Скачать 270.91 Kb.
|
На правах рукописи Щербина Дмитрий Николаевич ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ВРЕМЕНИ И ИХ РОЛИ В СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 03.00.13 - физиология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук Ростов-на-Дону 2006 Работа выполнена на кафедре физиологии человека и животных и в учебно-научно-исследовательском институте валеологии ГОУ ПВО "Ростовский государственный университет"
Ведущая организация: Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Защита диссертации состоится " 21 " декабря 2006 г. в 13.00 час на заседании диссертационного совета Д.212.208.07 по биологическим наукам в Ростовском государственном университете (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105, ауд. 203). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного университета (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан " 20 " ноября 2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор биологических наук В.В. Бабенко 1 Общая характеристика работыАктуальность исследования. Проблема оценки времени в последнее время вызывает большой интерес (Владимирский, 1996; Ivry, 1996; Meck, 1996; Hazeltine et al., 1997; Harrington et al., 2004; Macar et al., 2004; Marzi, 2004; Хасанов, 2005). За более чем столетнюю историю исследования было разработано множество методических подходов, различающихся между собой по диапазону охватываемых интервалов, степени осознанности процедуры отсчета, специфичности в отношении разных модальностей, способу использования памяти и пр., но обобщить полученный с их помощью экспериментальный материал пока не удалось ни в одной известной теории оценки времени (см. Madison, 2001). Причиной отсутствия единой концепции оценки времени являются расхождения в экспериментальных результатах, которые часто настолько значительны, что многие авторы высказывают предположения о наличии не одного, а нескольких механизмов отсчета времени (Парнюк и др., 1984; Lewis, Miall, 2003). Другой причиной является то, что часто смешиваются два уровня приспособления человека ко времени, соответствующих первой и второй сигнальным системам. Первый уровень, или перцептуальное время, - это условно-рефлекторное приспособление, общее с животными, синхронизирующее деятельность человека с повторяющимися последовательностями, которые навязываются нам природой и общественной жизнью (Фресс, Пиаже, 1978). Второй уровень, или концептуальное время – это система понятий и символов, отражающих свойства реального времени, позволяющая, благодаря абстрактному мышлению и речи, представлять себе ряды изменений, находить в них свое место и соотносить их друг с другом. (Парнюк и др., 1984). Эта высшая форма отражения временных параметров стимула, связанная с понятиями "прошлое" - "будущее", "рано" - "поздно", "быстро" - "медленно", формируется с 6-7 лет в связи с развитием навыков ориентирования по часам и завершается в старшем школьном возрасте с развитием способности к точной субъективной оценке времени (Дмитриев, 1964). Указанный дуализм в понятии оценки времени часто создает сложность в сопоставлении результатов различных исследований, поскольку оба этих уровня приспособления могут работать на одних и тех же диапазонах интервалов и типах событий. При этом, если механизмы когнитивных процессов, задействованных в оценке концептуального времени – вербальная память, ассоциативное мышление, счет – еще слабо изучены, то задействованных в оценке сенсорного времени – внимание, сенсорная память, принятие решения – активно изучаются в связи с прогрессом таких методов объективной оценки работы мозга, как связанные с событием потенциалы (ССП), магнито-резонансная и позитронно-эмиссионная томографии. ССП является наиболее востребованным неинвазивным методическим подходом при исследовании внимания и памяти. С конца 20-го века в связи с расцветом когнитивной науки, основанном на успехе таких экспериментальных парадигм как одд-болл, Штернеберга и пр., получают распространение модели оценки времени на основе внимания (Zakay, 1989; Macar et al., 1994) и памяти (Gibbon et al., 1984; Miall, 1989). Исследования, преобладающей экспериментальной парадигмой которых было параллельное выполнение временной и невременной задач, убедительно показали связь между процессами оценки времени и внимания (см. Brown, 1997) и подтвердили информативность метода ССП при исследовании механизмов оценки времени (см. Macar, Vidal, 2004). Исследование механизмов оценки времени должно опираться на тестовые процедуры с изменяемыми временными параметрами стимуляции, из результатов которых вытекала бы непротиворечивая модель "часов", обеспечивающих возможность мозга оценивать основные временные характеристики: одновременность, последовательность и длительность. В часах выделяют три главных компонента: пейсмейкер, триггер и счетчик. В случае перцептивного времени триггером служит внешний стимул. Вопрос о том, с какими ритмическими процессами может быть связана работа пейсмейкера, и какая структура выполняет функцию счетчика, в настоящее время активно обсуждается (Айдаркин и др., 2001, 2006; Harrington et al., 2004; Macar et al., 2004; Ivry, Spenser, 2004; Staddon, 2005). Несмотря на то, что число работ по изучению различных свойств каждого из этих компонентов часов велико, среди них относительно мало исследований, касающихся изучения активности мозга при оценке времени. Цель работы. Исследование механизмов оценки перцептивного времени и их роли в сенсомоторной интеграции на основе изучения характеристик связанных с событием потенциалов головного мозга человека. Задачи исследования:
Научная новизна результатов исследования:
Теоретическое и практическое значение работы. В работе предпринята попытка описать процессы, обеспечивающие оценку перцептивного времени у человека. Показана перспективность использования метода ССП для изучения механизмов оценки времени. Выделено два механизма отсчета времени, связанных с непроизвольным и произвольным вниманием. Определена их разрешающая способность и диапазон действия. Высказаны предположения о природе составляющих их компонентов. Показаны возможные способы их взаимодействия. Полученные результаты задают направление для дальнейшего изучения особенностей каждого из этих механизмов. Полученные в работе зависимости времени моторной реакции от величины МСИ показали возможность коррекции эффективности деятельности с помощью подбора временных параметров стимуляции. Это позволило разработать новый подход к управлению функциональным состоянием оператора, при котором тонкая подстройка стимуляции с учетом индивидуальных параметров оценки времени позволяет осуществлять обратимую оптимизацию работы человека-оператора. Результаты исследования взаимодействия во времени зрительных и слуховых сенсорных потоков могут иметь практическое значение в образовательном процессе при создании мультимедийных средств обучения, а методика определения индивидуальных параметров оценки времени может использоваться при профотборе, валеологическом мониторинге и поиске подходов к лечению ряда неврологических заболеваний, связанных с неправильной оценкой времени (болезнь Паркинсона, синдром гиперактивности, депрессивно-маниакальный синдром и др.). Апробация работы. Результаты, полученные в данной работе, использовались при выполнении научно-исследовательских проектов в рамках программ "Технологии живых систем" № 02.04.023 Министерства Образования РФ и "Разработка систем управления текущим функциональным состоянием…" Министерства обороны РФ, шифр "Останов". Материалы диссертации докладывались на конференциях молодых ученых Северного Кавказа по физиологии (1998-2002), конференции молодых ученых "Ломоносов" (Москва, 1999), Международных конференциях по нейрокибернетике (Ростов-на-Дону, 2001, 2002, 2005), Всероссийской научно-практической конференции "Функциональное состояние и здоровье человека" (Ростов-на-Дону, 2006). Работа была апробирована на заседании ученого совета НИИ Нейрокибернетики РГУ им. А.Б. Когана. Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 работ объемом 1,88 п.л., личный вклад - 68%. Структура и объем диссертации. Диссертация разбита на главы Введение, Обзор литературы, Результаты, Обсуждение и Выводы. Содержит 24 иллюстрации и 3 таблицы. Материалы изожжены на 115 страницах, включая библиографию из 165 источников, из которых 82 – иностранные. Положения, выносимые на защиту
|
Предпосылки и основные этапы развития европейской интеграции Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в... | Повышение эффективности управления подготовкой спортсменов, специализирующихся... Фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования... | ||
Повышение эффективности управления подготовкой спортсменов, специализирующихся... Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткое содержание: Сложные зубчатые механизмы. Многопоточные и планетарные механизмы. Кинематика рядного зубчатого механизма. Формула... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тмм научная основа новых машин и механизмов. Исторический очерк развития тмм. Цели и задачи курса. Разделы тмм. Основные виды звеньев.... | 4. Исследование механизмов сенсорного восприятия и организации движений Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема... Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй... | «Философия» ивыставления по нему оценки для бакалавриата вшэ Итоговая вычисленная оценка складывается в равных долях по 1/3 из трех составляющих: оценки за активность на семинарах, оценки за... | ||
Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | Навыками сравнительной оценки преимуществ и недостатков различных... Дисциплина реализуется Кафедрой истории России Средневековья и раннего Нового времени, Кафедрой истории России Нового времени, Кафедрой... | ||
Аналитический отчет (демоверсия) Рынок лифтов и подъемных механизмов в России ... | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Различение повелительного... Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации и каждого ее субъекта сегодня убеждать никого не приходится. Создавая различные модели интеграции информации... | От разветвленно-цепной теории гетерогенного катализа Теоретической базой, обеспечившей успешный поиск этих новых каталитических систем, явились ранее развитые нетрадиционные представления... | ||
Отчет по результатам социологического исследования социокультурных последствий интеграции в еэп Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районная секция заместителей директоров школ по увр «Создание новых механизмов оценки качества образования», портфолио достижений... |