Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич





НазваниеИнститута Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич
страница1/7
Дата публикации26.11.2014
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



Искусственный интеллект: современное состояние и наиболее перспективные направления.

к.ф.-м.н., научный сотрудник

Института Систем Информатики

СО РАН им. А.П. Ершова

Пальянов Андрей Юрьевич

Новосибирск 2011

Оглавление




Предисловие 3

Введение 3

1. Небольшой, но познавательный исторический экскурс 5

1.1. Рождение науки об искусственном интеллекте. 1943 – 1956 6

1.2. Дартмутская конференция 1956 6

1.3. Золотые годы: 1956-1974 6

1.4. Перцептроны и темные времена коннекционизма 7

1.5. Первая «зима» искусственного интеллекта, 1974 – 1980 (The first AI Winter) 7

1.6. Бум 1980 - 1987 7

1.7. Вторая «зима» ИИ, 1987 – 1993 (The second AI winter) 8

1.8. 1993 – наши дни 8

2. Почему попытки построить искусственный интеллект потерпели неудачу? 9

3. Об исследованиях в нейробиологии и предпосылках для моделировании биологических нейронных сетей 13

4. О моделировании биологических нейронных сетей 20

5. Успехи в остальных направлениях ИИ 23

Заключение 29

Литература: 29



Предисловие


В настоящее время ситуация вокруг проблемы искусственного интеллекта сложилась довольно непростая. Более того, к «искусственному интеллекту» сегодня относят такое обширное множество разного рода направлений деятельности, что в них теряется сама суть исходной глобальной проблемы – понять, как работает реализация разума, «предложенная» природой в животных и человеке (включая феномен сознания), и попытаться создать искусственный действующий вариант, предположительно на машинном носителе.

Джон Маккарти - автор термина «искусственный интеллект» (1955), выдающийся американский информатик, изобретатель языка Лисп (1958), основоположник функционального программирования, лауреат Премии Тьюринга (1971) за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта – в 2007 г. опубликовал современный обзор на тему «What is Artificial Intelligence?» («Что такое Искусственный Интеллект?»), http://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai/whatisai.html. Он наводит определенный порядок во всем спектре направлений исследований в этой области и систематизирует существующие знания. Мы же в данном обзоре не будем претендовать на всеобъемлющее описание ситуации, преследуя несколько иную цель. Мы проведем небольшой экскурс в историю науки об искусственном интеллекте, рассмотрим основные подходы, которые были опробованы, и которые, как мы знаем, по большому счету окончились провалом, а затем детально остановимся на еще одном, о котором всерьез заговорили относительно недавно и который мне в сложившейся сегодня ситуации кажется наиболее перспективным и жизнеспособным. Речь идет о том, чтобы наконец-то отбросить амбиции насчет возможности создания искусственного разума во-первых в короткие сроки, а во-вторых сразу сравнимого по мощности с человеческим, и начать наконец детально и всесторонне изучать работу биологической нервной системы, в основе которой, как мы уже сейчас знаем, лежит множество различных механизмов, порой обладающих удивительной сложностью. Именно этому подходу будет посвящен главным образом данный обзор – его обоснованию, истории, текущим успехам и наметившимся перспективам. Там, где это покажется мне рациональным, я буду иногда использовать небольшие отрывки из книг и других материалов со ссылкой на источник – многое уже написано до нас, и порой настолько безупречно, что попытки сделать это лучше вряд ли будут оправданы.

Введение


Для начала попробуем определиться с терминологией. Стоит сразу предупредить, что идеально это сделать у нас не получится – четкого определения, как и полного понимания, в этом и ряде сопутствующих вопросах до сих пор нет.

Термин интеллект (intelligence) происходит от латинского intellectus — что означает ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека. Интеллектом называется способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Под искусственным интеллектом обычно понимается свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.

Согласно определению автора термина, Джона Маккарти (1955), иску́сственный интелле́кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами (http://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект). Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные.» (http://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai/whatisai.html).

Под термином "знания" подразумевается не только та информация, которая поступает в мозг через органы чувств. Такого типа знания чрезвычайно важны, но недостаточны для интеллектуальной деятельности. Объекты окружающей нас среды обладают свойством не только воздействовать на органы чувств, но и находиться друг с другом в определенных отношениях. Ясно, что для того, чтобы осуществлять в окружающей среде интеллектуальную деятельность (или хотя бы просто существовать), необходимо иметь в системе знаний модель этого мира. В этой информационной модели окружающей среды реальные объекты, их свойства и отношения между ними не только отображаются и запоминаются, но и могут мысленно "целенаправленно преобразовываться". При этом существенно то, что формирование модели внешней среды происходит "в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам".

Мы употребили термин «интеллектуальная задача». Для того, чтобы пояснить, чем отличается интеллектуальная задача от просто задачи, необходимо ввести термин "алгоритм". Под алгоритмом понимают точное предписание о выполнении в определенном порядке системы операций для решения любой задачи из некоторого данного класса (множества) задач. Термин "алгоритм" происходит от имени узбекского математика Аль-Хорезми, который еще в IX веке предложил простейшие арифметические алгоритмы. В математике и кибернетике класс задач определенного типа считается решенным, когда для ее решения установлен алгоритм. Нахождение алгоритмов является естественной целью человека при решении им разнообразных классов задач. Отыскание алгоритма для задач некоторого данного типа связано с тонкими и сложными рассуждениями, требующими большой изобретательности и высокой квалификации. Принято считать, что подобного рода деятельность требует участия интеллекта человека. Задачи, связанные с отысканием алгоритма решения класса задач определенного типа, будем называть интеллектуальными.

Что же касается задач, алгоритмы решения которых уже установлены, то, как отмечает известный специалист в области ИИ М. Мински, "излишне приписывать им такое мистическое свойства, как «интеллектуальность»". В самом деле, после того, как такой алгоритм уже найден, процесс решения соответствующих задач становится таким, что его могут в точности выполнить человек, вычислительная машина (должным образом запрограммированная) или робот, не имеющие ни малейшего представления о сущности самой задачи. Требуется только, чтобы лицо, решающее задачу, было способно выполнять те элементарные операции, из которых складывается процесс, и, кроме того, чтобы оно педантично и аккуратно руководствовалось предложенным алгоритмом. Такое лицо, действуя, как говорят в таких случаях, чисто машинально, может успешно решать любую задачу рассматриваемого типа. Поэтому представляется совершенно естественным исключить из класса интеллектуальных такие задачи, для которых существуют стандартные методы решения. Примерами таких задач могут служить чисто вычислительные задачи: решение системы линейных алгебраических уравнений, численное интегрирование дифференциальных уравнений и т. д. Для решения подобного рода задач имеются стандартные алгоритмы, представляющие собой определенную последовательность элементарных операций, которая может быть легко реализована в виде программы для вычислительной машины. В противоположность этому для широкого класса интеллектуальных задач, таких, как распознавание образов, игра в шахматы, доказательство теорем и т. п., напротив, это формальное разбиение процесса поиска решения на отдельные элементарные шаги часто оказывается весьма затруднительным, даже если само их решение несложно. Таким образом, мы можем перефразировать определение интеллекта как универсальный сверхалгоритм, который способен создавать алгоритмы решения конкретных задач.

Деятельность мозга (обладающего интеллектом), направленную на решение интеллектуальных задач, мы будем называть мышлением, или интеллектуальной деятельностью. Интеллект и мышление связаны с решением таких задач, как доказательство теорем, логический анализ, распознавание ситуаций, планирование поведения, игры и управление в условиях неопределенности. Характерными чертами интеллекта, проявляющимися в процессе решения задач, являются способность к обучению, обобщению, накоплению опыта (знаний и навыков) и адаптации к изменяющимся условиям в процессе решения задач. Благодаря этим качествам интеллекта мозг может решать разнообразные задачи, а также легко перестраиваться с решения одной задачи на другую. Таким образом, мозг, наделенный интеллектом, является универсальным средством решения широкого круга задач (в том числе неформализованных) для которых нет стандартных, заранее известных методов решения.

Ну и конечно, остается термин «сознание», пожалуй, самый проблематичный из всех благодаря особенностям своей природы. Например, «сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности» (Философский словарь). И еще один вариант: «сознание - высший уровень психической активности, обеспечивающий целенаправленное поведение человека. Признаками сознания являются: наличие идеалов, нравственных и эстетических ценностей; осознание своей сущности, сущности других людей и отношений между ними; способность к абстрактному мышлению, к языку, как способу выражения мыслей; способность к прогнозированию в любых видах поведения; наличие внимания» (Психологический словарь). Оба определения содержат ряд терминов, так же нуждающихся в четком определении, и, как мне кажется, далеко не в полной мере выражают то, что мы привыкли считать своим сознанием и не отражают всех присущих ему свойств, однако довольно легко убедиться, что попытки предложить что-то принципиально более подходящее сталкиваются с существенными сложностями.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconТехнологическая карта урока информатики «Человек и информация», 3 класс Класс
Бурова О. В., учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconКалиниченко Леонид Андреевич Профессор кафедры асвк ф-та вмиК, Зав...
Формулировка заданий содержит укрупненный план реферата (список его разделов). При необходимости план может быть изменен по согласованию...
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconКалиниченко Леонид Андреевич Профессор кафедры асвк ф-та вмиК, Зав...
Формулировка заданий содержит укрупненный план реферата (список его разделов). При необходимости план может быть изменен по согласованию...
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconКалиниченко Леонид Андреевич Профессор кафедры асвк ф-та вмиК, Зав...
Формулировка заданий содержит укрупненный план реферата (список его разделов). При необходимости план может быть изменен по согласованию...
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconФормулировки положений, которые предлагается включить в качестве...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconРазработка и исследование моделей устойчивых систем инерциальной навигации
Работа выполнена в лаборатории прецизионных оптических методов Института автоматики и процессов управления дво ран
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconНаучная работа лабораторий 9 в 2012г. Ивц оф им выполнял работы в...
Омским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института математики им. С. Л. Соболева со ран. Дана краткая...
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconДальневосточного отделения ран
Утверждено на заседании Ученого совета Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г. Б. Елякова дво ран
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconВремя Мероприятие Программа мероприятия Холл, 2 этаж
Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, академик ран, директор Института философии ран
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconЛисицын Андрей Юрьевич
Кандидат наук: Высшая школа экономики, кафедра Финансового прав (год защиты: 2010, специальность 12. 00. 14 «Административное право....
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconРоссийской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских стран
Н. В. Говоровой.]. – М. Ин-т Европы ран : Рус сувенир, 2010. – 214 с. – (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe...
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гринберг Руслан Семенович (Россия), член-корреспондент ран, директор Института экономики ран
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconРазработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система»
Кирилин Андрей Юрьевич, учитель первой квалификационной категории, выпускник Московского государственного открытого педагогического...
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconЦентр общественных связей
Академгородка прошла первая встреча из цикла «Урок академика», на которой выступил директор Института геологии и минералогии им....
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconСтатья подготовлена при поддержке Центра фцп «Интеграция»
Лапин николай Иванович профессор, член-корреспондент ран, руководитель Центра социокулътурньгх изменений Института философии ран
Института Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич iconКонспект урока понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические...
Базовый учебник Информатика и икт 9 класс. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова бином. Лаборатория знаний,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск