Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





Скачать 195.54 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Дата публикации18.10.2014
Размер195.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_____________________________________________Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011г.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БИОИНДИКАЦИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020200.62 направления Биология, специализация биотехнология; форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________________________________/Мелентьева А.А./

«28» августа2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры протокол № 2 от «05» сентября 2011г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 10 стр.

Зав. кафедрой __________________________________________/Боме Н.А./

«05» сентября 2011г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамент биологии «24»сентября 2011г. протокол № 1

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИМЕНИТ, департамент биологии____________________/Фролова О.В./

«24» сентября 2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ________________________________/ Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ


Кафедра Ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры

Мелентьева Алла Анатольевна

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БИОИНДИКАЦИИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020200.62направления «Биология», специализация биотехнология,

форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Мелентьева А.А. Окружающая среда и современные методы биоиндикации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация биотехнология; форма обучения - очная. Тюмень, 2011, 10 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Окружающая среда и современные методы биоиндикации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А.- заведующий кафедрой, д.с-сх.н., профессор



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Мелентьева А.А., 2011.

  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью данного курса является ознакомление студентов с различными методами биологической индикации окружающей среды. Дано общее понятие биоиндикации. Подробно рассмотрены требования к биоиндикаторам, типы чувствительности и сфера применения биоиндикаторов и современные методы биотестирования и биоиндикации.
Изложение текста ведется по принципу от общих к частным вопросам.
Сформировать у студентов целостное представление о свойствах живых систем, историческом развитии жизни, роли биоты в планетарных процессах о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, дать основу для изучения профильных дисциплин.

Задачи: обсудить гипотезы возникновения жизни; проанализировать причины многообразия органического мира; роль живых организмов в функционировании биосферы; основные теории, законы, закономерности, лежащие в основе жизни на разных уровнях ее организации; познакомить с основными методами современной биологии; показать, как знания о живой природе могут применяться в практической деятельности человека.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Окружающая среда и современные методы биоиндикации» относится к циклу ДС, вузовский компонент.

Логические и содержательно-методические взаимосвязи прослеживаются с дисциплинами общепрофессионального и естественно-научного циклов: химией, общей биологией, ботаникой, зоологией. Для успешного освоения содержанием дисциплины требуются базовые знания по общепрофессиональным дисциплинам.

Содержание дисциплины: сущность жизни, разнообразие и уровни организации живых систем, структурно-функциональная организация организмов, их классификация, биологическая эволюция, основные методы биологии, перспективы развития биологических наук, стратегия охраны природы, роль биологических знаний в решении социальных проблем.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – цитологии, генетики, микробиологии и вирусологии, теории эволюции, ботаники, зоологии, основ общей экологии

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  • Типы загрязнений окружающей среды;

  • Экологические основы биоиндикации;

  • Основные законы и закономерности, лежащие в основе функционирования биологических систем: клеточную теорию, законы Г.Менделя, хромосомную теорию наследственности Т.Моргана, эволюционную теорию Ч.Дарвина, учение В.Вернадского о биосфере;

  • Современные методы биологии;

  • Уметь:

  • Проводить анализ научной литературы

  • Приобретать новые знания, используя информационные технологии;

  • Высказывать суждения исходя из представлений о перспективах развития биологических наук;

  • Приводить аргументы и факты по основным проблемам биологических наук;

  • Владеть:

  • Навыками подготовки и использования презентационного материала;

  • Навыками научной дискуссии

  • Достаточной базой общебиологических знаний для понимания и использования их в практической жизни, для объяснения современных экологических проблем


1.Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 6. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 часа, из них 26 часов – аудиторные занятия и 28 часов – самостоятельная работа студентов.

2.Тематический план.




п/п

Наименование темы

ОДО

лекции

(кол-во часов)

самост.-ная работа студентов (кол-во часов)

формы контроля




Модуль1













Введение

1







1.

Общие основы биоиндикации

3

4

Индивидуальн. опрос.

2.

Стандарты сравнения при биологической индикации

2

2

Индивидуальн. опрос.

3.

Требования к биоиндикаторам

2

2

Индивидуальн. опрос.

Контрольная работа.




Модуль 2










4.

Сферы применения биоиндикаторов

2

2

Индивидуальн. опрос.

5.

Биоиндикация и охрана окружающей среды

2

2

Индивидуальн. опрос.

6.

Биотесты на бактериях

2

2

Индивидуальн. опрос.

7.

Биоиндикация с использованием водорослей

2

2

Индивидуальн. опрос.




Модуль 3










8.

Биоиндикация с использованием мхов

2

2

Индивидуальн. опрос.

9.

Лихеноиндикация

4

4

Индивидуальн. опрос.

10

Биоиндикация с использованием высших растений

6

6

опрос.

Контрольная работа.

11

Зачет







+

Итого:

26

28

54


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

п. № темы

Формы текущего контроля

Итого

кол-во

баллов

Посщение занятий

фронта-

льный

опрос

конспект

по теме


собесе-дование

реферат

тестиро-вание

состав-

ление теста по заданной теме




Модуль 1

1.

0-1

0-1

0-2

0-2

-

0-4

-

0-10

2.

0-1

0-1

0-2

0-2

0-4







0-10

3.

0-1

0-1

0-2

0-2

-

0-4

-

0-10

Всего

0-3

0-3

0-6

0-6

0-4

0-8





0-30

Модуль 2

4.

0-1

0-1

0-3

-

-

-

-

0-5

5.

0-1

0-1

-

-

0-8

-

-

0-10

6.

0-1

0-1

-

0-2

-

0-6

-

0-10

7.

0-1

0-1

-

-

-

0-13

-

0-15

Всего

0-4

0-4

0-3

0-2

0-8

0-19




0-40

Модуль 3

8.

0-1

0-1

-

0-2

-

0-5

-

0-9

9.

0-1

0-1

0-4

0-2

-

0-5

0-2

0-15

10.

0-1

0-1

-

-

0-4

-

-

0-6

Всего

0-3

0-3

0-4

0-4

0-4

0-10

0-2

0-30

Итого

0-10

0-10

0-13

0-12

0-16

0-37

0-2

0-100


Таблица2.

Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные




Модуль 1













1

Общие основы биоиндикации

Подготовка реферата




1

2

1

Стандарты сравнения при биологической индикации




Выполнение индивидуальных заданий, подготовка к устному собеседованию

2

4

2

Требования к биоиндикаторам

Подготовка индивидуальных заданий

собеседование

3

4




Всего










10




Модуль 2













3

Сферы применения биоиндикаторов

Подготовка к семинару

-Подготовка презентаций

4,5

2

4

Биоиндикация и охрана окружающей среды




Выполнение индивидуальных заданий, подготовка творческого задания

6

2

5

Биотесты на бактериях

Подготовка конспекта

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка письменного проекта

7,8,9

4

6.

Биоиндикация с использованием водорослей




Выполнение индивидуальных заданий, подготовка индивидуального задания




2




Всего










10




Модуль 3













7

Биоиндикация с использованием мхов

Подготовка к семинару

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка письменного задания

10,

2

8

Лихеноиндикация

Подготовка к тестированию




11

2

9

Биоиндикация с использованием высших растений

Подготовка к тестированию




12

4




Всего по 3 модулю










8




ИТОГО:

28



3.Содержание дисциплины

Введение.
Биоиндикация – определение степени загрязнения окружающей среды с использованием живых организмов.

Применение организмов, реагирующих на загрязнение среды обитания изменением визуальных признаков, имеет ряд преимуществ. Биоиндикация позволяет существенно сократить или даже исключить применение дорогостоящих и трудоемких физико-химических методов анализа. Биоиндикаторы интегрируют биологически значимые эффекты загрязнения. Они позволяют определить скорость происходящих изменений, пути и места скопления в экосистемах различных токсикантов, делать выводы о степени опасности для человека и полезной биоты конкретных веществ и их сочетаний.
Тема 1: Общие основы биоиндикации
Экологические основы биоиндикации. Антропогенные факторы, вызывающие у организмов стресс. Закономерности биоиндикации на различных уровнях организации живой материи. Типы чувствительности биоиндикаторов.
Тема 2: Стандарты сравнения при биологической индикации.
При проведении биоиндикации существенную роль играет выбор биостандартов для сравнения. Стандарты сравнения при биологической индикации делятся на две группы: абсолютные и относительные.
В группу абсолютных стандартов входят: 1. системы свободные от воздействия поллютантов; 2. системы с искусственным исключением действия антропогенных факторов; 3. системы слабо или вовсе не подверженные действию антропогенных факторов; 4. градиенты изменения функций объекта, вплоть до пренебрежимо малого времени воздействия.
Группа относительных стандартов сравнения базируется на: 1. корреляции с пространственно-временными изменениями антропогенных факторов среды; 2. выявлении эталонных объектов, испытывающих незначительное или изначально известное антропогенное воздействие.

Тема 3: Требования к биоиндикаторам.

Для объективной оценки загрязнения среды необходимо использовать адекватные тест-системы и фитотесты, реагирующие на комплекс загрязнителей и пригодные для выявления мутагенного потенциала встречающихся в атмосфере поллютантов. Общие требования к растениям биоиндикаторам.

Требования к биоиндикаторам воздушной среды, агроценозов, урбанизированных зон, придорожных территорий, водных экосистем.

Тема 4: Сферы применения биоиндикаторов.

Комплексная система экологического мониторинга атмосферы, гидросферы, педосферы, включая обнаружение негативных изменений, их диагностику на самой ранней стадии антропогенного воздействия. Сохранение биоразнообразия экосистем, позволяющее обеспечить существование как можно большего числа организмов, в особенности редких видов биоты, высокочувствительных к загрязнению. Применение биоиндикаторов для оценки устойчивости экосистем урбанизированных и придорожных территорий, агроценозов.
Тема 5: Биоиндикация и охрана окружающей среды.

Биоиндикация и контроль состояния окружающей среды. Биоиндикация загрязнения воздуха, почвы, береговых и околоводных экосистем.
Тема 6: Биотесты на бактериях.

Тестирование остатков пестицидов в почве и воде с помощью стандартного микробиотеста.

Метод индикаторных штаммов (или “почвенной закладки”) в санитарно-эпидемиологических исследованиях для определения “токсикоза” почвы. Метод прямого определения патогенных микроорганизмов в почве и воде.
Тема 7: Биоиндикация с использованием водорослей.

Классический тест-объект на загрязнители Chlorella vulgaris. Метод “бумажных дисков”. Метод замедленной флюорисценции.
Визуальные методы биологического тестирования с использованием зеленых и диатомовых водорослей.

Методы количественной регистрации воздействия загрязнителей (плазмолиз).
Система тестов, фиксирующих изменение каких-либо функций организма (циклозис).
Тест учета биологического разнообразия водорослей на единицу площади.
Тема 8: Биоиндикация с использованием мхов.

Метод индукции флюорисценции хлорофилла (Mnium hotnum L.).
Тема 9: Лихеноиндикация.

Основные причины, обуславливающие малую устойчивость лишайников и их группировок к атмосферному загрязнению. Методы лихеноиндикации. Шкала реакции лишайников на поллютанты. Картирование территории с использованием лихеноиндикации.
Тема 10: Биоиндикация с использованием высших растений.
Методы биотестирования с использованием голосеменных и цветковых растений.
Растения индикаторы на гербициды, пестициды, загрязнение воздуха, почвы, береговых и около водных экосистем.
Растения индикаторы сырых, временно пересыхающих, сухих, очень кислых почв.

Биотесты на засоление, содержание азота, подкисление почв.
Метод флуктуирующей ассиметрии.

5. Темы рефератов

  1. Биоиндикация и биомониторинг.

  2. Растения – биоиндикаторы.

  3. История становления данного направления.

  4. Животные – индикаторы среды.

  5. Ионизирующая радиация и устойчивость растений.

  6. Методы биоиндикации.

  7. Биоиндикация и охрана окружающей среды

  8. Требования к биоиндикаторам.



6. Вопросы к зачету

  1. Биоиндикация – определение, основные задачи. Преимущества биоиндикации

  2. Экологические основы биоиндикации.

  3. Основные принципы применения биоиндкации.

  4. Закономерности биоиндикации на различных уровнях организации живой материи.

  5. Типы чувствительности биоиндикаторов.

  6. Стандарты сравнения при биоиндикации.

  7. Требования к биоиндикаторам.

  8. Требования к биоиндикаторам агроценоза

  9. Особенности биоиндикации агроценоза.

  10. Сферы применения биоиндикации.

  11. Биоиндикация для оценки устойчивости экосистем урбанизированных территорий.

  12. Биоиндикация для оценки устойчивости экосистем придорожных территорий.

  13. Биоиндикация и охрана окружающей среды.

  14. Биотесты на бактериях.

  15. Биоиндикация с использованием водорослей

  16. Биоиндикация с использованием мхов.

  17. Лихеноиндикация

  18. Биоиндикация в сельском хозяйстве.

  19. Биоиндикация в лесном хозяйстве.

  20. Современные методы биоиндикации.

  21. Метод флуктуирующей ассиметрии – как метод оценки стабильности развития организма и среды.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Березина, Н.А. Экология растений. М.: Академия, 2009. – 400 с. Гриф УМО

  2. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. /Ред. О. П. Мелехова. - М.: Академия, 2008. - 288 с. Гриф МО РФ

Дополнительная:

  1. Щербакова, Л.Н. Защита растений. М.: Академия, 2003. – 272 с. Гриф ЭС по проф обр.

  2. Бязров, Л.Г. Лишайники- индикаторы радиоактивного загрязнения. М.: КМК, 2005.- 476 с.

  3. Прищеп, Н.И. Экология: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2007. - 272 с. Гриф МО

  4. Журналы: Экология; Проблемы общей биологии; Биологические науки (сборник трудов); Вестник сельскохозяйственных наук.


7.2. Средства и материально-техническое обеспечение спецкурса
Спецкурс «Биоиндикация среды с использованием растительных организмов» читается в аудитории кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры.
Используются: иллюстративные материалы: таблицы, плакаты, фотографии, гербарий и живые растения; мультимедийное оборудование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск