по теме: «Железы внешней секреции» и «Железы внешней секреции» Откройте тетради и запишите тему урока: «Железы внутренней секреции» (На экране проектора появляется название темы урока и план изучения темы.) Эндокринология (от греч. ἔνδον — внутрь, κρίνω — выделяю и λόγος — слово, наука) — наука о строении и функции желез внутренней секреции (эндокринных желез), вырабатываемых ими продуктах (гормонах), о путях их образования и действия на организм животных и человека; а также о заболеваниях, вызванных нарушением функции этих желез или действия этих гормонов. Клетки эндокринных желез вырабатывают соки (секрет желез), содержащие специфические для каждого эндокринного органа вещества называемые гормонами и выделяют их непосредственно в кровоток. В этом заключается их отличие от желез экзокринных, которые выделяют свой секрет в проток выходящий на наружную поверхность тела (слюнные, потовые железы, железы желудка, легких). Гормон – это химическое вещество, которое поступает в кровоток и с кровью достигает различных органов, где оно стимулирует или снижает активность других клеток, которые называются клетками-мишенями. Через клетки-мишени гормоны оказывают действие практически на все жизненно важные функции организма человека. К железам внутренней секреции организма (эндокринным железам) относятся:
Надпочечники: Надпочечники (glandulae suprarenales) - парный орган, расположенный у высших позвоночных вблизи верхнего полюса почки, включает две самостоятельные эндокринные железы: кору надпочечников (substantia corticalis) и мозговой слой надпочечников ( substantia medularis ). Гормоны, выделяемые надпочечниками: альдостерон, кортизол, кортикостерон Щитовидная железа: Железа внутренней секреции. Играет важную роль в регуляции обмена веществ и энергии в оганизме. Фоликулы щитовидной железы обладают уникальной способностью захватывать йод из кровотока, который при участии особого фермента связывается тиреоглобулином коллоида щитовидной железы, после чего в фолликулах синтезируются 2 йодсодержащих гормона - тироксин (T4) и трийодтиронин (T3) и 1 пептидный гормон - кальцитонин (тиреокальцитонин). Функция щитовидной железы зависит от поступления питательных веществ. Уровень общего Т3 может повышаться при переедании и высокоуглеводной диете и снижаться при голодании и низкоуглеводной диете. Напротив, уровни Т4 и ТТГ не зависят от калорийности и состава рациона. Железы паращитовидные Паращитовидные железы (glandulae parathyroideae) - небольшие железистые образования в количестве двух или четырех, расположенные в основном на поверхности или в толще щитовидной железы. Они вырабатывают паратиреоидный гормон (паратирин) - регулятор кальциевого обмена и фосфорного обмена, который образуется в главных полигональных клетках паращитовидной железы. Железа поджелудочная. Поджелудочная железа (pancreas) - непарный орган смешанной секреции, расположенный в брюшной полости слева под желудком. Ее экзокринная часть представлена ацинозной тканью (зимогенной тканью), эндокринная часть - примерно 1-2 млн. островков Лангерганса (составляющим 1-2% массы всей железы). Гормоны поджелудочной железы: глюкагон, другие гормоны из проглюкагона инсулин Соматостатин, панкреагастрин, секретин, панкреатический пептид Тимус Тимус, как центральный орган иммунной системы, представляет собой эволюционное приобретение позвоночных животных. У всех беспозвоночных он отсутствует даже в зачаточной форме. Его возникновение у примитивных позвоночных было бесспорно ключевым явлением в эволюции иммунитета, и по своей значимости это событие следует отнести к эволюционному процессу, подходящему под определение ароморфоза. Тимус (вилочковая железа) - лимфо-эпителиальный орган - расположен у млекопитающих в грудной полости над сердцем. Он состоит из двух основных долей, которые делятся на мелкие дольки, основа которых образована переплетением эпителиальных клеток. Гипофиз: Гипофиз, нижний мозговой придаток, или питуитарная железа (hypaphisis cerebri, glandula pituitaris), - сложный эндокринный орган, расположенный в основании черепа в турецком седле основной кости и анатомически связанный ножкой с дном третьего мозгового желудочка промежуточного мозга. Он состоит из трех долей: передней доли гипофиза, средней доли гипофиза и задней доли гипофиза. Передняя и средняя доли объединяются под названием аденогипофиз (аденогипофиз), а задняя доля называется нейрогипофизом. К нейрогипофизу относят также срединное возвышение медиальная эминенция, расположенное на границе между аденогипофизом и гипоталамусом промежуточного мозга. Гормоны гипофиза: адренокортикотропный гормон ( АКТГ ), лютеинизирующий гормон ( ЛГ ), гонадотропин, фолликулостимулирующий гормон ( ФСГ ), тиреотропный гормон ( ТТГ ), гормон роста, соматотропин ( СТГ ), пролактин, гормон, стимулирующий интестинальные клетки ( ГСИК ), липотропин бета-липотропин ,гамма-эндорфин бета- Гипоталамус: Гипоталамус - это часть промежуточного мозга, он расположен в основании переднего мозга непосредственно под таламусом и над гипофизом. Его вес составляет примерно 5 г. Гипоталамус не имеет четких границ, его можно рассматривать как часть сети нейронов, протягивающейся от среднего мозга через гипоталамус к глубинным отделам переднего мозга. Гипоталамус - главный координирующий и регулирующий центр вегетативной нервной системы. К нему подходят волокна сенсорных нейронов от всех висцеральных рецепторов, вкусовых рецепторов и обонятельных рецепторов. Отсюда через продолговатый мозг и спинной мозг происходит регуляция сердечного ритма, регуляция кровяного давления, регуляция дыхания и регуляция перистальтики. В других участках гипоталамуса лежат специальные центры, от которых зависят голод, жажда и сон, а также поведенческие реакции, связанные с агрессивностью и поведенческие реакции, связанные с размножением. Гипоталамус контролирует концентрацию метаболитов и температуру крови, вместе с гипофизомрегулирует секрецию большинства гормонов и поддерживает постоянство состава крови и постоянство состава тканей. В лимбической системе и гипоталамусе, отвечающих за мотивации и эмоции, обнаружены рецепторы эстрадиола и тестостерона. Эпифиз (шишковидное тело). Эпифиз, или верхний мозговой придаток, или шишковидная железа (epiphisis cerebri, glandula pinealis) - эндокринный орган, расположенный между передними буграми четверохолмия над третьим мозговым желудочком. В эпифизе образуется гормон мелатонин, регулирующий пигментный обмен организма и обладающий антигонадотропным действием. Не исключено, что в эпифизе могут также синтезироваться и накапливаться и другие гормональные соединения. Функция этой железы изучена до сих пор недостаточно. Гормон эпифиза мелатонин. Почка как эндокринный орган. Почка (также, как и печень) содержит в своем составе клеточные элементы, которые могут быть отнесены к эндокринным железам. Оба эти органа участвуют в образовании гормонов ангиотензинов: ангиотензина I, ангиотензина II и ангиотензина III, - регуляторов тонуса сосудов и секреции альдостерона надпочечниками. В почке, в так называемом юкстагломерулярном аппарате (железистые вздутия на приводящих артериях почечных клубочков), синтезируется протеолитический фермент ренин, который, секретируясь в кровь, отщепляет от ангиотензиногена гормон ангиотензин I. Печень и почка участвуют также в активации витамина D3 (холекальциферола). В результате нескольких этапов гидроксилирования в почке образуется 1,25-диоксивитамин D 3 - гормон, регулирующий обмен кальция и фосфора. Кроме того, в почке образуется гормон эритропоэтин - стимулятор эритропоэза в красном костном мозге. Гормоны почки: эритропоэтин, ренин Печень: Печень - самый крупный из внутренних органов, участвующих в гомеостазе. Она контролирует многие обменные процессы, играющие важную роль в поддержании постоянного состава крови. Развивается печень из выпячивания энтодермальной пищеварительной трубки, и многие ее функции связаны с переработкой всасываемых компонентов пищи. Железы желудочно-кишечного тракта. Желудочно-кишечный (гастро-интестинальный) тракт содержит эндокринные железы, секретирующие гормоны (энтериновая система). В желудке образуется гастрин, стимулирующий кислую желудочную секрецию. В верхних отделах тонкого кишечника продуцируются глюкагон, а также секретин и панкреозимин (холецистокинин), стимулирующие секрецию сока поджелудочной железы и желчеотделение; энтерогастрон (гастро-ингибирующий пептид, или ГИП), тормозящий желудочную секрецию; вазоактивный интестинальный пептид (ВИП), обладающий широким спектром действия на процессы пищеварения и межуточного обмена, а также тонус сосудов; он найден также в высоких концентрациях в клетках мозга (некоторых клонах нейронов и глиальных клеток); энтероглюкагоны - глюкагоноподобные вещества. Некоторые авторы относят гормоны желудочно-кишечного тракта к гистогормонам. Пищеварительная система: железы и гормоны. Гастрин, секретин, панкреозимин (холецистокинин) холецистокинин-8, энтерогастрон (гастроингибирующий пептид) (ГИП) вазоактивный интестинальный пептид (ВИП), энтероглюкагоны, вилликинин, мотилин Закрепление новой темы. А теперь решите биологические задачи. Задача №1. По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток. А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен. (ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы) Б. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт. (ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы). Ещё по одной задаче команды получают с карточкой-заданием - Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции. 1.Действие гормонов на органы 2.Действие гормонов на клетки-мишени 3.Активность гормонов 4.Роль гормонов в гомеостазе Примерные ответы учащихся: 1.Действие гормонов носит дистантный характер- органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы. 2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени. 3.Гормоны обладают высокой биологической активностью. 4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма. - Подведение итогов. |
Уроке биологии по теме «железы внутренней секреции» Образовательные. Сформировать, новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции. Определить роль гормонов смешанных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материалы и оборудования: таблицы и рисунки по эндокринной системе, презентация железы внутренней, внешней и смешанной секреции,... | ||
Тесты по курсу возрастной анатомии и физиологии для студентов идисО Всеми гормональными процессами в организме управляет железа внутренней секреции | Методические аспекты Издание второе, переработанное Содержание Значение... Изучение характера желудочной секреции имеет особое значение при заболеваниях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, в частности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций организма, рассмотреть влияние гормонов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о строение желез внутренней секреции, продолжить формирование предметных и общеучебных... | ||
Тесты по теме «Доброкачественные и злокачественные заболевания щитовидной железы» | Женская половая К женской половой системе относятся половые железы (яичники), половые пути (яйцеводы, матка, влагалище, наружные половые органы),... | ||
«Очаговые заболевания щитовидной железы, рак щитовидной железы» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» «музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие... | ||
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» Цель: знакомство учащихся с судьбой жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и разделившими с ними их нелегкую участь;... | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | ||
Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: развить знания о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать её роль в организме,... | ||
Урок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит... Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... |