Характеристика учебного





НазваниеХарактеристика учебного
Дата публикации07.10.2014
Размер93.9 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
c:\users\секретарь\documents\рп\биология\биология 10 класс пу.jpg
Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

На профильном уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Понимание сложности живой материи должно сопровождаться осознанием того, что глубокое изучение ее возможно с использованием научных методов и достижений разных наук – химии, физики, математики

Цели и задачи обучения

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний

- основных положений биологических теорий и имен их авторов ( клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);

- учений ( о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере);

- о сущности законов (Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства Харди-Вайнберга);

- закономерностей наследования, правил (доминирования Г.Мендель, экологической пирамиды), принципов репликации, транскрипции и трансляции;

- гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

- строения биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); вирусов, генов, хромосом, гамет, одно- и многоклеточных организмов, структуру вида и экосистем;

- сущности биологических процессов и явлений (хранение, передача и реализация наследственной информации, обмен веществ и превращение энергии в клетке, фото- и хемосинтез, митоз и мейоз, оплодотворение , онтогенез, искусственный, движущий и стабилизирующий отбор, географическое и экологическое видообразование, формировании е приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);

- современную биологическую символику и терминологию;

овладение умениями

-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- решать биологические задачи различной сложности;

- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах;

- описывать микропрепараты клеток растений и животных, представителей разных видов по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистемах, антропогенные изменения в экосистемах;

-анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении жизни, человека, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

- осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, в процессе работы с учебником учащиеся должны научиться анализировать текст, сворачивать его в схему, делать рефераты, готовить сообщения ;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Содержание курса
Введение. (2 часа)

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связь с другими науками.Елинство живого. . Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Биологические системы:

Клетка, организм. (52 часа)

Тема 1 Молекулы и клетки

Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Многообразие форм и размеров клетки в зависимости от функции. Прокариоты и эукариоты.

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды.

Биополимеры, регулярные и нерегулярные.

Строение белков. Аминокислоты. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы- моно-, ди- и полисахариды, свойства и функции.

Липиды, химическое строение и функции. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты, строение нуклеиновых кислот, типы нуклеиновых кислот, их функции.

АТФ, макроэргические связи..

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Тема 2. Клеточные структуры и их функции.

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

Мембранные органоиды. Ядро, митохондрии, пластиды, ЭПС.

Рибосомы, клеточные включения, микротрубочки.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии , сделанные с помощью электронного микроскопа , иллюстрирующие строение плазматической мембраны, прокариотической и эукариотической клеток.

Тема 3 Обеспечение клеток энергией (8 часов)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма и катаболизма.

Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Расщепление полисахаридов . Анаэробное расщепление глюкозы.

Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации

Схемы, таблицы, иллюстрирующие обмен веществ и превращения энергии в клетке, строение хлоропласта, митохондрии.

Тема 4 Наследственная информация и реализация ее в клетке (14)

Белки - основа клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.

Транспортная РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.

Генная инженерия.

Строение вирусов, их размножение. ВИЧ. Обратная транскрипция.

Демонстрации

Схемы, таблицы, иллюстрирующие процесс репликации, генетический код, биосинтез белка, регуляцию транскрипции у эукариот. Строение вирусов.

Тема 5.Индивидуальное развитие и размножение организмов.

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Амитоз.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)..Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференциация клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений.Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клток в организме. Иммунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение.Соматические и половые клетки. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрации

Схемы, таблицы, иллюстрирующие строение тканей растений и животных, Способы бесполого размножения, оплодотворение у растений и оплодотворение у животных.

Основные закономерности наследственности и изменчивости.(46 часов)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 часов).

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

Генетическая терминология и символика: аллели, генотип и фенотип, доминантные и рецессивные признаки. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Взаимодействие аллельных генов

Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки.

Сцепленное наследование Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

Наследование сцепленное с полом.

Демонстрации

Схемы, таблицы, иллюстрирующие моно- и дигибридное скрещивание и их цитологические основы, неполное доминирование, сцепленное наследование ,взаимодействие генов.

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (12 часов).

Изменчивость – свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость.Геномные, хромосомные и генные мутации.Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова

Причины мутаций. Экспериментальный мутагенез.Влияние мутагенов на организм человека.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки Нормы реакции.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие различные мутации.модификационную изменчивость.

Тема 8.Генетические основы индивидуального развития. (10 часов).

Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе.

Множественное действие генов. Летальные мутации..

Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

Генетические основы поведения.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных мутаций.

Тема 9.Генетика человека.

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека.
Значение генетики для медицины . Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика, медико-генетическое консультирование.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии.

Лабораторные и практические работы

1.Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

2.Устройство световых микроскопов, техника микроскопирования.

3.Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

4.Митоз в клетках корешка лука.

5. Составление простейших схем скрещивания

6. Решение генетических задач

7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

8.Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Учебно-методическое обеспечение

1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. М., «Просвещение» Московские учебники. 2011 год.
Список литературы
1. Гаврилова А.Ю. Биология 11 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».

2. Кулев А.В. Общая биология. Поурочное планирование. Санкт-Петербург. «Паритет».

3. Пименов А.В. Уроки биологии. Ярославль. Академия развития.

4.Тейлор Д., Н.Грин, У.Стаут Биология (в трех томах), Москва, БИНОМ,2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Характеристика учебного iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Характеристика учебного iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)
Характеристика учебного iconХарактеристика раннего возраста
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Характеристика учебного iconПсихология как наука. Ее характеристика
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Характеристика учебного iconХарактеристика учебного
Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Характеристика учебного iconПрограмма с/п «Молодежнинское»
Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных...
Характеристика учебного iconПрограмма в области музыкального искусства «фортепиано» Предметная
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета
Характеристика учебного iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Характеристика учебного iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Характеристика учебного iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Характеристика учебного iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Характеристика учебного iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Характеристика учебного iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Характеристика учебного iconI. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности,...
Характеристика учебного iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Характеристика учебного iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск