«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от





Скачать 427.76 Kb.
Название«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от
Дата публикации04.01.2015
Размер427.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ

______/ Саттаров М.Ф. МБОУ по УР «Камскоустьинская СОШ»

Протокол №1 от ________/_Саттарова Х.Ш. ________/ Шаймурзин И.Г.

«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № 77 от

« 31» августа 2013г.


Рабочая программа

по общей биологии.

10а класс


МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Учитель биологии высшей квалификационной категории Саттарова Х.Ш.
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 2 от

«29 » августа 2013г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10 классе базируется на знаниях, полученных

учащимися при изучении биологии основной школе. Это позволяет раскрыть систему

общебиологических знаний на более высоком уровне.

В курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и

экологической культуры учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ

биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической

наукой, решение которых направленно на сохранение природы и здоровья человека.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм.

В базовую программу были внесены следующие изменения:

  1. Темы «Основы генетики» и «Генетика человека» объединены в одну тему, так как вторая непосредственно связана с первой и является её логическим продолжением.

  2. По окончании изучения каждой темы планируется зачет.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания ;

- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих), процессы ( половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Общедидактические
Оценка   «5» ставится в случае:

1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 Оценка   «4» ставится в случае:

1.  Знания всего изученного программного материала.
2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка    «2» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 
Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

 Оценка   "3" ставится, если ученик:

1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.


Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет не менее половины работы.

2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 

3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка    «1» ставится в случае:

  1. Нет ответа.

 
Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.

   
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
 Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка    «1» ставится в случае:

1.      Нет ответа.

 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3.  Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка    "4" ставится, если ученик:

1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

 Оценка   "3" ставится, если ученик:


1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
 
Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
   


Общая классификация ошибок.


При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

 Грубыми считаются  ошибки:

-   незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
-   неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
-   неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
-   неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
-   неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-   нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
 
К негрубым относятся ошибки

-   неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;
-   ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

-   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

-   ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
-   нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-   нерациональные методы работы со справочной литературой;

-     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

 Недочётам и являются:

-   нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

-   арифметические ошибки в вычислениях;

-   небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
-   орфографические и пунктуационные ошибки.

 Требования к написанию школьного реферата.

Зашита реферата — одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к зтой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению
1. Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:

·   тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
·   в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими

·    следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2.  Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт  и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

5.   Требования к основной части реферата
 Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению

Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения  2-3 страницы.

7.  Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

8. Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:

·   Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.

·   Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

·   Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9.    Выставление оценки за реферат

В итоге оценка складывается из ряда моментов:

• соблюдения формальных требований к реферату

• грамотного раскрытия темы:

-умения четко рассказать о представленном реферате

-способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.


Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2013 .

Методический комплекс:

1. Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2008.

2. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010.

 

Литература для учителя:

 

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  4. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

  8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

  9. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002

  10. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

  12. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.

  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.

  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.

  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

  10. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  11. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

 

Электронные издания:

 

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion;

http://chemistry48.ru

Содержание учебного курса

по биологии

10 класс ( базовый уровень)

Введение(4ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (9ч.)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека/

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Итого: 35 часов

Учебно – тематическое планирование

10 класс

Количество часов за год всего – 35

В неделю – 1 час

Лабораторных работ – 2

Семинаров - 1

Тестов – 2

Зачётов – 5

Программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. «Дрофа» Москва 2007 год.

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Общая биология» М; «Дрофа» 2013 год.

Методические пособия: Тематическое и поурочное планирование. Общая биология. 10-11 классы Т.А.Козлова. М; «Экзамен»,2006.

Уроки биологии. 10 класс А.В. Пименов. Ярославль; Академия развития, 2007

Календарно-тематическое планирование 10 класс




Название раздела, темы уроков

Кол-во часов

Тип и форма урока, виды контроля

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дом.

задание

СРОКИ

ПО ПЛАНУ

фАКТ

I

Тема: Введение

4



















1


Биология как наука.

Методы познания живой природы

1

Изучение нового материала

Предмет и задачи общей биологии, связь биологии с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира


Учащиеся должны знать, что изучает общая биология , уметь охарактеризовать особенности методов познания живого.

§1,2

Вопросы

стр. 11







2

Сущность жизни свойства живого

1

Комбинированный

Устный опрос

Отличительные признаки живой природы. Многообразие живого мира.


Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.


§3

Задание

стр.15







3

Уровни организации живой материи

1

Комбинированный Устный опрос

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный.

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

§4

Повторить

§1-4







4


«Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы »

1

Урок обобщения и повторения.

Тест №1

Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи

Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки, проверить усвоение учащимися знаний о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого, уровневой организации живой материи.

Вспомнить химический состав клетки







II

Основы цитологии

16



















5

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

Изучение нового материала

Развитие знаний о клетке, цитология, основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира


Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира.

§5

Вопросы

стр. 25







6


Химический состав живого вещества. Неорганические вещества клетки.


1


Комбинированный Устный опрос

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей.


Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.


§6,7,8

Таб.стр27,

28







7


Органические вещества клетки. Углево-

ды, липиды.


1


Комбинированный Устный опрос

Строение и биологическое значение углеводов, липидов .


Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов.


§9,10

Задание

стр.37







8


Строение и функции белков в клетке. Ферменты.


1


Комбинированный Устный опрос

Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты.


Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул.


§11

Задание

стр.46,47







9


Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки


1


Комбинированный Устный опрос

ДНК –носитель наследственной информации, ген, генетический код. РНК, типы


Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.


§12

Задание

стр.54,55







10

АТФ и другие органические вещества

1


Комбинированный Устный опрос

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе.

§13

Повторить

§5-13







11


«Химическая организация клетки».


1

Урок обобщения и повторения.

Зачет №1

Повторение и обобщение знаний о химической организации клетки


Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул.


Вспомнить строение клетки







12

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро

1

Изучение нового материала

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.


§14

Заполнить таблицу







13

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

Комбинированный

Устный опрос

Строение и функции цитоплазмы и её органоидов. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки.


§15,16,17

Заполнить

Таблицу







14

Строение и функции эукариотической клетки.


1


Комбинированный

Л,р. №1«Строение клеток растений и животных»


Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.


§18

Заполнить

Таблицу







15


Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Вирусы. Бактериофаги.


1


Комбинированный

Л,р№2. «Строение клеток растений, животных,грибов»


Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий. Вирусы и бактериофаги.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты.


§19,20

Повторить

§14-20







16

«Клетка – структурная единица живого»

1

Урок обобщения и повторения.

Зачет №2

Клетка- целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двумембранные.

Проверить усвоение учащимися знаний

о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов.










17

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический обмен в клетке.


1


Изучение нового материала


Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.


Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.


§21,22

Вопросы

стр. 83







18

Типы питания организмов. Фотосинтез.

Хемосинтез.


1


Комбинированный

Устный опрос

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.


Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.


§23-25

Знать

Термины







19

Пластический обмен. Биосинтез белка.


1


Комбинированный

Устный опрос

Транскрипция и трансляция генетической информации клетки

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации


§26,27

Повторить

§21-27







20

«Обмен веществ и энергии в клетке»

1


Урок обобщения и повторения.

Устный зачет №3

Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.


Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности.


Вспомнить способы размножения живых организмов

.





III


Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма.

6




















21


Жизненный цикл клетки. Митоз.


1


Изучение нового материала


Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.


Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.


§28,29

Вопросы

стр. 111







22


Половое размножение организмов. Мейоз.


1


Комбинированный

Устный опрос

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса.


Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.


§30

Вопросы

стр. 116,118







23

Формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов

1


Комбинированный

Устный опрос

Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения.

§31,32

Знать термины







24


Развитие половых клеток. Оплодотворение.


1


Комбинированный

Устный опрос

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения.

Оплодотворение и его значение


Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений,


§33,34

Вопросы

стр. 124,128







25

Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов.

1


Комбинированный

Устный опрос

Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.


Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.


§35,36,37

Повторить

§28-37







26

«Рамножение и индивидуальное развитие организмов»

1

Урок обобщения и повторения.

Зачет №4

Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов.

Учащиеся должны знать особенности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в ядре, особенности и биологическое значение бесполого и полового размножения, особенности гаметогенеза , знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Вспомнить

основные

генетичес. термины







IV

Основы генетики


9




















27


История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.


1


Изучение нового материала


Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Г. Мендель – основоположник генетики.

Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя. Современные представления о гене и геноме.


Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.


§38,39

Знать символы,

Термины







28


Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1


Комбинированный

Устный опрос


Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.


Учащиеся должны уметь составлять схемы анализирующего скрещивания.


§40

Вопросы

стр. 149







29

Дигибридное скрещивание.


1


Комбинированный

Устный опрос


Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя.


Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета.


§41

Вопросы

стр. 150







30


Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Цитоплазматическая наследственность.

1


Комбинированный

Тест №2


Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.


Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о

генетических картах.

§42-44

Вопросы

стр. 158







31


Генетическое определение пола.

1

Комбинированный

Устный опрос


Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.


Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.


§45

Вопросы

стр. 163







32

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации.


1


Комбинированный

Устный опрос


Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова.


Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов.


§46,47,48

Знать термины







33


Генетика человека.

1


Комбинированный

Устный опрос


Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

§49

Вопросы

стр. 178







34

Проблемы генетической безопасности.

1


Семинар


Медико-генетическое консультирование. Значение генетики для медицины

Учащиеся должны знать о мерах предупреждения генетических заболеваний.

§50,51

Повторить

§38-51







35


«Основы генетики»

1


Урок обобщения и повторения.

Зачет №5

Повторение и обобщение материала о наследственности и изменчивости организмов


Учащиеся должны знать закономерности наследственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать материальное единство природы, её познаваемость.











Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории, утвержденного Приказом Минобразования РФ от...
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Программа составлена на основе Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconРабочая программа по предмету,,Окружающий мир” составлена на основе...
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Москва...
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана...
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconПриказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете...
...
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного...
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconЕнгнл Т. И. «28» августа 2013 г. «28» августа 2013г
Рабочая программа составлена на основании: Авторской программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск