Скачать 77.77 Kb.
|
МО учителей Информатики «Школьный сайт – единое информационное пространство» Подготовил учитель информатики МОУ СОШ с.Троекурово Манулин Константин Владимирович 2010г. В необходимости создания единого информационного пространства на территории Российской Федерации и каждого ее субъекта сегодня убеждать никого не приходится. Создавая различные модели интеграции информации и механизмов обмена ею, практически все сходятся во мнении, что важнейшую роль в этих процессах играет сайт образовательного учреждения. Именно школы, лицеи, гимназии, другие учреждения общего, дополнительного и начального профессионального образования и создают тот инновационный опыт модернизации образовательного процесса, повышения его открытости, доступности и качества, информация О котором и ДЛЯ которого и составляет ключевое содержание информационных потоков в каждом субъекте РФ. Таким образом, наличие у ОУ определенного позитивного опыта в вопросах обучения, воспитания и развития своих учащихся (как в части создания локальных образцов, так и при построении новых образовательных систем) становится первым условием для создания ОУ своего сайта, отражающего происходящие в нем процессы обновления. Анализируя сайты, созданные образовательными учреждениями, важно подчеркнуть актуальность их содержания с точки зрения отражения тех процессов, которые происходят: приоритетный национальный проект «Образование», реализация Концепции модернизации российского образования, ЕГЭ, федеральная и областная программы развития образования области . Но при этом отражаются не сами события, а роль и место ОУ в процессах их реализации. Школы захотели рассказать о своих достижениях родителям, общественности микрорайона, реальным и потенциальным спонсорам ее деятельности, коллегам по муниципальной системе образования, будущим партнерам по обучению и трудоустройству своих выпускников, своим учредителям, а главное, самим ученикам, вовлечь всех в процессы сотрудничества для решения системных задач образования. Имеется ряд схожих по содержанию и направленности страниц сайтов отдельных ОУ, а в их содержании находит отражение конкретная ситуация развития ОУ. Сайты ОУ обладают уникальностью, информационной значимостью и дополняют конкретным содержанием единое информационное поле системы образования. Второе условие, которое стимулирует образовательные учреждения к созданию своих сайтов, – это политика органов управления образованием в вопросах создания и поддержки процессов информатизации. Несомненно, использование административного ресурса в этом вопросе представляется принципиальным. Заинтересованная позиция комитетов образования в вопросах развития единого информационного пространства и создание условий для реализации заявленных в программах развития целей и задач позволяют формировать профессиональный заказ образовательным учреждениям на встраивание сайтов в единое информационное пространство. И, наконец, третьим условием является создание организационных, финансовых, кадровых и методических условий сопровождения процесса создания сайтов в ОУ. Это условие становится определяющим и гарантирует реализуемость намерений ОУ по вхождению в образовательное Интернет-пространство. Одновременно с разворачиванием комплекса условий для инициирования и стимулирования процессов создания сайтов образовательными учреждениями области встаёт вопрос и поиска наиболее эффективного технологического инструмента для создания сайта, позволяющего сделать этот процесс минимально затратным с точки зрения временных, финансовых, кадровых ресурсов. Для решения крупномасштабной задачи – создания эффективного сайта – принципиально важен выбор программного комплекса для создания, обновления и ведения электронных изданий в Интернете: - возможность создавать и поддерживать сайт силами коллектива ОУ (без посредничества веб-дизайнера) с привлечением к работе непосредственно администраторов ОУ и учителей-предметников – наличие в программе некоторых типовых шаблонов оформления для создания и редактирования; - оперативность сопровождения сайтов сложной структуры (каковыми и стали сайты школы как отражающие многообразную жизнь своего ОУ для различных категорий пользователей информации сайта); - соединение в одной программной оболочке функций текстовых и графических редакторов, обеспечивающих удобство в оформлении страниц; - автоматическая индексация всего текста сайта, обеспечивающая возможность быстрого поиска информации; - возможность его использования для решения аналогичных задач: создания электронных курсов, пособий, дистанционных уроков и т. п.; - быстрота освоения самой программы. Из моего опыта работы с сетями для данных задач хороша программа Adobe Dreamweaver, но она рассчитана на проффессиональное использование и соответственно обладает огромными возможностями. (В первой помощи есть Microsoft Front Page которая весьма популярна, но для создания качественного наполнения сети не подходит. Из её достоинств можно отметить только проверку наполнения Web сервера на наличие оборванных ссылок при перемещении и переименовании файлов.) Вернёмся к школьным сайтам Много и с разных точек зрения в средствах массовой информации обсуждается вопрос – какой должна быть современная школа, школа информационного общества. Наиболее часто встречающееся в этой связи мнение – школа должна обладать определенными атрибутами, которые позволили бы назвать образовательное учреждение современным. Одним из таких критериев оценки уровня современности школы является наличие действующего школьного сайта. Что приобретает школа с появлением сайта? Место для объединения всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. Дополнительные возможности для изменения привычного учебного процесса: тесты, дистанционные курсы, сетевые проекты. Дополнительный стимул быть лучшим образовательным учреждением среди равных школ: участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах. Исторически школа всегда была замкнута на себя, что значительно ограничивало ее потенциальные возможности. Благодаря использованию информационных технологий, прежде всего наличию собственного сайта, образовательное учреждение может выйти за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до потенциально неограниченного количества представителей общественности; преследуя определенные интересы, сайт позволяет вести диалог с внешним миром более свободно и с максимальной пользой для всех членов школьного коллектива. Наряду с открытостью, которую приобретает школа, сайт предоставляет коллективу возможность информировать различные заинтересованные категории пользователей об особенностях своей деятельности с целью привлечения общественности в том числе и к решению внутренних задач и проблем. В этой связи сайт становится не просто визитной карточкой образовательного учреждения, но и мощным инструментом образовательного маркетинга. Вместе с процессами, которые затрагивают всю систему образования в целом, школы ищут и находят свои решения использования ресурсов Интернета в своих целях. Сайт становится не просто местом представительства определенной школы в Сети, а универсальным инструментом, позволяющим решать многие проблемы образования. В условиях рыночных отношений, в которых живет и изменяется школа, сайт становится проводником, связывающим школу с внешним миром. От качества проводника зависит конечный результат образования – уровень знаний учащихся и их конкурентоспособность на рынке труда. К сожалению, муниципальные образования пока не пришли к осознанию необходимости иметь собственные сайты. Это позволило бы сделать процесс управления образовательными учреждениями более мобильным, что в свою очередь должно способствовать наиболее эффективному внедрению инноваций в современную школу. Это следующий и очень важный этап работы в развитии данного направления. Так что же такое единая информационная среда? Так ли уж нужна эта самая «единая и неделимая» информационная среда для образовательных учреждений? Да и вообще – нужен ли школе свой сайт? Школе, где зачастую уроки информатики ещё недавно проводились с использованием только классной доски. Хотим мы того или нет, но школьный сайт не есть дань моде, а есть требование времени, позволяющий распространить информацию максимально возможному кругу людей. Посредством сайта школа не только заявляет о себе, рассказывает о своих традициях, учителях, но, используя интерактивную связь между всеми участниками образовательного процесса, привлекает выпускников, спонсоров к оказанию помощи. Все большее количество родителей перед выбором школы для своего ребенка получает информацию о школе со страничек школьного сайта, размещенного в Интернете. Но и это еще не все! Появляется возможность со страниц сайта вести дистанционные уроки для тех ребят, которые не могут по какой-либо причине посещать школу. Потоки информации с каждым днем возрастают, и формирование единого информационного пространства на всех уровнях (от отдельного учебного заведения до региона и страны в целом) с обеспечением их интеграции чрезвычайно важно. Электронная библиотека, позволяющая заказать книгу, получить необходимую статью из журнала, открытая дискуссия по одному из направлений образования, конкурсы сайтов, творческих наработок – это есть неполный перечень того, что можно осуществить в режиме online. Сегодня недостаточно только построить единое информационное пространство, уже сейчас необходимо сформировать эффективную образовательную систему, предоставляющую ученикам новые возможности для самореализации личности. И тут большое поле деятельности для уроков графики, практической деятельности по Web-дизайну в режиме online, то есть – дистанционно. Сайт школы структурно не сложен. И для создания единого информационного пространства должен быть построен по следующему принципу. Слайд 1. В эту структуру вливаются следующие компоненты. Слайд 2.
Это требует ресурсов
|