Скачать 313.86 Kb.
|
Отчет преподавателя русского языка и литературы Гусевой О.В. по экспериментальной работе Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности обучающегося самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: - соответствие концепции гуманизации образования - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания - использование личностно-ориентированного обучения - поиск условий для раскрытия творческого потенциала студента Основными целями инновационного обучения являются:
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке. Основными принципами инновационного обучения являются:
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мною успешно применяются следующие приемы:
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши студенты часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией студенты должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: вызов – осмысление – рефлексия. Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: 1) актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме; 2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности; 3) сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; 4) побудить студента к активной работе на уроке и дома Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет студенту: 1) получить новую информацию, осмыслить её; 2) соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями; 3) искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: 1) целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации студентом; 3) формирование у каждого студента собственного отношения к изучаемому материалу На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или микрогруппах. Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как опорные конспекты и метод проектов. Описание экспериментальной работы по внедрению опорных конспектов на уроках русского языка (опыт работы 2011 - 2012учебного года) Объектом эксперимента является работа по овладению студентами основными общими компетенциями при помощи опорных конспектов. Основной проблемой эксперимента является положение о том, что необходимо организовать специальную работу с использованием опорных конспектов на уроках русского языка. Для доказательства этого положения я наметила методику работы, которая предусматривала проведение эксперимента в ГБОУ СПО"Мелеузовский механико-технологический техникум" в течение 2010-2011учебного года, а также 2011-2012. Задача эксперимента заключалась в проверке эффективности разработанной методики. Было выделено несколько этапов: 1. Констатирующий эксперимент 2. Обучающий эксперимент 3. Контрольный срез Экспериментальная работа проводилась на уроках русского языка при изучении программного материала в 111("Технология молока и молочных продуктов") и 211("Монтаж и техническая эксплуатация(по отраслям)") группах ГБОУ СПО"Мелеузовский механико-технологический техникум". Констатирующий эксперимент Цель: выявление исходных компетенций студентов. Согласно цели эксперимента студентам было предложено несколько заданий, которые они должны были выполнить без предварительной подготовки. Вывод: морфологические признаки всех частей речи, синтаксические особенности языка, а также орфография и пунктуация вызвали затруднения у студентов. Обучающий эксперимент Цель: повышение интереса к дисциплине "Русский язык" и повышение качества знаний студентов Задачи:
Гипотеза: использование опорных конспектов на уроках русского языка повышает уровень знаний студентов, их интерес к уроку. Эксперимент проводился в течении учебного года в 211 группе (студенты этой группы занимались по опорным конспектам). Контрольный срез Для проверки эффективности разработанной методики по окончании обучающего эксперимента я провела контрольный срез знаний в тех же группах, в которых проводила констатирующий эксперимент - в 111 и 211 группах. Для контрольного среза выбрали аналогичные задания тем, что предлагались в констатирующем эксперименте. студенты 211группы (экспериментальная группа) справились с заданием лучше, чем студенты 111 группы. При сравнении умений студентов до проведения экспериментального обучения и после него видно, что систематическая работа по опорным конспектам на уроках русского повышает уровень владения студентами нормами русского языка. Вывод: в ходе экспериментальной работы получены фактические данные, показывающие степень эффективности разработанной методики. Не вызывает сомнений утверждение, что весь материал по русскому языку лучше запомнить не сплошным текстом, а в виде схем и таблиц, делая упор на логическом мышлении студентов. Система схем и таблиц помогает наиболее эффективно обобщить курс русского языка. Описание начальной стадии экспериментальной работы по внедрению метода проектов на уроках русского языка и литературы (2012 - 2013 уч. год) Метод проектов позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить студентов постепенно. Плюсом этой работы является то, что новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в микрогруппах, что тоже имеет немаловажное значение для студентов первого курса. Если работа в этом направлении ведётся преподавателем целенаправленно, то ко второму курсу студенты уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:
Цель проектной деятельности на уроках русского языка: формирование компетенций использования информационных технологий при разработке материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса. Задачи проектной деятельности: - формировать у студентов систему общих компетенций, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности; - повышать самооценку студентов, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов Проектная методика помогает претворять в жизнь главные идеи личностно-ориентированного обучения, способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности студента, но и создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей проявлять себя в лидерстве. Чтобы выполнить проект, студенты должны обладать определенными коммуникативными, творческими, интеллектуальными умениями. Обучая различным видам речевой деятельности, я стараюсь формировать умение работать с текстом (выделять главную мысль, извлекать конкретную информацию, анализировать факты, делать выводы, обобщения, предвосхищать содержание, выбирать адекватную стратегию). Считаю, что на уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой речи и мышления. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности. В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка: В ролевом проекте участники играют определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это исторические лица, персонажи картин, изображенные или выдуманные герои, осложняемые ситуациями, придуманными участниками проекта. Примером реализации ролевого проекта может стать уроки по повторению раздела «Морфология». Данный проект можно представить в виде лингвистической сказки. Ролевой проект дает возможность для получения дополнительных знаний, для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся при этом могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач. Он способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; развиваются творческие способности при решении поставленных проблем. Можно использовать ролевой проект при подготовке к сочинению на уроках развития речи. Примером могут служить: "Сочинение-рассказ от лица Воланда по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" . Благодаря ролевому проекту студенты по желанию пишут сочинение или от лица героев, или от лица автора. Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, а результатом работы по теме «Причины появления слов-паразитов в речи молодежи» - сборник слов, предназначенных изъятию из речи. Творческий проект предполагает свободный подход к оформлению результатов. Основная цель – подготовить студентов к сочинению в жанре репортажа о памятнике культуры. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Продуктом реализации проекта могут быть альманахи, устные журналы и буклеты, презентации. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание языкового явления. К таким проектам можно отнести: «Молодёжный сленг», «Тайны словарей», «SMS как новый речевой жанр», «Лингвистический анализ журнала «Лиза», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач», «Язык СМИ». Особенности исследовательского проекта Аргументация актуальности темы ↓ Определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования ↓ Выдвижение гипотезы исследования ↓ Обозначение методов исследования ↓ Проведение эксперимента ↓ Обсуждение и оформление результатов ↓ Формулирование выводов ↓ Обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования Ожидаемый результат проектной деятельности
Эксперимент по внедрению проектной деятельности проводится преподавателем на уроках русского языка и литературы в 111 группе ("Технология молока и молочных продуктов"). Аналогично, как и при эксперименте с опорными конспектами, проводился констатирующий эксперимент. Контрольный срез будет проведен в июне 2012-2013 учебного года. |