Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система»





Скачать 78.66 Kb.
НазваниеРазработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система»
Дата публикации24.08.2014
Размер78.66 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ
«ЯЗЫК В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА».


5 КЛАСС. ПРОГРАММА С. И. ЛЬВОВОЙ, В. В. ЛЬВОВА

Кирилин Андрей Юрьевич, учитель первой квалификационной категории, выпускник Московского государственного открытого педагогического университета по специальности «Филология»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением изобразительного искусства № 1188, г. Москва

Резюме урока

Учебное занятие представляет собой урок обобщающего повторения (обобщения и систематизации знаний), являясь заключительным этапом первоначального знакомства учащихся с новой для них предметной областью, научной дисциплиной – лингвистикой (языкознанием), ее спецификой, терминологической базой. Урок позволяет обобщить и систематизировать накопленный научный материал, актуализировать представление о различных видах лингвистического анализа языковых единиц, акцентировать внимание на целях и задачах изучения русского языка в школе и в процессе самообразования. Кроме того, урок призван облегчить подготовку учащихся к итоговой контрольной работе (диктанту с грамматическим заданием), базирующейся на материале всех разделов лингвистики – от фонетики до синтаксиса (текст диктанта позволяет проверить уровень практической грамотности, а грамматическое задание – степень владения основным теоретическим материалом). Кроме того, основную часть урока занимает работа с текстом, что дает основание рассматривать данное занятие в качестве связующего звена между разделами учебной программы, логичного перехода к следующей теме – «Текстоведению». Также отметим, что урок позволяет гармонично сочетать практические наблюдения учащихся над функционированием различных языковых единиц в рамках текста с теоретической работой, целью которой является повторение фундаментальных лингвистических понятий. Подчеркнем, что в качестве материала для языкового анализа учащимся предлагаются высказывания, принадлежащие мастерам художественного слова – И.С. Тургеневу, Н.В. Гоголю, В. Брюсову,
И. Ильину, Б. Пастернаку, соответственно, в процессе работы на уроке решаются задачи, связанные не только с языковым, но и с эстетическим развитием пятиклассников.

Оборудование урока:

компьютер с установленным программным обеспечением (Microsoft PowerPoint), проектор, экран.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать теоретический материал, касающийся роли и функций языка в жизни человека, повторить фундаментальные лингвистические понятия;

  • сформировать представление о различных видах лингвистического анализа языковых единиц;

  • развить языковой вкус школьников.

Ход урока.

Организация начала урока.

Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

Значение материала изученных тем, обозначение целей и задач урока, оформление рабочих тетрадей.

Этап обобщения и систематизации изученного материала.

Обратим внимание на экран, на котором представлены эпиграфы к сегодняшнему уроку. Вспомним лексическое значение данного слова
(эпиграф – предпосланный произведению или его части текст, которым автор поясняет, выражает свой замысел, цель, ведущую идею, нередко используя для этого афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые фразы).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев, июнь, 1882

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н. В. Гоголь

Итак, русский язык – предмет, изучению которого посвящены наши уроки. Роль языка в жизни человека трудно переоценить. Как вы думаете, могли бы писатели столь восторженно к нему относиться, если бы считали его вещью ненужной? (ответы учащихся)

Значит, язык так же необходим человеку, как вода, воздух, пища. Зачем же человеку нужен язык? Какова его роль в жизни человека? Какие функции он выполняет? (средство общения, средство передачи информации, средство передачи эмоций) В качестве иллюстрации к ответам учащихся последовательно демонстрируем на экране анимированную схему.

Обратимся еще к одному высказыванию о русском языке, имеющему несколько иную форму – поэтическую.

Выразительно читаем представленное в качестве раздаточного материала стихотворение В. Брюсова «Русский язык».

Мой верный друг, мой враг коварный.

Мой царь, мой раб, родной язык.

Мои стихи – как дым алтарный.

Как вызов яростный – мой крик.

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов.

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей – отзвук твой. <…>

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной.

Перед нами художественный текст, отличающийся от обыденной речи, прежде всего, использованием образных языковых приемов. Как вы думаете, какое из средств художественной выразительности используется автором чаще всего? (антитеза) Каково значение этого термина? (Антитеза – противопоставление.) Найдите в тексте примеры использования антитезы (друг – враг, царь – раб, дать крылья – обвить путами, мститель – спаситель). С какой целью автор использует этот сильный выразительный прием, в основе которого лежит контраст между лексическим значением слов и их сочетаний? (Антитеза помогает понять идею текста: язык таит в себе невероятные возможности для выражения мыслей, чувств, для творчества.)

Кроме того, отметим очевидное отличие поэтического текста от повседневной речи – ритмическую организацию (определим стихотворный размер, вид рифмы), повышенную эмоциональность (создаваемую, в частности, разным объемом стихотворных строк, неоднородностью рифмовки в заключительной строфе, словами, относящимися к высокой лексике).

Для того чтобы язык успешно выполнял свои функции, его необходимо изучать. Как вы помните, изучением языка занимается особая наука. Какая? (лингвистика, языкознание, языковедение) С лингвистической точки зрения, язык представляет собой систему взаимосвязанных уровней. Как вы понимаете значение слова система? (Система – целое, состоящее из ряда компонентов, связанных между собой.)

О каждом из уровней вы уже имеете основательные знания, представления, каждый из них изучается определенным разделом лингвистики. Повторим их названия и вспомним, какие единицы языка изучаются каждым из них. Последовательно демонстрируем на экране анимированную схему (фонетика – звук, морфемика – морфема и т.д.).

Проследим, как проявляются связи между различными единицами языка, как они помогают человеку донести до других волнующую его мысль.

Читается текст И. Ильина и анализируется функционирование самой крупной единицы языка – предложения – в тексте. При этом последовательно рассматриваются все ее составляющие – от звуковых особенностей до явлений синтаксического порядка

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность, и простота, и размах; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем громы небесные и рыки звериные, щебет птичий и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений.

Какова тема и идея этого текста? (Автор говорит о русском языке и его поистине безграничных возможностях.) Выясним, какие же приемы позволяют ему донести эту мысль до читателя на примере следующего предложения:

В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков.

Прочитаем предложение выразительно вслух, обращая внимание на согласные звуки, наиболее часто встречающиеся в нем. Дадим характеристику этим звукам.

[ л ] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный.

[ л’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный.

В фонетическом отношении – налицо аллитерация (повторение согласных звуков [ л ] || [ л’] ), что создает звуковой образ (русский язык может передать любые звуковые оттенки – от мощного звона колоколов до нежных переливов колокольчиков).

Обратим внимание, что ту же мысль – широту возможностей русского языка – автор подчеркивает, объединяя в предложении два однокоренных слова. Каких? (колокол и колокольчик) Разберем их по составу. Чем отличается их морфемное строение, а значит, и лексическое значение? (Лексическое значение одного из слов изменяет уменьшительный суффикс -чик-.)

Говоря о лексических особенностях предложения, нельзя не отметить использование такого образного приема, как антитеза. Найдите в предложении слова, противопоставленные по лексическому значению. (далекий – ближний) Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

Наконец, примем во внимание строение предложения. Выделим грамматическую основу. В чем ее особенность? (В предложении отсутствует сказуемое.) Как вы считаете, почему автор отказался от его использования? (Отсутствие сказуемого позволяет читателю выступить в качестве соавтора художественного текста, подбирая свои варианты выражения пропущенного члена предложения.)

Завершим синтаксический разбор предложения. Выделим второстепенные члены, обозначим части речи.

Заключительный этап урока – самостоятельная практическая работа по карточкам с дифференцированным заданием, связанным с лингвистическим анализом языковых единиц.

Материалы к самостоятельной работе

1 вариант

Мне снилась ос..нь в полусвете стек..л

Друзья и ты в их шутовской гурьбе

И как с н..бес добывший крови сок..л

Спускалось сер..це на руку к тебе.

(Б. Пастернак, Сон, 1913, 1928)

  1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

  2. Разберите по составу слово «спускалось».

  3. Назовите средства художественной выразительности, использованные автором. Выпишите слова или словосочетания, иллюстрирующие их.

2 вариант

Я пр..будился. Был как ос..нь темен

Ра(с, сс)вет и ветер, уд..ляясь, нес

Как за возом б..гущий дождь соломин

Гр..ду б..гущих по небу б..рез.

(Б. Пастернак, Сон, 1913, 1928)

  1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

  2. Выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Укажите количество букв и звуков в каждом слове.

  3. Назовите средства художественной выразительности, использованные автором. Выпишите слова или словосочетания, иллюстрирующие их.

Выводы.

Итак, сегодня на уроке мы вспомнили, какую роль играет язык в жизни человека, повторили основные лингвистические понятия и прибегли к различным видам лингвистического разбора для того, чтобы подчеркнуть взаимосвязь языковых единиц. В качестве домашнего задания прошу вас еще раз поработать с записями в тетрадях, вспомнить основные изученные нами орфограммы и знаки препинания, готовясь к контрольной работе – диктанту с грамматическим заданием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная...
Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconУрока Тема урока Тип урока
Понятие госуд. Языка. Русский язык как государственный язык рф, средство межнационального общения
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» icon1. Язык и речь
...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconУрока Тема урока
Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества, познакомиться с понятием «развитой язык». Уметь различать устную речь и...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconУрока Тема урока Элементы базового содержания
...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык и человек. Основные функции языка. Соотношение язык и речь, основные единицы языка
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconТема урока Кол- во часов
Русский язык как государственный язык Р. Ф. Роль русского языка в международном общении
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconТема урока Тип урока
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconУрок английского языка 7 класс. Горбунова Наталья Николаевна Методическая...
Примерная программа основного общего образования. Английский язык. Министерство образования и науки РФ 2004г
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconТема урока Цели урока
Познакомить учащихся с учебником, его условными обозначениями, структурными элементами, раскрыть учащимся функции языка в жизни человека,...
Разработка урока по теме «язык в жизни человека. Функции языка. Язык как система» iconМетодическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Строение...
Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск