Урок биологии в 8 классе
Тема: Функции желез внутренней секреции
Провела учитель
химии и биологии
МОУ ООШ №4
Ильиных К.П.
г. Красновишерск 2013
Цели урока:
1.Образовательные
Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций организма, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах.
познакомить обучающихся с нарушениями эндокринной системы, с мерами предупреждения заболеваний, поддержания нормальной жизнедеятельности.
2.Развивающие
Продолжить формирование познавательной активности обучающихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок путем создания проблемной ситуации, формировать умение проводить рассуждение, анализировать, выделять главные моменты, делать выводы.
3.Воспитывающие
Способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности организма; способствовать развитию умений ставить перед собой задачи и решать их; способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тип урока:
Комбинированный, проблемный
Оборудование:
Таблица «Железы внутренней секреции», презентация «Гуморальная регуляция».
Планируемые результаты:
Учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в нормальной жизнедеятельности организма
Личная значимость изучаемого материала для обучающихся:
При обнаружении нарушения работы эндокринного аппарата необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не применять гормональных препаратов.
Методы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, дифференцированный.
Формы организации учебной деятельности:
устные ответы с места, самостоятельная работа в группах с текстом учебником и раздаточным материалом, работа с презентацией.
Развитие умений:
извлекать нужную информацию, добывать знания разными способами (чтение, слушание);
перерабатывать информацию (выделять причины и следствия) для получения необходимого результата);
преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму;
доносить свою информацию до других;
проводить личностную саморефлексию и использовать знания для сохранения гомеостаза своего организма.
Проект урока
№
| Этапы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1.
| оргмомент
| 1 мин.
| Проверяет готовность учащихся к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
| 2.
| Актуализация знаний. Введение в тему.
| 2-3 мин.
| Работа с кластером
| Формулируют тему урока, определяют границы знания и незнания.
| 3.
| Изучение нового материала. Практическая деятельность .
| 15-20 мин.
| Задает вопросы по осмыслению материала, оценивает реальное продвижение учащихся.
| Осуществляют учебную деятельность по плану, предложенному и личному.
| 4.
| Оценивание. Рефлексия
| 14-15 мин.
| Оценивает работу групп, руководителей групп.
| Учащиеся дают оценку работе группы, проводят самооценивание.
|
Ход урока
1.Работа с кластером. Позволяет активизировать прошлый опыт и опорные знания.
Вопросы к кластеру:
Какие «Две власти» есть в нашем организме?
Какие функции выполняет нервная система?
Что лежит в основе работы нервной системы?
С помощью чего регулируется гуморальная деятельность?
Что мы знаем о гормонах?
А что нам еще неизвестно о гормонах? (Учащиеся отвечают: «Мы не знаем как влияют гормоны на наш организм и какие последствия их влияния?)
Учащиеся формулируют тему урока. Тема записывается на доске.
3.Изучение нового материала.
Проводится работа в группах. Группы постоянные, учащиеся знакомятся с планом работы и заданиями (Приложение 1).После окончания работы группа делает сообщение по решению одной из проблемных задач. По ходу выступления учащиеся фиксируют информацию в таблице.
Для осмысления нового материала предлагаются следующие вопросы по деятельности желез внутренней секреции:
Каково условие проникновения глюкозы в клетку?
Какой гормон регулирует превращение глюкозы?
Страдает ли нервная система при повышении содержания сахара в крови?
Почему иногда в моче появляется сахар?
Как влияет адреналин на гомеостаз нашего организма?
Как связаны нервная и гуморальная системы в нашем организме?
Каким образом достигается целостность нашего организма?
Для закрепления предлагаются дополнительные задания (Приложение №2)
Игра –«Да», «Нет»
Учитель загадывает одну из желез внутренней секреции, не называя ее вслух. Учащиеся задают вопросы по характеристике и функциям желез, пытаясь выяснить – какую железу загадал учитель. В ответ учитель называет только «да» или «нет».
Подведение итогов. Вывод: Организм человека - функциональная система органов, действующая как единое целое. Единство, целостность, постоянство внутренней среды организма достигается нейрогуморальным способом регуляции. Учащиеся возвращаются к кластеру (на доске) и заполняют информацию о влиянии гормонов на организм человека
4.Оценивание.
Дается оценка работы учащихся на уроке. Комментарии учителя. Выставление оценок.
Рефлексия.
На листочках предлагается ответить учащимся по анализу работы:
Легко для меня Мне хорошо удалось
Трудно для меня Мне необходимо |