О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс





Скачать 99.99 Kb.
НазваниеО сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс
Дата публикации15.01.2015
Размер99.99 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Биология > Сказка
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс.

Имитационно-ролевой метод - метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на  получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. По симптомам, снимкам определить диагноз и «назначить лечение больному».

На своих уроках я применяю фрагменты ролевых игр, использую необычные пособия. Например, при изучении темы «Скелет», вызываю ученика к доске и он «превращается» в хирурга. Я предлагаю ему по рентгеновскому снимку поставить диагноз. Он называет кости, которые видит на снимки и патологию (вывих, перелом, искривление, костную мозоль от старого перелома). Снимки (старые) я беру в поликлинике – детям очень нравится с ними работать. Но если нет возможности их достать, или необходимо, что бы весь класс это видел, то можно скопировать их из интернета и проецировать на экран. Так я делаю, предлагая ребятам найти отличия и определить, где снимок детской кисти, а где взрослого человека, заранее изменив масштаб, делаю их одного размера, исключая естественную подсказку. А уже после полученного ответа, его оценки, даю возможность сравнить реальные снимки.

Работа с терминами, значением слов. То есть в сравнении с традиционной системой, школьники овладевают содержанием терминов, слов, категорий более глубоко (ведение словаря терминов). Т.В. использует прием семантизации возбуждения интереса благодаря раскрытию смысла слова. Например: гастро (желудок), номо (человек) – гастроном – магазин, где мы покупаем продукты для своего желудка. Суффикс ит обозначает воспаление: гастрит, ринит, отит, аппендицит (расшифровка названий болезни).Дендрология, дендрит, дендрограмма (Dendron – дерево, gramma - черта) –графическое изображение в двухмерной проекции степени сходства объектов. На основе этого метода осуществляется иерархическая классификация изучаемых объектов, составляется родословная по отношению к пробанду. Пересекаясь с методом синектики ( син – вместе, аналогий) семантизация ( в ходе беседы здесь могут быть также реализованы воспитательные задачи например патриотическое): диаспора (diaspora - рассеивание) – в биологии это структуры растений, грибов, лишайников естественно отделяющихся от материнского организма и служащие для размножения и расселения. Вегетативные Д. (клубни, луковицы, выводковые почки) и репродуктивные Д. (споры, семена, плоды) по аналогии можно сравнить с диаспорами (армянская, чеченская и т.д.) людей различных национальностей, которые находятся за пределами своей исторической родины. Здесь можно задать вопрос: в чем преимущество семенного размножения над вегетативным и почему второе не исчезло в ходе эволюции.

Метод  эмпатии  (вживания) означает «вхождение» человека в состояние другого объекта. Пример: при изучении экологии в курсе природоведения я предлагаю ребятам сочинить письмо – обращение к человеку от имени животного или растения, на которых негативно влияет деятельность людей.

Верблюдица

Корней Иванович Чуковский

Ах, бедная верблюдица,

Работает и трудится!

Взвалили ей на спину

Тяжелую корзину

И гонят бамбуками,

Толкают кулаками:

- Иди! Иди! Иди!

И вот идет, идет она,

И стонет и ревет она,

Идет она, шатается,

Об камни спотыкается,

А камни на дороге

Царапают ей ноги,

Она идет, идет

И скоро упадет.

Ах, бедная страдалица,

Никто над ней не сжалится -

Никто, никто, никто.

И вот она упала,

Упала и не встала,

А злые люди бьют ее,

Ругают и клянут ее:

- Вставай, вставай, вставай!

Незадолго до Рождества срубили несколько совсем молоденьких елок; некоторые из них были даже меньше нашей елочки, которой так хотелось поскорее вырасти. Все срубленные деревца были прехорошенькие; их не очищали от ветвей, а прямо уложили на дровни и увезли из леса.

Куда? — спросила ель. — Они не больше меня, одна даже меньше. И почему на них оставили все ветви? Куда их повезли?

Мы знаем! Мы знаем! — прочирикали воробьи. — Мы были в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда их повезли! Они попадут в такую честь, что и сказать нельзя! Мы заглядывали в окна и видели! Их ставят посреди теплой комнаты и украшают чудеснейшими вещами: золочеными яблоками, медовыми пряниками и тысячами свечей!

А потом?.. — спросила ель, дрожа всеми ветвями. — А потом?.. Что было с ними потом?

А больше мы ничего не видали! Но это было бесподобно!

Может быть, и я пойду такою же блестящею дорогой! — радовалась ель. — Это получше, чем плавать по морю! Ах, я просто изнываю от тоски и нетерпения! Хоть бы поскорее пришло Рождество! Теперь и я стала такою же высокою и раскидистою, как те, что были срублены в прошлом году! Ах, если б я уже лежала на дровнях! Ах, если б я уже стояла, разубранная всеми этими прелестями, в теплой комнате! А потом что?.. Потом, верно, будет еще лучше, иначе зачем бы и наряжать меня!.. Только что именно? Ах, как я тоскую и рвусь отсюда! Просто и сама не знаю, что со мной!

Ель. Андерсен Г.Х.

Хорошо ли, что во время Новогодних праздников вырубают так много елок?

Работая по системе обучения средствами субъективизации, я для составления заданий использую произведения словесного фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки).

Снег тает – всюду лужицы, и, как для красоты, в них расцвели калужницы – весенние цветы.

Вопрос: почему калужницы растут в лужах?

Для сиреневого цвета – здесь шмели гудят все лето. Соком сладким манит клевер на душистые поля и как брошь к цветку приклеил добродушного шмеля.

Вопросы: о каких явлениях идет речь? Чем привлекает шмелей клевер? Может ли он опыляться другими насекомыми?

Благодаря сотрудничеству с В.И. Быковским, который занимается промышленным производством шиттаке , мы познакомились с Лидией Васильевной Гарибовой.

Литературное дарование профессора МГУ Гарибовой раскрылось в результате постоянного (начиная с середины 60-х годов) творческого взаимодействия с журналом «Наука и жизнь». Не одно поколение читателей увлеклось загадочным миром грибов под влиянием статей, рассказов, повестей, вышедших из-под пера Л.В. Гарибовой (более 100 книг). Как и другие биологи-сказочники, она доступно и интересно рассказывает детям про «Царство грибов» (название одной из книг). Грибы предстают как антропоморфные (сходные с человеком) существа, достойные воспевания в стихах, например: c:\users\user\desktop\гарибова.jpg

Под сосною у дорожкигарибова

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек

Шляпка есть – нет головы!

На примере литературного творчества Л.В. Гарибовой воочию видно обращение к сокровищнице народных легенд, сказок, пословиц и поговорок. «Леса нет, и гриб не родится», «Весна красна цветами, а осень – грибами»– говорится в русских народных пословицах. Говоря о грибах, писательница фактически пробуждает у читателей интерес к истокам русской культуры, к мудрости наших предков. Мы читаем в «Царстве грибов»: «В народных сказках около домика на курьих ножках, где живёт Баба-яга, всегда растут ядовитые мухоморы и бледные поганки, а добрый старичок – лесовичок обычно изображён с корзиной хороших грибов».Проф. Гарибова заставляет нас любоваться прелестью населяющего Землю разнообразия жизненных форм на примере бесконечных вариаций грибов: «Бывают также грибы, похожие на копыто животного – это гриб-трутовик, который растёт на дереве; есть грибы круглые, как шары, совсем без ножки – к таким относится гриб-дождевик. Встречаются в природе и грибы-чаши, грибы-уши, грибы-цветы». Некоторые страницы её литературных произведений посвящены гамме социальных взаимоотношений в мире живого, например: «А вот белый гриб дружит с многими породами деревьев. От того, с каким деревом подружится этот красивый крепкий гриб, зависит цвет его шляпки».

Антиципация - предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления.

( Что произойдет с флорой и фауной болота, если его осушить? К чему может привести чрезмерное уничтожение хищников в лесу? Какие проблемы возникнут у человека в связи с развитием цивилизации?). Ученики, которых какой то из вопросов заинтересовал больше обычного могут написать на эту тему реферат, а в дальнейшем возможно выполнение проектной работы.

Или ученикам предлагается пофантазировать на тему иллюстраций к «Мухе-цокотухе». Представьте, как главная героиня принимает ванную, перед своим торжеством. Что с ней произойдет, если она, подобно человеку погрузит в воду свое тело, оставив на поверхности только голову? Задание на дом – найдите ещё биологические ошибки в сказках (кто с кем из зверей не дружит, кто не может встретиться (пингвин и белый медведь), не ест грибы ежик, не прячет голову в песок страус и т. д.).

Так на одном из уроков о формах размножения дети находили примеры из сказок «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик» и рассуждали о том, каким способом половым или бесполым появились эти герои. Интересным оказался факт, что эти сказки имеют несколько различных вариаций, хотя и не являются народными.

Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!

Спасибо! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

Какой славный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-вточь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой.

Может ли из ячменного зернышка вырасти тюльпан? К какому классу относятся эти растения? К каким семействам? Как они опыляются? Как называются их плоды? Как они размножаются?)

Таких примеров можно составить множество. ( Возможно ли появление потомства в браке Дюймовочки с кротом, жабой? Почему? И т. д.). Это может рассматриваться как дополнительное творческое домашнее задание.

Муха в бане

Сказки Корней Иванович Чуковский

Посвящается

Ю. А. Васнецову

Муха в баню прилетела,

Попариться захотела.

Таракан дрова рубил,

Мухе баню затопил.

А мохнатая пчела

Ей мочалку принесла.

Муха мылась,

Муха мылась,

Муха парилася,

Да свалилась,

Покатилась

И ударилася.

Ребро вывихнула,

Плечо вывернула.

«Эй, мураша-муравей,

Позови-ка лекарей!»

Кузнечики приходили,

Муху каплями поили.

Стала муха, как была,

Хороша и весела.

И помчалася опять

Вдоль по улице летать.

Какие биологические ошибки вы заметили в этой сказке?

Топтыгин и Лиса

Сказки Корней Иванович Чуковский

«Отчего ты плачешь,

Глупый ты Медведь?» -

«Как же мне, Медведю,

Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный

Сирота,

Я на свет родился

Без хвоста.

Даже у кудлатых,

У глупых собачат

За спиной весёлые

Хвостики торчат.

Даже озорные

Драные коты

Кверху задирают

Рваные хвосты.

Только я, несчастный

Сирота,

По лесу гуляю

Без хвоста.

Доктор, добрый доктор,

Меня ты пожалей,

Хвостик поскорее

Бедному пришей!»

Засмеялся добрый

Доктор Айболит.

Глупому Медведю

Доктор говорит:

«Ладно, ладно, родной, я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные,

Есть ослиные, длинные-длинные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу...»

Начал Мишка хвосты примерять,

Начал Мишка перед зеркалом гулять:

То кошачий, то собачий прикладывает

Да на Лисоньку сбоку поглядывает.

А Лисица смеётся:

«Уж очень ты прост!

Не такой тебе, Мишенька, надобен хвост!..

Ты возьми себе лучше павлиний:

Золотой он, зелёный и синий.

То-то, Миша, ты будешь хорош,

Если хвост у павлина возьмёшь!»

А косолапый и рад:

«Вот это наряд так наряд!

Как пойду я павлином

По горам и долинам,

Так и ахнет звериный народ:

Ну что за красавец идёт!

А медведи, медведи в лесу,

Как увидят мою красу,

Заболеют, бедняги, от зависти!»

Но с улыбкою глядит

На медведя Айболит:

«И куда тебе в павлины!

Ты возьми себе козлиный!»

«Не желаю я хвостов

От баранов и котов!

Подавай-ка мне павлиний,

Золотой, зелёный, синий,

Чтоб я по лесу гулял,

Красотою щеголял!»

И вот по горам, по долинам

Мишка шагает павлином,

И блестит у него за спиной

Золотой-золотой,

Расписной,

Синий-синий

Павлиний

Хвост.

А Лисица, а Лисица

И юлит, и суетится,

Вокруг Мишеньки похаживает,

Ему перышки поглаживает:

«До чего же ты хорош,

Так павлином и плывёшь!

Я тебя и не признала,

За павлина принимала.

Ах, какая красота

У павлиньего хвоста!»

Но тут по болоту охотники шли

И Мишенькин хвост увидали вдали.

«Глядите: откуда такое

В болоте блестит золотое?»

Поскакали но кочкам вприпрыжку

И увидели глупого Мишку.

Перед лужею Мишка сидит,

Словно в зеркало, в лужу глядит,

Всё хвостом своим, глупый, любуется,

Перед Лисонькой, глупый, красуется

И не видит, не слышит охотников,

Что бегут по болоту с собаками.

Вот и взяли бедного

Голыми руками,

Взяли и связали

Кушаками.

А Лисица

Веселится,

Забавляется

Лисица:

«Ох, недолго ты гулял,

Красотою щеголял!

Вот ужо тебе, павлину,

Мужики нагреют спину.

Чтоб не хвастался,

Чтоб не важничал!»

Подбежала - хвать да хвать,-

Стала перья вырывать.

И весь хвост у бедняги повыдергала.

Почему у разных животных совсем разные хвосты? Помог ли красивый хвост медведю и почему?

Черепаха

Сказки Корней Иванович Чуковский

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок.

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это - ЧЕ!

Это - РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ!

          ПАПА!

            ПАПАХА!»

Можно предложить ребятам самим придумать вопросы.(Могут ли лягушки уходить далеко от воды? Почему? Какую черепаху встретили лягушки? Почему «камень» лежал на земле?)

Комары

Детские стихи Михалков Сергей Владимирович

- Комары! Комары!

Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня!

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры,

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя!

Кусаются ли комары? Самки или самцы? Кого они «любят», т.е. ради кого сосут кровь?)

Как Братец Кролик лишился хвоста

Сказки дядюшки Римуса - Харрис Д.Ч.

Надеюсь, что учителя, как творческие личности, пользуются этими методами и что то полезное смогут подчерпнуть из моего опыта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconЭмоционально-психологические настрои на уроке. Развитие правильной...
На правильную осанку один из основных моментов в учебном настрое. Мы знаем, что при нарушении осанки ухудшается работоспособность...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, печатные вспомогательные материалы
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством. На уроке сегодня еще раз поговорим о сказках
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconСказках Салтыкова Щедрина Образовательные цели урока
Интегрированный урок на тему «Художественная выразительность в сказках Салтыкова Щедрина»
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconИспользование компьютерных технологий на уроке русского языка и литературы
Возможности компьютера оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Поэтому совершенно...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconРоманов Сергей, ученик 4 класса Тимощенко И. В., учитель начальных кл
Отец, Сын, Святой Дух). Число 7 люди любили, считали счастливым, использовали в значении «много» (из истории счета). Разные числа...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconТворчество. Развитие особенности использования бытийных предложений в русских народных сказках
Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconРеферат: Христианские мотивы в русских народных сказках
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconУчебный курс «Мировая художественная культура»
Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся. Подготовка к активной работе на уроке. Формирование желания работать на...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок и в радость, и приносит пользу, не...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconХрусталева
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconРеферат
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс iconГосударственный университет
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
О сказках на уроке, а также методах, активизирующих учебный процесс icon22. 07. 02. Экспериментальная психология (ЭП)
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск