Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология





Скачать 216.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология
Дата публикации17.12.2014
Размер216.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Факультет Экологический
Кафедра Физического воспитания


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Л.И. Задорожная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине С.4 Валеология

по специальности 280705.65 Пожарная безопасность

Квалификация (степень)

выпускника Специалист

Форма обучения Заочная

Майкоп

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по
направлению (специальности) 280705.65 Пожарная безопасность

Составитель рабочей программы:



доктор педагогических наук, профессор







Свечкарёв В.Г.

(должность, ученое звание, степень)

(подпись)




(Ф.И.О.)



Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Физического воспитания

(наименование кафедры)


Заведующий кафедрой








Свечкарёв В.Г.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Одобрено учебно-методической комиссией факультета

(где осуществляется обучение)



Председатель

учебно-методического

совета направления (специальности)

(где осуществляется обучение)












(подпись)




(Ф.И.О.)



Декан факультета

(где осуществляется обучение)














(подпись)




(Ф.И.О.)



СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ








Гук Г.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Зав. выпускающей кафедрой

по направлению (специальности)













(подпись)




(Ф.И.О.)


1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью преподавания дисциплины “Валеологии” является валеологическое воспитание студентов, формирование валеологической культуры, развитие валеологического мышления, четкого понимания сущности здоровья, здорового образа жизни, мотивации здравотворчества, готовности вести здоровый образ жизни и пропагандировать его, служить наглядным примером в создании, сохранении и укреплении своего здоровья, бережного отношения к здоровью других людей. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование знаний о здоровье как комплексной категории и личностной ценности;

  • формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки количества и качества здоровья;

  • изучение закономерностей сохранения индивидуального здоровья;

  • формирование системы знаний о факторах риска влияющих на здоровье человека отрицательно;

  • формирование представлений о культуре здоровья;

  • знакомство с современными подходами к укреплению здоровья и профилактике заболеваний.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части профессионального цикла ООП. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла «Безопасность жизнедеятельности», «Философия», «Концепции современного естествознания», «Физическая культура».

Дисциплина основана на знаниях научных законов человекознания. Для освоения дисциплины необходимы знания школьного курса биологии, физической культуры, химии и безопасности жизнедеятельности.

Дисциплина направлена на формирование у студентов представлений об основных технологиях здоровья, сохранению и улучшению здоровья человека путем выполнения рекомендаций здорового образа жизни.

Освоению данной дисциплины должно предшествовать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: цели, методы и средства укрепления здоровья;

уметь: ориентироваться в существующих методах по сохранению и укреплению здоровья, применять на практике полученные знания;

владеть: потребностью в личностной безопасности, выносливостью (ОК-12).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).


Вид учебной работы

Всего

часов/з.е.

Семестры

6










Аудиторные занятия (всего)

72/2

72/2










В том числе:
















Лекции (Л)

6/0,17

6/0,17










Практические занятия (ПЗ)

-

-










Семинары (С)

4/0,11

4/0,11










Лабораторные работы (ЛР)

-

-










Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

62/1,72

62/1,72










В том числе:
















Подготовка к лекционным занятиям

8/0,22

8/0,22










Подготовка к семинарским занятиям

50/1,67

50/1,67










Реферат

4/0,11

4/0,11










Форма промежуточной аттестации: зачёт

4/0,11

4/0,11










Общая трудоемкость

76/2,11

76/2,11











5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины


п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС

1.

Введение. Основные понятия и категории валеологии.

18

1

0,5




6

Блиц-опрос.

Защита докладов.

2.

Методы очищения организма.

18

2

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.

3.

Биоритмология.

18

1

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.

4.

Диетологические методы укрепления здоровья.

18

1

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.

5.

Движение и здоровье.

18

1

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.

6.

Гидротермальное оздоровление организма.

19

2

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.

7.

Фитотерапия.

19

1

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.

8.

Защитные свойства организма.

19

1

0,5




8

Блиц-опрос.

Защита докладов.




Промежуточная аттестация.

19

-

-







Зачёт в устной форме




ИТОГО:




6

4




62






5.2. Содержание разделов дисциплины «Валеология», образовательные технологии







п/п

Наименование темы дисциплины

Трудоем-кость (часы / зач. ед.)

Содержание

Форми-руемые компетен-ции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образователь-ные технологии

Тема 1.

Введение. Основные понятия и категории валеологии.

7,5/0,21

Валеология - наука о здоровье. Определение предмета курса и его место в системе высшего образования. Основные понятия валеологии. Объект валеологии. Предмет валеологии. Центральная проблема валеологии. Метод валеологии. Основная цель и задачи валеологии. Место валеологии в системе наук. Классификация валеологии. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни.

ОК-12

Знать:

- цель, задачи, объект, предмет, методы, категории валеологии;

- место валеологии в системе наук;


- социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни.

Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.

Владеть: навыками сбора и анализа информации

Слайд-лекции, тематический семинар

Тема 2.

Методы очищения организма.

10,5/0,27

Смягчение организма. Очистка кишечника. Очистка печени. Очистка почек. Очистка суставов. Очистка лимфы и крови. Борьба с дизбактериозом. Очищение лобных и гайморовых пазух от слизи. Борьба с паразитами. Очистительные и оздоровительные кризисы.

ОК-12

Знать: научно обоснованные и народные методы очищения организма.

Уметь: подобрать методы очистки.

Владеть: методами очистки организма.

Лекции-беседы, интерактивные методы обучения (мозговой штурм)

Тема 3.

Биоритмология.

9,5/0,25

  1. Суточные биоритмы.

  2. Месячные биоритмы.

  3. Годовые биоритмы.




ОК-12

Знать: цикличность смены биоритмов и влияние их на организм человека.

Уметь: составить график наиболее благоприятных периодов для оздоровления и очистки.

Владеть: навыками ориентации в изменении биоритмов.

Лекция-визуализация, кейс-метод

Тема 4.

Диетологические методы укрепления здоровья.

9,5/0,25

Раздельное питание. Монодиеты. Вегетарианство. Сыроединие. Региональное питание. Витамины и минеральные вещества. Правила приготовления пищи. Разгрузочная диетотерапия.


ОК-12
Знать: современные и традиционные - оздоровительные системы питания и рациональные правила приготовления пищи.
Уметь: подобрать систему питания для различных условий жизни и возраста.

Владеть: методами оздоровительного питания.

Проблемные лекции,

тематический семинар


Тема 5.

Движение и здоровье.

9,5/0,25

Двигательная активность и здоровье. Значение для укрепления, сохранения и восстановления здоровья. Сущность оздоровительного воздействия двигательной активности. Ходьба и бег. Гиподинамия как фактор риска заболеваний.


ОК-12

Знать: физиологическое влияние различной двигательной активности на здоровье человека.

Уметь: использовать двигательную активность в оздоровительной и повседневной жизнедеятельности.

Владеть: навыками борьбы с гиподенамией.

Слайд-лекции,

деловая игра

Тема 6.

Гидротермальное оздоровление организма.

10,5/0,27

Особенности русской парной бани и недостатки финской сауны. Принципы закаливания.

Систему закалки - тренировки П. Иванова.

ОК-12

Знать: оздоровительное воздействие русской парной бани и недостатки финской сауны, прогрессивные методы закаливания организма, правила системы закалки - тренировки Иванова.

Уметь: закаливать организм различного контингента людей.

Владеть: навыками посещения русской парной бани и финской сауны.

Слайд-лекции,

имитационное моделирование

Тема 7.

Фитотерапия.

9,5/0,25

Правила сбора трав. Правила выращивания целебных растений. Правила приготовления целительных препаратов из растений.

ОК-12

Знать: правила сбора трав. Правила выращивания целебных растений. Правила приготовления целительных препаратов из растений.

Уметь: приготовить лечебный и оздоровительный сбор при различных состояниях организма.

Владеть: технологией приготовления целебного кваса.

Проблемная лекция,

тематический семинар


Тема 8.

Защитные свойства организма.

9,5/0,25

Виды и действия иммунитета. Причины снижения иммунитета. Особенности применения прививок.

ОК-12

Знать: систему работы иммунной системы организма человека в современных условиях.

Уметь: повысить иммунитет безопасными для организма методами.

Владеть: методиками защиты организма при различных эпидемиях.

Лекция-визуализация, кейс-метод




Итого

72/2















5.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах


п/п

раздела

дисциплины

Наименование практических и семинарских занятий

Объем в часах / трудоемкость в з.е.



Первый.

Введение. Основные понятия и категории валеологии.

0,5/0,01375



Первый.

Методы очищения организма.

0,5/0,01375



Первый.

Биоритмология.

0,5/0,01375



Первый.

Диетологические методы укрепления здоровья.

0,5/0,01375



Первый.

Движение и здоровье.

0,5/0,01375



Первый.

Гидротермальное оздоровление организма.

0,5/0,01375



Первый.

Фитотерапия.

0,5/0,01375



Первый.

Защитные свойства организма.

0,5/0,01375




Итого




4/0,11


5.4 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах




п/п

раздела

дисциплины

Наименование

лабораторных работ

Объем в часах /

трудоемкость в з.е.

-

-

-

-

5.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)


Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрены.


5.6. Самостоятельная работа студентов



Содержание и объем самостоятельной работы студентов





п/п

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Объем в часах / трудоемкость в з.е.



Введение. Основные понятия и категории валеологии.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

2 неделя

6/0,33

Методы очищения организма.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

4 неделя

8/0,44



Биоритмология.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

5 неделя

8/0,44



Диетологические методы укрепления здоровья.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

7 неделя

8/0,44



Движение и здоровье.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

11

неделя

8/0,44



Гидротермальное оздоровление организма.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

13

неделя

8/0,44



Фитотерапия.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

14

неделя

8/0,44



Защитные свойства организма.

Написание реферата, подготовка к лекционному и семинарскому занятию

16

неделя

8/0,44




Итого







62/1,72


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Примерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине

«Валеологии»



  1. Цель, задачи, объект, предмет, методы, категории валеологии.

  2. Место валеологии в системе наук, социальные аспекты здоровья и ЗОЖ.

  3. Смягчение организма.

  4. Очистка кишечника.

  5. Очистка печени.

  6. Очистка почек.

  7. Очистка суставов.

  8. Очистка лимфы и крови.

  9. Борьба с дизбактериозом.

  10. Очищение лобных и гайморовых пазух от слизи.

  11. Борьба с паразитами.

  12. Очистительные и оздоровительные кризисы.

  13. Суточная активность органов человека.

  14. Месячная активность органов человека.

  15. Годовые биоритмы.

  16. Раздельное питание по Семёновой.

  17. Монодиеты.

  18. Вегетарианство.

  19. Сыроединие.

  20. Региональное питание.

  21. Витамины и минеральные вещества.

  22. Виды и правила голодания.

  23. Оздоровительное воздействие ходьбы и бега.

  24. Пагубное воздействие гиподинамии.

  25. Диафрагмальное дыхание (восточное).

  26. Система дыхания Бутейко.

  27. Особенности русской парной бани. Недостатки финской сауны.

  28. Принципы закаливания.

  29. Система закалки П. Иванова.

  30. Правила сбора трав.

  31. Оздоровление с помощью трав.

  32. Виды и действия иммунитета.

  33. Факторы снижающие иммунитет.

  34. Прививки их действие на организм человека.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература

  1. Прохорова, Э.М. Валеология : учеб. пособие для студентов вузов / Э.М. Прохорова. - М.: Инфра-М, 2011. - 255 с.

  2. ЭБС «Айбукс» Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. — М. : Флинта : Наука, 2011. — 448 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru/


б) дополнительная литература

  1. ЭБС «Znanium. сom.» Прохорова, Э. М. Валеология: словарь терминов и понятий / Э.М. Прохорова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 111 с. - Режим доступа: http://znanium.com/

  2. ЭБС «Znanium. сom.» Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. - 336 с. - Режим доступа: http://znanium.com/


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://valeologija.ru/ Медицинский портал про здоровье. На сайте представлен лекции, полноценные книги и другая полезная информация по валеологии и ЗОЖ.

  2. http://medproza.ru/ На сайте представлены материалы по ЗОЖ.

  3. http://www.live4ever.ru/ На сайте представлен блог о здоровом образе жизни.

  4. http://zog-club.ru/ Сайт о здоровом образе жизни. На сайте представлены видео фильмы, популярные статьи и другая полезная информация по валеологии и ЗОЖ.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:

1)  библиотечный фонд ФГБОУ ВПО «МГТУ»;

2) мультимедийное оборудование для чтения лекций-презентаций.
Дополнения и изменения в рабочей программе

за ________/________ учебный год

В рабочую программу

(наименование дисциплины)
для направления (специальности)

(номер направления (специальности)
вносятся следующие дополнения и изменения:

Дополнения и изменения внес

(должность, Ф.И.О., подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры



(наименование кафедры)

«____»___________________20__г.

Заведующий кафедрой __________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconРабочая программа по дисциплине б валеология
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 120700. 62 Землеустройство и...
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconПрограмма элективного курса «Валеология» в 5 6 классах (по книге Г. К. Зайцевой)
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconУчебник для вузов валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 04 Валеология по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Валеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconРабочая программа дисциплины (модуля) валеология направление подготовки 080200. 62 «менеджмент»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология icon"Валеология" в детском саду
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconТематические разделы рефератов
Тема Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах здорового образа жизни
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология icon«Валеология»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология icon«Валеология»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconКурсы валеологии Назначение
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconПрограмма учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconКалендарно-тематический план работы № п/п
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconКлассный час «страна здоровья»
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconВикторина игра на спортивную тему
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология icon«Средняя школа №30 г. Новоалтайска»
Цель: проследить преемственность внедрения в учебный план образовательной линии «Валеология» и показать эффективность работы школы...
Рабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск