III НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДОВОЛЕНСКОГО РАЙОНА
Тематическая группа: Биология
Тема: Изучение состояния эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от индивидуального хронотипа
Гуща Алена МОУ Комарьевская СОШ 11 класс
с.Комарье Доволенского района
Научный руководитель: Карабак Зинаида
Николаевна
Содержание
Введение 3
1.Хронотипы человека 5
2.Определение хронотипа, объема кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов 7
Заключение 10
Список литературы 11
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 12
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 12
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 13
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 14
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 15
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 16
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 18
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 19
Введение Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать - в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины? Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние).
У людей разных хронотипов есть отличия в поведении, в возможностях организма. Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. Хронотип во многом определяет поведенческую активность человека (в первую очередь ребёнка) и служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.
В связи с этим возникает проблема адаптации учащихся с различными индивидуальными хронотипами к школьному режиму.
Цель работы - изучить состояние эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от индивидуального хронотипа.
Цель достигается путем разрешения конкретных задач, к которым относятся следующие:
Определить индивидуальные признаки суточного хронотипа учащихся.
Выявить объем кратковременной памяти и эффективность работы учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от индивидуального хронотипа.
Дать оценку полученным результатам и сформировать рекомендации по составлению школьного режима.
При написании данной работы были использованы труды отечественных ученых (Б.С. Алякринский, М.М. Безруких и др.). Широко использовались периодические издания, а также интернет. Использовалась также и периодическая литература.
Проблема сохранения и поддержания умственной работоспособности учащихся изучена еще недостаточно. Изучение состояния эффективности работы на основе определения индивидуальных хронотипов старшеклассников Комарьевской СОШ проводится впервые. В работе закреплена попытка исследовать данную проблему при помощи теста Г.Хольдебранта и методики определения объема определения кратковременной памяти и работоспособности.
Хронотипы человека Человек - существо биосоциальное.
Биологический ритм - это один из механизмов, которые позволяют организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная адаптация происходит в течение всей нашей жизни, ибо постоянно происходит изменение внешней среды. Сменяют друг друга времена года, циклон приходит на смену антициклону, нарастает и уменьшается солнечная активность, бушуют магнитные бури, люди переезжают из, степной зоны в Заполярье - и все это требует от организма способности к адекватному приспособлению. Только при «исправности этого «механизма» возможна полноценная жизнь. Вот почему, в частности, сведения о биологических ритмах необходимы и для разумного, целесообразного построения режима труда и отдыха, и для сохранения здоровья, и для поддержания высокой жизненной активности.
Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе - для правильного распределения умственной и физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребенка.
Этими проблемами занимается сейчас, специальная наука- хронобиология.
Закономерностям биологических ритмов подчиняется все живое на Земле. Знание этих закономерностей и их практическое использование необходимо, помимо медиков и физиологов, и специалистам сельского хозяйства, и рыбакам, и многим другим.
Биологические ритмы — живые часы нашего организма. Причём большое число разнообразных биоритмов не просто сосуществует в организме, они взаимосвязаны между собой сложной иерархией взаимозависимостей. Следует подчеркнуть, что среди биоритмов есть как инертные, так и лабильные, которые по-разному относятся к воздействию внешних ритмов.
Известно, что по различному и всегда индивидуальному расположению пиков биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки», «голуби» и «совы».
«Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела. У «сов» же в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем. Статистически доказано, например, что в утренние часы «совы» делают в полтора раза больше ошибок при чтении корректур, чем «жаворонки».
У «голубей» наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Например, они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Их работоспособность имеет два пика - в 10-12 и в 15-18 часов. Лица этого типа любят нормальный 7-8 часовой сон, придерживаются нормального режима дня. 1
Хронотип ребенка во многом определяет его поведенческую активность, и реактивность его организма. Вот почему они должны служить одним из важных ориентиров для разработки - научно обоснованного режима труда и отдыха. «Жаворонки-школьники показывают повышение внимания в 8-10 часов, а «совы» бывают внимательней в 16 часов. Как же не учитывать этой закономерности?
Определение хронотипа, объема кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов Мною было проведено исследование индивидуальных хронотипов учащихся 10-11 классов при помощи теста Г.Хольдебранта. Сущность этого метода: у здоровых испытуемых в условиях основного обмена (утром до завтрака) при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Показатель ЧСС делили на ЧД с точностью до 0,1 секунды. Если полученный параметр соответствовал 4,0-5,0, то испытуемый относится к аритмикам («голубь»); если он превышает 5,0 – к «жаворонкам»; если меньше 4,0 – к «совам» [см. приложение №1].
Как показали результаты теста, среди учащихся 10-11 классов 41% - «совы» и «голуби», 18% - «жаворонки» [см. приложение 2].
На втором этапе исследования проводилось определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы.
В своих исследованиях умственную работоспособность (УР) детей я определяла с помощью буквенных таблиц В.Я. Анфимова2 [см. приложение №3]. При этом для изучения динамики УР учащихся корректурное задание давали 2-минутной продолжительности до занятий, и конце последнего учебного часа. Преимущество метода заключается в объективной количественной оценке полученных результатов, что при динамических исследованиях имеет решающее значение, так как обеспечивает возможность сравнения. При этом необходимо соблюдать следующие условия: 1) при перепечатке буквенных таблиц не изменять: высоту букв – 2,5 мм, расстояния между буквами – 2,5 мм и строками – 3,5 мм, величину полей: боковых 21 и 15 мм; верхних и нижних – 27 и 42 мм; 2) не давать задание с буквой «С», так как она имеет легко запечатляющийся зрительный образ и поэтому результат бывает лучше, чем при отыскивании всех других букв из таблицы Анфимова; 3) проводить ежегодно пробу в одни и те же месяцы и дни недели; 4) каждое задание следует строго дозировать по времени - проводить в течение двух минут; 5) первый день (если учащиеся знакомятся с заданием впервые) исследования являются тренировочным и полученный материал в обработку не включается. В день тренировки детям следует объяснить: для чего проводятся корректурные пробы; как нужно работать с таблицей; пропущенная целая строка в количество прослеженных знаков не входит, но считается за одну ошибку и т.д.
На первом уроке «совами» было допущено 39 ошибок; аритмиками – 27 и «жаворонками» - 7 [см. приложение №4].
На последнем уроке при проведении корректурной пробы были получены следующие результаты: «совы» допустили 23 ошибки, «голуби» - 13, «жаворонки» - 8 [см. приложение №5].
Таким образом, согласно исследованию работоспособность у «сов» к концу учебного дня увеличивается, у «жаворонков» - уменьшается. У аритмиков, имеющих два пика работоспособности, она тоже существенно увеличивается [см. приложение №6].
Третий этап исследования подразумевал оценку объема кратковременной памяти у испытуемых.
Испытуемые должны были запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемых им таблиц, из которых они должны были постараться за 20 секунд запомнить и, потом записать как можно большее количество чисел.
По количеству правильно воспроизведенных чисел производилась оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.
-
15
| 39
| 87
| 23
| 94
| 65
| 79
| 46
| 83
| 19
| 94
| 52
|
По результатам исследования у «сов» на 90 единиц материала правильных ответов – 41, у «голубей» - 43 правильных ответа; у «жаворонков» на 40 единиц материала – 25 правильных ответов. Следовательно, отношение правильных ответов к максимальному объему кратковременной памяти у «жаворонков» на первом уроке больше, чем у «сов» и «голубей» [см. приложение «№7].
На последнем уроке количество правильных ответов у «сов» увеличилось до 42, у «жаворонков» уменьшилось, а у «голубей» незначительно возросло [см. приложение №8].
Итак, исследования показали, что большинство учащихся 10-11 классов относятся к «совам» и «голубям». Работоспособность и минимальный объем памяти в утренние часы наиболее высоки у «жаворонков» и «голубей». У «сов» данные характеристики существенно ниже в утренние часы и имеют тенденцию к увеличению в течение дня.
Поэтому для того, чтобы процесс познания был творческим и продуктивным, необходимо искать пути и средства такой организации умственной деятельности, которые бы учитывали ритмические особенности организма учащихся, не допускали переутомления, нервного перенапряжения и неадекватного поведения.
Заключение Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе для осуществления контроля за развитием ребёнка.
Все люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Хронотип во многом служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.
Проведенные нами исследования показали, что большинство учащихся 10-11 классов относятся к «совам» и «голубям». Работоспособность и минимальный объем памяти в утренние часы наиболее высоки у «жаворонков» и «голубей». У «сов» данные характеристики существенно ниже в утренние часы и имеют тенденцию к увеличению в течение дня.
На мой взгляд, необходимо учитывать особенности биоритмов учащихся при составлении учебного плана и ежедневного расписания уроков. Если в классе по хронотипу преобладает определенный тип, то трудность уроков в течение дня должна быть распределена так, чтобы нагрузка соответствовала психофизической активности. При наличии в школе параллелей объединять хронотипы в отдельные классы. Для восстановления умственной активности проводить физкультминутки, с учетом хронотипа учащихся (т.е. после определенных уроков). Необходимо учитывать суточные ритмы и при планировании учебных и физических занятий (предметных кружков, факультативов, секций) во второй половине дня.
Список литературы Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. - М., Наука, 2005
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М., Академия, 2002
Бирюкович А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. - М., Медицина, 2006
Доскин В. А. Ритмы жизни. М., Медицина, 2004
Тищенко П. Д. Психика и соматические процессы.//Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 2007
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам.- М: Мир, 2000
Хаснулин В.И. Космические тайны нашего самочувствия. – Новосибирск, Наука, 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Табл. 1. Индивидуальные суточные хронотипы учащихся 10-11 классов
№ п/п
| ЧСС
| ЧД
| ЧСС/ЧД
| Хронотип
| 1
| 73
| 30
| 2,43
| сова
| 2
| 70
| 22
| 3,18
| сова
| 3
| 72
| 22
| 3,27
| сова
| 4
| 70
| 21
| 3,33
| сова
| 5
| 67
| 19
| 3,53
| сова
| 6
| 71
| 20
| 3,55
| сова
| 7
| 69
| 19
| 3,63
| сова
| 8
| 68
| 18
| 3,78
| сова
| 9
| 70
| 18
| 3,89
| сова
| 10
| 72
| 18
| 4,00
| голубь
| 11
| 69
| 17
| 4,06
| голубь
| 12
| 67
| 16
| 4,19
| голубь
| 13
| 68
| 16
| 4,25
| голубь
| 14
| 73
| 17
| 4,29
| голубь
| 15
| 73
| 16
| 4,56
| голубь
| 16
| 70
| 15
| 4,67
| голубь
| 17
| 71
| 15
| 4,73
| голубь
| 18
| 67
| 14
| 4,79
| голубь
| 19
| 66
| 13
| 5,08
| жаворонок
| 20
| 74
| 14
| 5,29
| жаворонок
| 21
| 64
| 12
| 5,33
| жаворонок
| 22
| 76
| 14
| 5,43
| жаворонок
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Фрагмент таблицы В.Я. Анфимова СХАВСХЕВИННААИСНХВХВКСНАИСВХВГВХЕНАИСНЕВХАРВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВВКЕХИСХВИКИПХИВХЕИСНЕИНАИЕНХХКЖХЕЕКВН
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
|