Приложение 5
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт естественных наук
Кафедра биологии животных и растений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины
ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Направление подготовки
050100 Педагогическое образование Профиль
«Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 5 лет
Форма обучения - очная
Москва 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» Разработчики:
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, профессор А.Г. Резанов
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент Н.Ю. Захарова
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент А.А. Резанов
Рецензенты: ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент А.И. Зайцев
Программа одобрена на заседании кафедры физической географии и геоэкологии
Протокол № ______ от «_____» 2013 г.
Зав. кафедрой: профессор Резанов А.Г.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра биологии животных и растений, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины: формирование у студентов основные представления о биологическом разнообразии, о фундаментальных принципах, определяющих эволюционное развитие животного мира, о формировании взаимосвязей в живой природе. Способствовать формированию у слушателей курса научного мировоззрения. Основные задачи курса зоологии позвоночных:
- показать многообразие животного мира позвоночных, сформировать представление о роли животных в биосфере;
- ознакомить студентов с важнейшими представителями основных классов типа хордовых животных;
- на основе изучения конкретных классов позвоночных животных дать представления об основах морфологии, систематики и экологии различных групп позвоночных;
- составить представление о закономерностях филогенеза позвоночных животных;
- показать многообразие связей позвоночных животных с окружающей средой, ознакомить с основными экологическими группами животных;
- сформировать у студентов навыки натуралистической и природоохранной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Зоология позвоночных» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.1). 3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной биологии (СК-2);
- готов использовать результаты биологических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5); В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
- характерные черты организации позвоночных животных, относящихся к основным классам, их систематику, географическое распространение и экологию
- особенности строения и функционирования различных систем органов позвоночных животных – представителей различных классов.
- филогенетические отношения между основными классами позвоночных животных
- основные направления экологической радиации в различных классах позвоночных животных
- значение позвоночных животных в природе и жизни человека. уметь:
- работать с микроскопом, бинокуляром и другими оптическими приборами (бинокли и др.)
- проводить научные эксперименты, связанные с прижизненным изучением различных сторон биологии позвоночных животных
- проводить полевые наблюдения и сбор информации по поведению и экологии позвоночных животных в природе
- изготавливать наглядные пособия. владеть:
- методами организации природоохранных мероприятий;
- методами проведения научно-исследовательской работы в полевых условиях;
- методами проведения полевого эксперимента. 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачётных единиц (288 часов). 5. Основные разделы дисциплины:
1. Первично-водные позвоночные животные (Anamnia)
2. Первично-наземные позвоночные животные (Amniota)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 288
| 144
| 144
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 57
| 39
| 18
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 54
| 18
| 36
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 105
| 51
| 54
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Указываются виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Подготовка к коллоквиуму
| 30
| 15
| 15
|
|
| Подготовка реферата
| 20
| 10
| 10
|
|
| Подготовка мультимедийной презентации
| 20
| 10
| 10
|
|
| Работа с первоисточниками
| 10
| 5
| 5
|
|
| Освоение тем, выносимых на самостоятельное изучение
| 25
| 15
| 10
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| 36
| 36
|
|
| Общая трудоемкость часы / зачетные единицы
| 393/ 8
| 195
| 198
|
|
| (Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
Часы, запланированные учебным планом на экзамен (27 или 36) нужно прибавить к самостоятельной работе в соответствующем семестре. У меня 27 час. - во 2-м семестре.
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Семинары
| СРС
| Всего
| 1
| Модуль 1. Введение
| 2
|
|
|
| 10
| 12
| 2
| Модуль 2. Проблема сохранения биоразнообразия
| 4
|
| 4
|
| 10
| 18
| 3
| Модуль 3. Хордовые животные. Происхождение хордовых
| 4
|
| 4
|
| 10
| 18
| 4
| Модуль 4. Бесчерепные
| 3
|
| 2
|
| 10
| 15
| 5
| Модуль 5. Анамнии: круглоротые и рыбы
| 10
|
| 10
|
| 20
| 40
| 6
| Модуль 6. Анамнии: амфибии
| 10
|
| 10
|
| 10
| 30
| 7
| Модуль 7. Амниоты: рептилии и птицы
| 10
|
| 10
|
| 15
| 35
| 8
| Модуль 8. Амниоты: млекопитающие
| 10
|
| 10
|
| 10
| 30
| 9
| Модуль 9. Филогения наземных позвоночных
| 4
|
| 4
|
| 10
| 18
|
|
| 57
|
| 54
|
| 105
| 216
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
(в качестве примера даны выдержки из таблицы)
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
| Содержание раздела
| 1
| Модуль 1.
Введение
| Зоология как система дисциплин, всесторонне изучающая животных. Основные разделы зоологии: морфология, систематика,, экология, эмбриология, палеозоология, генетика животных, зоогеография.
Первые попытки построения системы животных (труды Аристотеля – 384-322 гг. до н. э.). Период накопления фактического зоологического материала в средние века и в эпоху Возрождения.
Значение работ К. Линнея для развития биологии. Вклад Ж.-Л. Л. Бюффона, Ж. Кювье, Э. Ж. Сент-Илера в развитие зоологической науки. Труды Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль российских ученых в развитии современной зоологии позвоночных (работы Н.А. Северцова, И.И. Шмальгаузена, Л.С. Берга, М.А. Мензбира, П.П. Сушкина и др.).
Современные представления о системе животного мира и принципах классификации. Иерархия систематических категорий (тип, класс, отряд, семейство, род, вид).
| 2
| Модуль 2.
Проблема сохранения биоразнообразия
| Антропогенный фактор и снижение биоразнообразия позвоночных животных.
Данные МСОП о вымерших видах позвоночных животных с 1600г.: европейский тур, дронты, стеллерова корова, странствующий голубь, квагга, бескрылая гагарка, стеллеров баклан, сумчатый волк, туранский тигр и др.
Виды позвоночных животных, внесённые в Красную Книгу МСОП: калифорнийский кондор, стерх, японский журавль, американский журавль, уссурийский тигр, суматранский тигр, бамбуковый медведь, белый медведь, азиатский лев, суматранский носорог, тихоокеанский орлан, филиппинский орёл, краснозобая казарка, китоглав и др.
Охрана редких и исчезающих видов. Международные конвенции: Конвенция СИТЕС (Приложения Конвенции), Двусторонние конвенции по охране редких и исчезающих видов позвоночных животных.
| 3
| Модуль 3.
Хордовые животные. Происхождение хордовых
|
Первичноротые и Вторичноротые животные. Взгляды Сент-Илера на происхождение хордовых. Основные теории происхождения хордовых: теория Гарстанга, теория А.Н. Северцова. Сравнение теорий происхождения хордовых. Возможные предки хордовых животных, их образ жизни.
Подтипы Бесчерепных (Acrania), Оболочников (Tunicata), или Личиночно-хордовых (Urochordata) и Позвоночных (Vertebrata), или Черепных (Craniata). Разделы Бесчелюстных (Agnatha) и Челюстноротых (Gnathostomata), Анамний (Anamnia) и Амниот (Amniota). Основные классы позвоночных: круглоротые (Cyclostomata), хрящевые (Chondrichthyes) и костные рыбы (Osteichthyes), амфибии (Amphibia), рептилии (Reptilia), птицы (Aves) и млекопитающие (Mammalia). Систематика основных вымерших групп рептилий (динозавры, птерозавры, ихтиозавры, плезиозавры)
| 4
| Модуль 4.
Бесчерепные
| Общая характеристика типа Chordata. Ключевые признаки типа: хорда, нервная трубка, связь дыхательной и пищеварительной систем, положение сердца. Характерные признаки: целом, вторичноротость, билатеральная симметрия, метамерия ряда органов
Основные подтипы (Бесчерепные, Оболочники, Хордовые) и их характеристики. Основные ветви Вторичноротых животных: иглокожие, погонофоры, полухордовые и хордовые. Особое положение типа Hemichordata.
Ключевые признаки Хордовых с учётом наличия типа Полухордовых. Распространение хордовых животных. Биоценотическое значение хордовых.
Сравнительная анатомия позвоночных животных. Основные черты организации позвоночных животных: покровы, мускулатура, осевой и висцеральный скелет, скелет поясов и свободных конечностей, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, репродуктивная система, нервная система и органы чувств
| 5
| Модуль 5. Анамнии: круглоротые и рыбы
| Раздел Бесчелюстные (Agnatha), подтип Позвоночные (Vertebrata), класс Круглоротые (Cyclostomata), подклассы Миног (Petromyzoni) и Миксин (Mixini). Общая анатомо-морфологическая и биологическая характеристика класса: покровы, скелет, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, нервная система и органы чувств. Особенности распространения, экологии питания и размножения. Черты примитивности, специализации и специфические черты, связанные с паразитическим образом жизни.
Раздел Челюстноротые (Gnathostomata), Надкласс Рыбы (Pisces), класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Общая характеристика класса: покровы, скелет (мозговой и висцеральный череп, скелет поясов и свободных конечностей), пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная и репродуктивная система («желточная плацента»), нервная система и органы чувств (органы боковой линии, ампулы Лоренцини). Географическое распространение. Пресноводные виды акул (оз. Никарагуа, река Замбези и др.). Трофическая и репродуктивная экология акул. Биоценотическое и практическое значение акул. Систематика: подкласс Пластинчатожаберные (Elasmobranchii) (надотряды Selachomorpha, Batomorpha) и подкласс Цельноголовые (Holocephali). Черты организации, биология и распространение.
Общая характеристика класса: внешний облик, покровы, скелет, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная и репродуктивная система, нервная система и органы чувств. Понятие плавучести. Типы и функции плавательного пузыря. Происхождение костных рыб.
Подкласс Лучепёрые (Actinopterygii), Надотряд Ганоидные (Ganoidomorpha), отряды Осетрообразные (Acipenseriformes), Многопёрообразные (Polypteriformes), Амиеобразные Amiiformes). Надотряд Костистые рыбы (Teleostei). Основные отряды: Окунеобразные, Сельдеобразные, Щукообразные, Карпообразные, Угреобразные, Трескообразные, Камбалообразные, Кефалеобразные и др.
Подкласс Лопастепёрые (Sarcopterygii). Надотряд Двоякодышащие (Dipnoi): распространение (океаническая дизъюнкция). Особенности биологии. Надотряд Кистепёрые (Crossopterygii). История открытия латимерии. Распространение, особенности биологии.
| 6
| Модуль 6. Анамнии: амфибии
| Характеристика надкласса Четвероногие (Tetrapoda) – наземные позвоночные. Класс Amphibia. Общая характеристика класса: покровы (кожные железы), скелет (дальнейшая дифференциация позвоночного столба), пищеварительная система, дыхательная система (нагнетательный механизм дыхания), кровеносная система (артериальный конус, спиральный клапан и механизм регуляции тока крови), выделительная система, нервная система и органы чувств. Размножение амфибий. «Рыбьи» черты в строении головастика лягушки.
Отряды Anura (лягушки, жабы, жерлянки, квакши и др.), Caudata (саламандры, тритоны, протеи и др.), Apoda (кольчатые червяги, водяные червяги). Основные семейства и представители, особенности строения, экология питания и размножения. Явление неотении. Протеи, сирены как вероятные неотенические формы вымерших хвостатых амфибий.
| 7
| Модуль 7. Амниоты: рептилии и птицы
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia). Рептилии как первые амниотические животные. Становление амниотического яйца. Общая характеристика класса: покровы, скелет, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система (особенности строения сердца у крокодилов), выделительная система, нервная система и органы чувств.
Филогения рептилий. Первые рептилии – котилозавры. Анапсиды, диапсиды и синапсиды. Вымершие группы рептилий: Динозавры (Ящеротазовые и Птицетазовые; Зауроподы, Стегозавры, Анкилозавры, Церотопсы, Тероподы, Орнитоподы и др.), Ихтиозавры, Плезиозавры (Плезиозавры и Плиозавры), Птерозавры (Рамфоринхи и Птеродактили). Гипотезы вымирания рептилий: астероидная гипотеза, отравление покрытосеменными растениями, гибель от радиоактивности, гипотеза конкуренции с птицами и млекопитающими и пр.
Отряды: Черепахи (Скрытошейные, Морские, Мягкотелые, Бокошейные), Клювоголовые (гаттерия), Чешуйчатые (Ящерицы и Змеи) и Крокодилы. Основные семейства: Ящерицы: игуаны, гекконы, агамы, вараны, настоящие ящерицы, веретеницы, ядозубы, сцинки, хамелионы; Змеи: ложноногие, ужеобразные, аспидовые, гадюковые, морские змеи. Особенности организации, распространения и биологии.
Класс птицы. Общая характеристика класса: покровы, скелет (особенности строения скелета передних и нижних конечностей), пищеварительная система, дыхательная система (механизм дыхания), кровеносная система (полное разделение артериального и венозного тока крови), выделительная система, нервная система и органы чувств. Приспособления птиц к полёту: морфологические и физиологические. Проблема снижения полётного веса
Общие представления об экологии птиц. Жизненный цикл птиц: размножение, линька, миграция, зимовка. Биология питания птиц: животноядные и растительноядные (зерноядные, семеноядные, плодоядные, нектароядные) птицы. Миграции птиц. Примеры: белый аист, чёрный аист, дубровник, полярная крачка и др. Птицы кочующие и перелётные. Понятие «экологического русла». Гипотезы навигации птиц: гипотеза «солнечной дуги» (Мэтьюз), магнитная гипотеза, ольфакторная гипотеза (Паппи), использование наземных ориентиров, ориентация по звёздам (опыты Крамера) и др.
| 8
| Модуль 8. Амниоты: млекопитающие
| Класс Mammalia. Общая характеристика класса: покровы, скелет, пищеварительная система (зависимость от характера потребляемой пищи), дыхательная система, кровеносная система, выделительная и репродуктивная система, нервная система и органы чувств. Особенности размножения млекопитающих. Строение и функции плаценты.
Современная система класса Млекопитающих. Подкласс Первозвери, подкласс Настоящие звери (Инфракласс Низшие, отряд Сумчатые, Инфракласс Плацентарные, отряды: Неполнозубые, Ящеры, Насекомоядные, Рукокрылые, Приматы, Грызуны, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Непарнокопытные, Парнокопытные и др.
Представления об основных экологических группах млекопитающих: наземные, подземные, водные, воздушные (летающие). Экологические группы млекопитающих по питанию и размножению (откладывание яиц, рождение незрелых и зрелых детёнышей).
| 9
| Модуль 9
Филогения позвоночных животных
| Пресноводные Кистепёрые и Двоякодышащие рыбы как возможные предковые формы амфибий. Предпосылки выхода рыб на сушу. Представления И.И. Шмальгаузена о происхождении амфибий. Ихтиостегиды. Особенности организации ихтиостегид и произошедшие от них основные отряды земноводных. Стегоцефалы – палеозойские амфибии. Особенности строения.
Филогенетическое древо птиц. Палеогнаты и неогнаты. Археоптериксы и энанциорнисы – тупиковая ветвь эволюции. «Рептильные» и «птичьи» признаки археоптерикса. Теории происхождения птиц. Динозавровая теория: происхождение птиц от дромеозавров. Находки оперённых минирапторных динозавров. Экологические гипотезы (гипотеза Ирисова) происхождения птиц.
Происхождение млекопитающих от звероподобных рептилий. Зверозубые рептилии – цинодонты. Группы: морганукодонтиды и кунеотерииды. Филогения групп. Яйцекладущие млекопитающие. Возникновение сумчатых и плацентарных млекопитающих.
| 5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплинарного модуля
| Количество часов/
зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Модуль 1. Введение
| 14
|
|
|
| СК-2
|
|
|
| 1
| Модуль 2. Проблема сохранения биоразнообразия
| 18
|
| ПК-2
|
|
|
|
| CR-5
| 2
| Модуль 3. Хордовые животные. Происхождение хордовых
| 56
|
|
|
| СК-2
|
|
| СК-5
| 2
| Модуль 4. Бесчерепные
| 30
|
| ПК-2
|
|
|
|
| СК-5
| 2
| Модуль 5. Анамнии: круглоротые и рыбы
| 30
|
| GR-2
|
| СК-2
|
|
|
| 2
| Модуль 6. Анамнии: амфибии
| 44
|
| ПК-2
|
|
|
|
| СК-5
| 2
| Модуль 7. Амниоты: рептилии и птицы
| 52
|
|
|
| СК-2
|
|
| СК-5
| 2
| Модуль 8. Амниоты: млекопитающие
| 52
|
| ПК-2
|
|
|
|
| СК-5
| 2
| Модуль 9. Филогения наземных позвоночных
| 28
|
|
|
| СК-2
|
|
| СК-5
| 2
| |