Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений»





Скачать 422.06 Kb.
НазваниеРуководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений»
страница1/3
Дата публикации24.07.2013
Размер422.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3


СТАВРОПОЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РУССКОГО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ФГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

_____________________________________________________________________________

М. В. Добронравова
А. А. Мохрин

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ОБЩЕЙ ЭНТОМОЛОГИИ
Методическое руководство к проведению учебной практики

по общей энтомологии для студентов 2 курса по

специальностям 110203.65 – «защита растений»,

110203.62 – «защита растений» (бакалавры)

Рекомендованы к изданию методической комиссией

факультета защиты растений СтГАУ

по агрономическим и биологическим специальностям


Ставрополь

УДК

ББК

У
Рецензенты:

И. А. Карташева

профессор кафедры фитопатологии СтГАУ,

кандидат биологических наук

Н. Н. Глазунова

доцент кафедры химии и защиты растений СтГАУ,

кандидат биологических наук
Составители:

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

М. В. Добронравова

научный сотрудник

А. А. Мохрин

У Учебная практика по общей энтомологии / М.В. Добронравова, А.А. Мохрин. – Ставрополь, АГРУС, 2007. – 39 с.
В руководстве изложена программа для проведения учебной практики по дисциплине «Общая энтомология» для студентов 2 курса по специальностям 110203.65 – «Защита растений» 110203.62 – «защита растений» (бакалавры). В руководстве представлены методы сбора насекомых и обработки собранного материала, сохранения и определения насекомых, наблюдения за ними в природе.

Предназначено для преподавателей и студентов, сельскохозяйственных и биологических специальностей.


ББК

© Составители, 2007

©АГРУС, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………...

4

1.

Цель и задачи учебной практики по общей энтомологии ………….

5

2.

План учебной практики по общей энтомологии ……………………

7

3.

Материально-техническое обеспечение практики ………………….

8




3.1. Полевое снаряжение для сбора насекомых ……………………..

8




3.2. Приспособления и приборы для сбора насекомых …………….

12

4.

Сбор насекомых ……………………………………………………….

15

5.

Обработка собранного материала для коллекций …………………..

19




5.1. Разборка материала ………………………………………………

19




5.2. Укладывание насекомых на ватные слои ………………………

19




5.3. Монтировка насекомых на энтомологических булавках ………

20




5.4. Расправление насекомых ………………………………………...

25




5.5. Консервирование насекомых в жидкости ………………………

26




5.6. Этикетирование насекомых ……………………………………...

27




5.7. Изготовление микропрепаратов …………………………………

28




5.8. Монтировка и оформление систематической коллекции ……...

30

6.

Методика определения насекомых………….......................................

33

7.

Выполнение индивидуальных наблюдений за биофенологическими особенностями одного из видов насекомых в природных и лабораторных условиях …………………………………………………



38

8.

Литература …………………………………………………………….

39


ВВЕДЕНИЕ
Общая энтомология является теоретической и одновременно специальной дисциплиной, создающей у будущего ученого агронома по защите растений фундамент для последующего освоения профилирующих дисциплин. Важная роль в усвоении студентом накопленной и непрерывно пополняющейся информации в области энтомологии принадлежит занятиям по летней учебной практике.

Учебная практика имеет целью добиться усвоения студентами методов сбора насекомых и обработки собранного материала. Ознакомить студентов с типами повреждений растений, закрепить на свежем материале навыки определения насекомых путем организации самостоятельной работы под контролем преподавателя. За счет собранных насекомых и повреждений ими растений обеспечивается пополнение коллекций кафедры и раздаточного материала, используемого в учебном процессе.

Задача учебной практики состоит в закреплении студентами теоретических знаний, полученных на лекциях и лабораторно-практических занятиях путем ознакомления их с представителями различных отрядов насекомых местной фауны, а также в выработке у студентов практических навыков наблюдения за насекомыми, которые понадобятся им при выполнении курсовых и дипломных работ.

В соответствии с выделенным по учебному плану временем проведение учебной практики рассчитано на 9 занятий. Из них семь предназначены для непосредственного выполнения сбора, анализа и определению насекомых, два, заключительных, занятия отводится подведению итогов практики: принимаются сборы насекомых и отчет по практике, с последующим зачетом.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОБЩЕЙ ЭНТОМОЛОГИИ
При проведении учебной практики по общей энтомологии предполагается решить ряд задач, важнейшими из которых являются следующие:


  1. Закрепить теоретические знания, полученные на лекциях на лабораторно-практических занятиях, путем ознакомления студентов с представителями различных отрядов насекомых местной фауны.

  2. Добиться усвоения студентами методов сбора насекомых, обработки собранного материала.

  3. Ознакомить студентов с типами повреждений растений, закрепить на свежем материале навыки определения насекомых путем организации самостоятельной работы под контролем преподавателя.

  4. За счет собранных насекомых и поврежденных ими растений обеспечить пополнение коллекции кафедры и раздаточного материала, используемого в учебном процессе.


Полевая учебная практика является дополняющей и завершающей частью курса общей энтомологии и связывающим звеном с сельскохозяйственной энтомологией.

Занятия проводятся на базе учхоза, опытной станции СтГАУ и в окрестностях города Ставрополя.
Летний учебный практикум включает четыре раздела.

Выполнение каждым студентом индивидуальной задачи, связанной с наблюдениями за фенологией и сезонным циклом развития какого-либо типового объекта – одного из важнейших видов сельскохозяйственных вредителей или наиболее распространенных энтомофагов в естественных условиях его обитания.

Основная цель работы – освоение методики полевых и лабораторных наблюдений и анализов с использованием различных приспособлений (изоляторы, сачки и т.д.).

  1. Ознакомление с видовым разнообразием насекомых вредителей главнейших сельскохозяйственных культур (полевых, овощных, плодово-ягодных) и лесных насаждений, а также выявление энтомофагов в целях освоения методов диагностики (по вредящим фазам вредителей и типам насекомых или повреждений), непосредственно на посевах сельскохозяйственных культур, а также воспитание и выведение некоторых насекомых в инсектарных условиях: сбор, фиксация и определение материала.

  2. Освоение различных методов сбора насекомых.

  3. Краткие сведения по монтировки коллекций, фиксации материала и изготовлению препаратов.


Практика рассчитана на проведение 7 полевых и 2 лабораторных занятий. Кроме того, в итоге выполнения летней заданий по летней учебной практике студент представляет на кафедру систематическую коллекцию, включающую 150 экземпляров насекомых, не менее чем 50 видов, относящихся к главнейшим отрядам и семействам, а также гербарный материал с наиболее типичными повреждениями отдельных организмов на различных сельскохозяйственных культурах.

2. ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОБЩЕЙ ЭНТОМОЛОГИИ


п/п

Название работы

Место

проведения

практики

Сроки

проведения

Потребность в днях

1

Сбор и изучение насекомых на полевых культурах

Учебно-маркетинговое хозяйство СтГАУ

май

1

2

Знакомство с фауной леса и прилегающих к ней опушек в районе Комсомольского пруда

Район Комсомольского пруда

май

1

3

Сбор и изучение насекомых на территории Ставропольского Ботанического сада

Ботанический сад

июль

1

4

Знакомство с видовым составом вредителей лесополос и плодового сада

Учебно-маркетинговое хозяйство СтГАУ

июль

1

5

Знакомство с энтомофауной опушек Татарского леса

Татарский лес

июль

1

6

Сбор насекомых с открытых полян хутора Грушевый

Район хутора Грушевый

июль

1

7

Сбор насекомых целинной степи в районе х. Грушевый

Район хутора Грушевый

июль

1

8

Оформление коллекционного материала и зачет

Кафедра

энтомологии

июль

2



3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Для успешного проведения учебной практике по общей энтомологии необходимо иметь тот минимум приборов, материалов, оборудования, который обеспечил освоение студентам методов сбора насекомых, фенологических наблюдений, оформления коллекций насекомых, гербариев поврежденных ими растений.

Перед прохождением практики студентов знакомят с приборами и материалами, используемыми при энтомологических экскурсиях, с требованиями к оформлению коллекций собранных насекомых и др.
3.1. Полевое снаряжение для сбора насекомых

При сборе насекомых в полевых условиях необходимо иметь при себе комплект оборудования. Приведем краткое описание основных предметов полевого энтомологического снаряжения и их использование.

Сачок – применяется для сбора насекомых (летающих, прыгающих, сидящих на травянистых растениях, кустарниках, деревьях, находящихся в воде). Сачок представляет собой мешок из различной материи, укрепленной на металлическом обруче, который прикреплен к палке. Для обруча используют стальную проволоку сечением 3-5 мм. Для мешка используют марлю, бязь или мельничный газ. Его форма цилиндрическая, закругленная на вершине.

Палка для сачка должна быть хорошо застругана и отполирована наждачной бумагой. Для прикрепления к палке обруча в нее вбиваются заостренные концы проволоки. Место прикрепления места прикрепления обруча к палке обматывается мягкой проволокой (виток к витку как можно плотнее). Стандартный энтомологический сачок имеет диаметр обруча 30 см, глубину мешка 60 см. Длина палки, на которую насаждается сачок, может быть произвольной, но держать ее руками при кошении следует в одном метре от обруча.

Кошение энтомологическим сачком проводят следующим образом: сачок берут в одну руку так, чтобы конец палки доходил, по крайней мере, до локтя. Обруч его ставят перпендикулярно к поверхности земли. Затем сачок быстро проводят по растению. Сачок по растению нужно вести так, чтобы нижняя часть обруча ударяла по растениям, а верхняя проходила над ними. Нельзя вести сачок по самой поверхности почвы, так как в этом случае в него набираются комья земли, и выборка насекомых потом затруднена (много их травмируется). При этом нужно выбрать оптимальную силу удара сачка по растениям. При кошении по травянистой растительности необходимо идти, делая удары сачком через один – два шага.

Взмахом считается один удар сачка в одну сторону, при этом описывается 90° окружности. Закончив взмах, сачок поднимают в воздух, поворачивают кругом на 180° и делают взмах в обратную сторону. Кошение проводят только в сухую погоду, днем. При росе или в дождь сачок намокает и сбор насекомых почти невозможен (при количественных учетах искажается картина численности насекомых).

При выполнении 10 или 25 взмахов мешок перехватывают ладонью так, чтобы не дать насекомым выбраться из сачка. Затем вершинную часть мешка, где сосредоточились все насекомые, погружают в широкогорлую банку – морилку, на дно которой помещают ватку, смоченную эфиром или другой жидкостью, используемой для морения. Горлышко банки закрывают пробкой и ждут до тех пор, пока не замрут все насекомые, после чего их легко извлечь из сачка, определить и подсчитать.

Морилка – служит для умерщвления собранных насекомых. Она представляет собой банку (лучше широкогорлую), цилиндрическую с хорошо пригнанной корковой пробкой, пропитанной парафином. В банку помещаются ленточки фильтровальной бумаги для поглощения влаги, выделяемой насекомыми. Лучше, если пробка прочно привязана к горлышку банки. В качестве анестезирующих веществ в морилке чаще всего используются хлороформ и серный эфир. Ими пропитывают вату и помещают на дно или укрепляют в пробке. Насекомых в морилке можно содержать не более 6-8 часов.

Эксгаустер (всасыватель) – применяется при выборке мелких насекомых из сачка, при сборе с растений, в подстилке. Он состоит из широкой пробирки (диаметром 20-25 мм, длиной 90-110 мм), закрывающейся корковой пробкой. В пробку вставляются две стеклянные трубочки диаметром 5-6 мм. Длина одной 40-50 мм, другой – 160-180 мм. Короткая трубка проходит внутрь пробки на 10-15 мм, длинная – на 15-30 м. На наружный конец короткой трубочки одевается резиновая трубка длиной до 40 см. Эксгаустером пользуются следующим образом. Резиновую трубку берут в рот, а конец стеклянной трубки подносят близко к насекомому. При втягивании воздуха в себя сильный ток его подхватывает насекомое и уносит внутрь пробирки.

Пробирки – применяются для насекомых, которых нужно принести с экскурсии живыми. Наиболее удобны короткие и широкие стеклянные цилиндрики с плоским дном. Они затыкаются ветками или корковыми пробками и их удобно брать в патронташе или в сумке. Для сбора личинок пробирки заполняют на 2/3 70%-ным спиртом. Наиболее удобны пробирки следующих размеров: длина от 40 до 100 мм с диаметром 15-25 мм.

Пинцеты – применяются для извлечения насекомых из щелей в коре, навоза и т.д. Нужно иметь в снаряжении пинцеты разных размеров (их привязывают шнурками к полевой сумке). Нужно использовать пинцеты мягкие с поперечной насечкой на концах.

Лупа – является непременной составной частью снаряжения. Необходимо иметь лупу с 4-7 или 10 кратным увеличением, которая также должна на экскурсии быть привязанной к полевой сумке.

Лопатка – необходима для раскапывания почвы, гнилых пней. Наиболее удобным типом лопатки является малая саперная или более узкая, но той же конструкции.




1 2


3 4

5
Рис. 1. Энтомологический инвентарь.

1 – сачки: А – обычный; Б – с привязным мешочком; 2 – морилки; 3 – эксгаустер; 4 – пробирка; 5 – энтомологическая сумка;
Нож – необходим для срезки коры при вскрытии повреждений на стволах деревьев, срезки ветвей и т.п. Можно использовать крупные складные карманные с хорошим стальным лезвием или садовый нож. Наряду с ножом используется и секатор. Желательно, чтобы нож был на тесьме или цепочке, для чего его рукоятку снабжают кольцом.

Полевой дневник – необходимую информацию о собранном материале заносят в полевой дневник. Для дневника используются блокнот или тетрадь небольших размеров, которые можно поместить в полевую сумку или карман. Записи делают простым карандашом. Заносятся следующие сведения: пункт, станция, дата, метод сбора. При необходимости отмечаются питающие растения, характер их повреждения, Физиологическое состояние насекомых, количественные показатели. Эти сведения (или часть их) потом переносятся на этикетки при постановке в коллекции.

Полевая сумка – необходима для переноса оборудования, используемого при сборе насекомых. Для этой цели используют обычную полевую сумку, приспособив ее для размещения необходимого снаряжения.
3.2. Приспособления и приборы для сбора насекомых

Полотно – используется для сбора насекомых с небольших деревьев и кустарников стряхиванием. Размер полотна 4×4 или 3×3 м с разрезом до центра. Полотно должно быть белым. Используют его так. Подводят под дерево или куст, ствол вводят в разрез, который смыкают, потом куст или дерево встряхивают руками. Потревоженные насекомые, как правило, падают на полотно, откуда их быстро собирают в морилку или банки. Эту работу нужно проводить в утренние часы, до жары или в пасмурную погоду. В жаркую погоду при встряхивании насекомые взлетают.

Энтомологическое сито – состоит из двух обручей, к верхнему из которых приделаны две ручки, а на нижнем натянута металлическая сетка. Соединены два обруча матерчатым мешком. Снизу мешок не зашит, но имеет тесьму для завязывания. Сито используется следующим образом: через верхнее отверстие с обручем в сито накладывают материал, из которого необходимо извлечь насекомых (листья, мох, труха и пр.). Затем сито берут за ручки и трясут, при этом мелкие насекомые с мелким сором просеиваются в нижнюю завязанную часть мешка. Просеянный материал пересыпают в специально заготовленные бязевые мешочки, которые разбираются в лабораторных условиях.

Ловчие пояса – применяются для сбора насекомых, передвигающихся по стволам деревьев. Для изготовления ловчих поясов используют мешковину и мешки бумажные или полиэтиленовые из-под минеральных удобрений. Особенно эффектны они в плодовом саду для вылавливания гусениц яблонной плодожорки и других насекомых. Ценность ловчих поясов заключается еще и в том, что они позволяют получить достоверные данные о фенологии и динамике отдельных видов насекомых.

Ловчие ямы и почвенные ловушки – используются при отлове насекомых, движущихся на поверхности почвы. Ловушки представляют собой прямоугольные ямы глубиной 30-35 см, размером 25×25 или 50×50 см, на дно которых помещаются различные приманки или банки с фиксирующей жидкостью. Ямы осматривают по утрам, выбирая попавших туда насекомых. Используются также стаканы емкостью 500-1000 мл, которые вкапывают в почву так, чтобы кромка стакана была на уровне поверхности почвы. В стакан наливают фиксатор (4 % формалин).

Пищевые ловушки – использование их основано на способности насекомых прилетать на запахи. Наиболее широко используются корытца с бродящей патокой. Размеры: длина – 75 см, ширина – 20 см, высота – 10 см. Корытца устанавливают горизонтально на высоте 1 м на колышках, вбитых в землю. Насекомых из корытца выбирают утром. Бабочек отмывают в воде, потом помещают на лист фильтровальной бумаги.

Клейкие ловушки – используют для сбора мелких насекомых (мухи, перепончатокрылые, тли, трипсы). Основаны на использовании улавливающей поверхности, покрытой невысыхающим клеем (глицерин, жир, касторовое масло или смесь 450 г смолы, 55 г льняного масла и 55 г патоки). Имеются многочисленные конструкции клейких ловушек, отличающиеся как по форме, так и по используемому материалу для их изготовления.

Светоловушки – эффективны при сборе ночных насекомых и хорошо показали себя при изучении энтомофауны. Известно много конструкций светоловушек. Широко распространена светоловушка системы Л.Н. Сахарова. Она состоит из электрической лампы (200-500 Вт) и металлического абажура – рефлектора, на расстоянии 20-25 см крепится конусообразная металлическая воронка, обращенная узким концом вниз. Раструб воронки (диаметр 72 см) частично охватывает нижнюю часть лампы. К узкому концу воронки (диаметр 6-10 см) подвешивается стеклянная банка, наполненная на 2/3 4 %-ным формалином. Ловушки включают вечером, утром выключают, а содержимое банки выбирают и в лабораторных условиях делают разборку материала.

Половые ловушки – для привлечения насекомых могут быть использованы живые девственные самки, экстракты из их половых желез или синтезированные аналоги феромонов. Используется много различных конструкций. Самая простая изготовляется следующим образом: 3-5 неоплодотворенных самок какого-либо вида насекомых сажают марлевый или из сетки садочек, которые помещают в большой садок. Стенки его изготовлены из марли или проволочной сетки в виде направленных внутрь вершин с отверстиями посередине. Самцы залетают в такой садок, но вылететь оттуда не могут. При использовании синтетического аттрактанта принцип конструкции ловушки несколько иной. Весь корпус ловушки смазан гусеничным клеем или другим липким составом и к нему приклеиваются прилетающие насекомые. Ловушки используются для отлова американской белой бабочки, кукурузного мотылька, яблонной и сливовой плодожорок, непарного шелкопряда, листоверток, совок и др.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconХимия (органическая)
Изучение дисциплины предусмотрено в учебном цикле – естественно-научные дисциплины ен. Ф. 04. для направления подготовки 110203....
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconЭкзаменационные вопросы по бжд для студентов специальности 110203....
Экзаменационные вопросы по бжд для студентов специальности 190603. 65 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconМетодические рекомендации по организации, проведению и содержанию...
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconЭкзаменационные вопросы по плодоводству и овощеводству для студентов...

Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconМетодические рекомендации к проведению кср по учебной дисциплине...
Методическая разработка предназначена для преподавателей психологии и раскрывает тематику, объем контролируемой самостоятельной внеаудиторной...
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconЛекция для студентов и слушателей фпк «вредители зернобобовых культур»
Разработал: Бояр Д. М, ассистент кафедры энтомологии и биологической защиты растений, кандидат биологических наук
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconПрограмма курса экономическая теория для студентов, обучающихся по...
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconПрограмма курса основы общей экологии и рационального природпользования...
Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология»
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconМетодические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной...
В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара...
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconУчебной практики для студентов лпф и мпф
Содержание учебной практики. Знакомство с правилами поведения в лечебном учреждении и нормативно-правовой базой в здравоохранении....
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconРабочая программа учебной дисциплины м в. 06. «Астрофизика»
Программа предназначена для построения курса лекционных и практических занятий для студентов магистратуры. Данный курс предполагает,...
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта для студентов...

Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconПрограмма по организации и проведению учебно-ознакомительной практики
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconРуководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического...
Рецензент – зав кафедрой общеврачебной практики Ивгма, доктор мед наук, профессор Т. С. Полятыкина
Руководство к проведению учебной практики по общей энтомологии для студентов 2 курса по специальностям 110203. 65 «защита растений» iconУчебно-методическое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение...
Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных занятий и дополняют междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Каждый...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск