Скачать 32.75 Kb.
|
Урок по литературе в 5 классе Домашнее задание: с.с. 28-29, приготовить читать в лицах. ТЕМА: «Обучение выразительному чтению по текстам русских народных сказок «Каша из топора», «Кот и лиса»». ЦЕЛИ УРОКА:
Вступительное слово учителя: - Мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством. На уроке сегодня еще раз поговорим о сказках. Сообщение целей урока учащимся: - Я предлагаю вам поучиться выразительному чтению текстов сказок, быть смелыми в высказываниях о происходящем в сказках. Думаю, что каждый из вас в конце сможет ответить на вопрос: «Для чего нужно изучать произведения русского народного творчества?» (Записать на доске). Подготовка учащихся к выразительному чтению: - Дома вы прочитали сказки: «Каша из топора» и «Кот и лиса». Кому какая сказка понравилась и почему? К какой группе сказок вы их отнесете? Назовите героев сказки «Каша из топора». Задание: Первый ряд запоминает слова о солдате, а второй – о старухе. Учитель называет слова вперемешку, а дети выбирают нужное, отвечая на вопросы: какой? какая? (Написать на доске: какой? какая? Прописать слова – определения). (Глупость, ум, находчивость, жадность, любопытство, смекалка, никогда не унывает). - Что бы вы сказали о солдате? (Умный, находчивый, смекалистый, неунывающий). - О старухе? (Жадная, глупая, любопытная). - Какая это сказка? (Смешная). Когда вам было особенно смешно? - В форме чего изложен текст сказки? (Диалог). - Каким голосом говорит солдат? (Громким, командным). - А старуха? (Лукавым, любопытным, с вздохами). - К какому средству выразительности относится изменение голоса? (Интонация). - Вспомните, о каких средствах выразительности мы еще говорили на предыдущих уроках. (Жесты, мимика). (Вывесить слова на доску). - Кто хочет прочитать сказку выразительно по ролям? - Ещё раз представьте, какими были солдат и старуха. Не забудьте, что сказка смешная и поэтому её нужно прочитать так, чтобы на лицах присутствующих появилась улыбка. - Какова мораль сказки? (Не нужно жадничать, обманывать и врать). Подготовка к выразительному чтению и частичному анализу сказки «Кот и Лиса»: - Откройте текст сказки « Кот и Лиса». Назовите всех героев сказки. (Кот-Котофей Иванович, Лиса-Елизавета Ивановна, Волк-брат Левон, Медведь-Михайло Иванович, Заяц). Словарная работа: - Кто такой воевода? (В древней Руси и в некоторых славянских государствах: начальник войска, а также области, округа. Мороз-воевода – сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз. В данной сказке – начальник леса, в котором жили Лиса, Медведь, Волк, Заяц. Прислали его из сибирских лесов). Подготовка к чтению отрывка на основе подражания учителю: - Найдите диалог Кота и Лисы при первой встрече. Прочитайте. Как ведет себя Лиса? - Послушайте, как бы я прочитала этот диалог. Что заметили? - Как называет Волк Лису в начале встречи? А после того как узнал, что её муж воевода леса. - Попробуйте прочитать этот диалог, показав голосом поведение Волка во время разговора с Лисой. - Что можно сказать о встрече Лисы с Медведем? - Вот Волк принес барана, а Медведь быка. Найдите диалог Волка с Медведем. (Один ученик читает отрывок со словами: «Поди сюда, косой!»). - Каких людей олицетворяют в данном отрывочке сказки Волк и Медведь? Почему заяц присел, уши прижал? - Кто хочет прочитать по ролям? - И вот все собрались. Наступает кульминация развития событий, происходящих в сказке. Послушайте конец сказки и скажите, какое средство выразительности я ещё использовало. (Темп). (Добавить на доске к словам: жесты, мимика, интонация слово темп). Заключительная часть урока: - За что в сказке высмеивается старуха? (За жадность). - Какие отрицательные черты заставляют Волка и Медведя идти на поклон к воеводе с бараном и быком? (Трусость, страх перед воеводой). - Что вам особенно понравились на уроке? О чем вы раньше не знали? - Ответьте на вопрос, который был задан в начале урока. Оценивание работы учащихся на уроке. |