Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку





Скачать 102.13 Kb.
НазваниеРабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку
Дата публикации22.12.2014
Размер102.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Учебник: Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений/В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2005.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений –М.: «Просвещение» 2008 г. и авторской программы Т.И.Чайка.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа рассчитана на 136 часов в объеме 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «общая биология» 10-11 классы под редакцией В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и Н.И. Сонина, -М.: «Дрофа» 2005 г.

Структура документа

Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Сегодня биология – наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине 20 в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

При изучении общей биологии большое внимание уделяется на то, что живая материя – это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации.

Следует четко понимать, что предметом естественных наук является умопостигаемое. Следует уделять внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обращать внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые достижения и возможности современной биологии.

Результаты обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения общей биологии на базовом уровне учащиеся должны

понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:

решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Учебно-методический комплект
Учебник: Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений/В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература для учителя:

  1. Общая биология: рабочая тетрадь к учебникам «Общая биология. 10-11 классы»/Т.С.Сухова, Т.А. Козлова, Н.И. Сонин; под редакцией В.Б.Захарова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина/авт.-сост. Т.И.Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина/авт.-сост. Т.И.Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.



Оснащение учебного процесса

Натуральные объекты:

  • Коллекции минералов и горных пород,

  • Коллекции насекомых.

  • Чучела птиц, млекопитающих (зайца и кролика).

  • Влажные препараты: гадюка, развитие птиц, беззубка, внутренне строение крысы, ракообразные.

  • Коллекция минеральных удобрений,

  • Наборы готовых микропрепаратов по ботанике, цитологии, гистологии.

  • Гербарии растений.

  • Коллекция волокон.

Наиболее часто используемые химические реактивы и материалы:

  • Основания – гидроксид натрия, гидроксид кальция, 25%-ный раствор аммиака.

  • Соли – хлориды натрия, нитраты калия, натрия,

  • Органические вещества – индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин), этанол.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

  • Микроскоп ученический.

  • Пробирки, воронки, пипетки, колбы, мензурки, фарфоровые чашки для выпаривания веществ, чашки Петри, пробиркодержатели, мерные цилиндры, спиртовки и др.

  • Набор препаровальных инструментов.

Модели:

  • Скелет человека, куриное яйцо в разрезе, молекула ДНК, скелет кошки, лягушки, крысы.

  • Магнитные модели для решения задач по генетике.

Учебные пособия на печатной основе:

  • Таблицы для изучения особенностей строения растений.

  • Таблицы для изучения особенностей строения животных.

  • Таблицы для изучения особенностей строения грибов.

  • Таблицы для изучения особенностей строения бактерий.

  • Таблицы для изучения особенностей строения человека.

  • Квазидинамичные: диапозитивы для графопроектора с особенностями размножения гидры, особенности строения дождевого червя, птиц, млекопитающих.

  • Динамичные: видеофильмы для курса биологии 6 - 11 классов, электронные учебные пособия.

Технические средства обучения:

  • Графопректор.

  • Проектор слайдов.

  • Мультимедийное устройство.

  • Телевизор.

  • CD/VIDEO – плеер.


Основное содержание курса

Всего: 2 часа в неделю, 136 часов, 1 час резервное время в 10 классе.

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Сроки

Кол-во лаб. работ

Кол-во прак. работ

10 класс

1.

Введение в биологию.

2








2.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

3









3.

Учение о клетке.

27




1.Лабораторная работа №2 «Особенности строения растительной и животной клеток».

2.Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».





4.

Размножение и развитие организмов.

10









5.

Основы генетики и селекции.

25




3.Лабораторная работа №3: «Составление простейших схем скрещивания»; 2.Лабораторная работа №4 «Модификационная изменчивость. Изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).


1.Практическая работа№1: «Решение элементарных генетических задач»;

2.Практическая работа №2 Решение генетических задач и составление родословных.

3.Практическая работа№3: «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».





Всего:

67




4

2

11 класс

1.

Эволюционное учение.

26




1.Лабораторная работа №1: «Изучение результатов искусственного отбора.

2.Лабораторная работа №2: Изучение изменчивости.

3.Лабораторная работа №3: Изучение приспособленности организмов к среде обитания.




2.

Развитие органического мира.

17










3.

Взаимодействие организма и среды.

15










4.

Биосфера и человек. Основы экологии.

10




4.Лабораторная работа №4: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».


Практическая работа: «Составление схем передачи веществ и энергии»; «Решение экологических задач».





Всего:

68




4

1




Всего за 10-11 классы:

135




8

3


Аппарат контроля


п/п

Название контрольной/самостоятельной работы

По каким темам

Сроки

Форма контроля

Вид контроля

10 класс

1

Срез знаний по темам «Химическая организация клетки. Возникновение жизни на Земле».

№ 2, 3




Тест

Текущий

2

Обмен веществ и энергии в клетке.

№ 3




Биологический диктант.


Текущий

3

Учение о клетке.

Контрольная работа №1

№ 2,3




Тест/письменная К/р

Итоговый

4

«Размножение организмов».

№ 4




Срез знаний

Текущий

5

Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон.

№ 4




Биологический диктант.

Итоговый

6

Генетика. Основные закономерности наследственности.

№ 5




Срез знаний.


Текущий

7

Закономерности изменчивости.

№ 5




Контрольное тестирование.


Текущий

8

Контрольная работа №2 по теме «Размножение и развитие организмов».

№ 5




Тест/письменная К/р

Итоговый

9

Контрольная работа №3 за год.

№1-5




Тестирование

Итоговый

11 класс

1

Срез знаний за I четверть.

№1




Биологический диктант

Текущий

2

Контрольная работа №1 «Эволюционное учение».

№1




Контрольное тестирование

Итоговый

3

Развитие жизни на Земле. Тестирование.

№2




Тестирование

Текущий

4

Контрольная работа №2 «Развитие жизни на Земле».

№2




Контрольное тестирование

Итоговый

5

Контрольная работа №3 «Происхождение человека».

№2




Контрольное тестирование

Итоговый

6

Срез знаний по теме «Взаимодействие организма и среды»

№3




Тестирование

Текущий

7

Основы экологии (зачёт).

№3




Устный опрос

Итоговый

8

Итоговая контрольная работа №4 за курс общей биологии.

№1-4




Тестирование в форме ЕГЭ

Итоговый

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет...
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconПояснительная записка рабочая программа по географии представляет...
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и представляет собой целостный документ, включающий...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по истории представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по биологии для 9 класса создана на основе следующих документов
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по биологии для 7 класса создана на основе следующих документов
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по литературе для базового уровня представляет...
Я. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина под редакцией В. Я. Коровиной (М., Просвещение, 2008). и базисного учебного плана мбоу...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
С. И. Львовой по русскому языку для 5-9 классов (М: Мнемозина, 2010), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 2-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2005. Программа представляет собой целостный...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconПримерная программа по русскому языку представляет собой целостный...
Мбоу «Иляксазская оош». Программа рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconПрограмма по технологи для изучения в 5 8 классах включает: «Технологии...
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по технологии представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа разработана для обучения школьников 5 – 8 классов и рассчитана на 68 час. Для 8,10 классов программа составлена...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровин И. С. Збарский, В. П. Полухина под редакцией А. Я. Коровиной (М., Просвещение, 2008). и базисного учебного плана мбоу...
Рабочая программа по общей биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Iii. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск