Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения





Скачать 428.68 Kb.
НазваниеСергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения
страница1/3
Дата публикации13.02.2015
Размер428.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика

Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения: необходимо наполнить эмоциями компанию, и только тогда она сможет стать великой. Кто прав? Навыки эмоциональной компетентности помогают людям более эффективно управлять собой и поведением других людей. Авторы предлагают свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности.

Это не первое мое обращение к теме эмоционального интеллекта. См. также Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство, Манфред Кетс де Врис. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта, Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект в бизнесе.

Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 448 с.



Знакомы ли вам фразы: ты слишком эмоционально к этому относишься; эмоции мешают работе; эмоции мешают думать и поступать адекватно; бизнес — это серьезное дело, и в нем нет места для переживаний? Люди, которые ценой колоссальных усилий смогли добиться того, что они всегда держат себя в руках и не проявляют никаких эмоций, считают это своим преимуществом и огромным достижением. Между тем, произнося эти и похожие фразы и думая подобным образом, мы лишаем себя и своих коллег одного из самых уникальных ресурсов в бизнесе — собственных эмоций, а сам бизнес — значительного потенциала для развития.

Глава первая. Ничего личного, просто бизнес?

Единственный путь создания прибыли — это привлечение эмоциональных, а не рациональных сотрудников и клиентов, это апелляция к их чувствам и фантазиям.
Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале, «Бизнес в стиле фанк»

Нужны ли эмоции в бизнесе? Полностью исключить эмоции из жизни компании и управления людьми невозможно. Точно так же невозможно исключить и «сухой» расчет. Как выразился Петер Сенге в своей книге «Пятая дисциплина», «люди, много достигшие на пути совершенствования... не могут выбирать между интуицией и рациональностью или между головой и сердцем».

В теории Тейлора (по сути, первой теории управления) идеалом было предприятие, функционирующее как машина, где каждый сотрудник является винтиком в системе. Естественно, в такой системе нет места эмоциям. В ХХ веке выражение эмоций на работе стало практически неприемлемым: принцип «эмоции мешают работе» окончательно победил.

Однако давайте вспомним тенденции корпоративного мира в последние несколько лет. Скорость изменений в мире постоянно растет. Вместо конкуренции по товару на первое место выходит конкуренция по сервису, появляется понятие «экономика отношений». Меняется организационная структура: компании становятся более гибкими, менее иерархическими, более децентрализованными. В связи с этим возрастает количество горизонтальных коммуникаций. Изменилось представление об идеальном сотруднике: вместо «винтика» в системе теперь это «человек инициативный, способный принимать решения и брать на себя за них ответственность». Среди компаний возросла и продолжает расти конкуренция за лучших сотрудников, появилось понятие «война за таланты». На HR-конференциях всерьез обсуждают, как сделать сотрудника счастливым, потому что многочисленными исследованиями доказано, что «счастливые люди работают лучше». В HR-среде в последние годы огромную популярность приобретает термин «вовлеченность», то есть такое рациональное и эмоциональное состояние сотрудника, при котором он хочет максимально задействовать свои способности и ресурсы на достижение целей организации.

Если внимательно вникнуть во все эти тенденции, становится понятно, что все они затрагивают эмоциональную сферу жизни, поэтому успешной компании и успешному руководителю просто необходимо научиться использовать эмоции для достижения корпоративных целей и учить тому же своих сотрудников.

Одного только познавательного интеллекта недостаточно для того, чтобы достичь успеха. Именно поэтому в свое время известный ученый Говард Гарднер ввел теорию множественного интеллекта, который включал в себя, кроме логико-математического, еще лингвистический, телесно-кинестетический и другие виды интеллектов. Что имеется в виду? Если мы понимаем под интеллектом способность человека обрабатывать определенную информацию, то различные виды интеллекта будут связаны с обработкой различной информации.

Эмоциональный интеллект — способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем (или передаем) с помощью эмоций. Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеет логические закономерности. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решений. По данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций вообще невозможно принимать какие бы то ни было решения. Известный нейрофизиолог Антонио Дамасио даже написал об этом книгу под названием «Ошибка Декарта». Название книги связано с известной фразой Декарта: «Я мыслю — значит, существую». С точки зрения современной науки более правильным является вариант: «Я чувствую — значит, существую». Дамасио утверждает, что окончательный импульс в пользу того или иного выбора происходит из отделов мозга, отвечающих за эмоции. В 2002 году психолог Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике (!) за доказательство того факта, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в том числе и эмоции (см. также Дэн Ариели. Поведенческая экономика)

Модель эмоциональной компетентности тренинговой компании EQuator состоит из четырех навыков: умение осознавать свои эмоции; умение осознавать эмоции других; умение управлять своими эмоциями; умение управлять эмоциями других. Данная модель является иерархической — другими словами, каждый следующий навык можно нарабатывать, уже имея в своем арсенале предыдущий. Ибо, как говорил еще в I веке до нашей эры Публий Сир, «можно управлять только тем, что мы осознаем. То, что мы не осознаем, управляет нами».

Человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности способен четко осознавать, какую эмоцию он испытывает в тот или иной момент, различать степени интенсивности эмоций, представлять источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении.

Мифы об эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность = эмоциональность. Человек с высоким EQ всегда спокоен и в хорошем настроении. Эмоциональный интеллект (EQ) важнее, чем познавательный интеллект (IQ).

Как измерить эмоциональную компетентность? Пока в России не существует общепризнанных тестов измерения эмоционального интеллекта. Адаптацию в РАН сейчас проходит MSCEIT, один из признанных американских тестов на EQ. Мы предлагаем оценивать эмоциональную компетентность с помощью самооценки по конкретным навыкам. Список навыков в определенной области эмоциональной компетентности вы обнаружите в начале каждой главы.

Эмоциональная компетентность, как и другие навыки, развивается и нарабатывается. Чаще нас учили не осознавать, а подавлять свои эмоции. Между тем подавление эмоций вредно сказывается на здоровье и отношениях с окружающими, поэтому имеет смысл учиться осознавать эмоции и нарабатывать другие способы управления ими.

Глава вторая. «Как вы себя чувствуете?», или Осознание и понимание своих эмоций

Оцените, насколько хорошо вы понимаете свои эмоции:



Чаще всего термин осознание используется в психотерапевтических текстах, когда имеется в виду «перевод в область сознания некоторых фактов, находящихся до этого в бессознательном». Для осознания наших эмоций, кроме собственно сознания, нам нужны слова, некий терминологический аппарат.

Что такое «эмоция»? Может ли «не быть» эмоций? Мы разделили эмоции на «плохие» и «хорошие» и рассчитываем таким образом с ними справиться. Хорошие мы будем поощрять, а плохие подавлять. И, как ни странно, многим людям кажется, что этого достаточно. Мы обычно предлагаем следующее определение: Эмоция — это реакция организма на любое изменение во внешней среде. Мы вводим термин организм для того, чтобы обратить ваше внимание на некие два условных уровня нашего взаимодействия с миром. Мы связываемся с ним на уровне логики (человека разумного) и в то же время — на уровне организма (на рефлекторном, инстинктивном и эмоциональном уровне), не осознавая полностью все происходящие процессы.

Какие бывают эмоции, то есть какими словами они определяются? «Тревога», «счастье», «грусть»… и чтобы их вспомнить, требуется предпринять некоторые усилия — они находятся не в «оперативной» памяти, надо выудить их откуда-то из глубины. Люди с трудом могут вспомнить, какими словами оно называется! Чтобы было проще осознавать эмоции, стоит ввести какую-то классификацию эмоциональных состояний.

Мы предлагаем четыре класса базовых эмоциональных состояний: страх, гнев, печаль и радость. Страх и гнев — эмоции, изначально связанные с выживанием. Печаль и радость — эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью наших потребностей.

Страх и гнев — это самые первичные эмоции. Если оно может меня съесть, то реакция страха обеспечивает перестройку организма для того, чтобы спасаться. Если оно меня съесть не может, требуется некая другая перестройка организма, нужная для нападения, — реакция гнева. Так что с точки зрения главной потребности организма — в выживании — страх и гнев являются очень даже положительными эмоциями. Без них люди вообще бы не выжили, а логические отделы мозга совершенно точно не имели бы достаточного времени для развития и эволюции.

В современном мире нас больше интересует социальное взаимодействие. И оказывается, люди так устроены, что угрозу нашему эго, нашему социальному статусу эмоциональные отделы мозга воспринимают так же, как угрозу целостности нашего организма.

Вместо положительных и отрицательных эмоций мы предпочитаем использовать термин «адекватная» (ситуации) эмоция или «неадекватная» (ситуации) эмоция. При этом значение имеет как сама эмоция, так и степень ее интенсивности («немножко побеспокоиться по этому поводу было бы полезно, а вот впадать в панику — совершенно излишне»).

Социальные стереотипы, мешающие осознанию эмоций. «Ничего не бойся». Если посмотреть на страх и смелость с логической точки зрения, то смелый человек — это тот, кто умеет преодолевать свой страх, а не тот, кто вообще его не испытывает. «Нельзя раздражаться». Это утверждение предполагает запрет на проявление сильного раздражения и гнева, а точнее на действия, вызванные гневом, которые могут причинить окружающим вред. Запрет на действия вполне логичен и нужен современному обществу. Но мы автоматически переносим этот запрет на сами чувства. Вместо того чтобы признавать наличие у себя эмоций класса «гнев» и конструктивно ими управлять, мы предпочитаем думать, что этих эмоций у нас нет. А потом взрослая девочка мучается, когда ей нужно быть твердой в отношениях с подчиненными или партнером по переговорам, когда нужно настоять на своем, отстоять свои интересы и интересы своих близких, достигать своих целей — ведь для этого нужна энергия злости, раздражения.

Печаль и радость — это эмоции, которые наблюдаются уже не у всех организмов, а только у тех, у которых появляются социальные потребности. Если вспомнить знаменитую пирамиду Маслоу, то можно сказать, что эмоции страха и гнева больше связаны с двумя нижними уровнями потребностей (физиологическими и потребностью в безопасности), а печаль и радость — с теми потребностями, которые возникают при социальном взаимодействии с другими людьми (потребностями в принадлежности и принятии).

В современной культуре печаль вообще не приветствуется. И люди стремятся избегать грусти, печали, разочарований, и живут так аккуратненько… В позитивном подходе много хорошего и ценного, но в «правильном» своем понимании он не предполагает запрета на печаль. Что же насчет радости? Народная мудрость, как ни удивительно, радоваться нам тоже не рекомендует: «смех без причины — признак дурачины». Во многих культурах почитается страдание, трагизм или жертвование собой во имя кого-то (а лучше чего-то).

Кстати, а как вы думаете, какая эмоция является наиболее проявляемой на работе? А наименее проявляемой? Самая проявляемая на работе эмоция — гнев, а наименее проявляемая — радость. Скорее всего, это связано с тем, что гнев ассоциируется с властью, контролем и уверенностью, а радость — с несерьезностью и беспечностью («мы тут собрались, чтобы делом заниматься, а не хихикать»).

Эмоции и мозг. Нейрофизиологические основы эмоционального интеллекта. Неокортекс — то есть «новая кора», эволюционно появившаяся последней часть мозга, наиболее развитая только у человека. Неокортекс отвечает за высшие нервные функции, в частности за мышление и речь. Лимбическая система отвечает за обмен веществ, частоту сердцебиения и кровяного давления, гормоны, обоняние, чувства голода, жажды и полового влечения, а также сильно связана с памятью. Лимбическая система, придавая эмоциональную окраску полученному нами опыту, способствует обучению: те способы поведения, что доставляют «приятное», будут усиливаться, а те, что влекут «наказание», — постепенно отторгаться. Если, говоря «мозг», мы обычно имеем в виду «неокортекс», то говоря «сердце», мы, как ни странно, тоже имеем в виду мозг, а именно лимбическую систему. Древнейшая часть мозга — рептильный мозг – управляет дыханием, кровообращением, движением мускулов и мышц тела, обеспечивает координационные движения рук при ходьбе и жестикуляцию при речевом общении. Этот мозг функционирует во время комы.

Память рептильного мозга функционирует отдельно от памяти лимбической системы и неокортекса, то есть отдельно от сознания. Таким образом, именно в рептильном мозге находится наше «бессознательное». Рептильный мозг отвечает за наше выживание и самые глубокие инстинкты: добывание пищи, поиск убежища, защиту своей территории (и защиту матерями детенышей). Когда мы чувствуем опасность, этот мозг запускает реакцию «бей или беги». Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на уровне неокортекса и начинать действовать автоматически, без контроля сознания. Когда это происходит? В первую очередь в случае прямой опасности жизни. Поскольку рептильный комплекс более древний, значительно более быстрый и успевает обработать намного больше информации, чем неокортекс, именно ему поручила мудрая природа принимать решения в случае опасности.

Именно рептильный комплекс помогает нам «выжить чудом» в критических ситуациях. Пока интенсивность эмоциональных сигналов не очень высока, отделы мозга взаимодействуют нормально и мозг в целом функционирует эффективно. Но при превышении какого-то определенного уровня интенсивности эмоциональных сигналов резко снижается уровень нашего логического мышления.

Глобальная драма эмоционального интеллекта. Для эмоций сильной интенсивности (о которых мы много знаем, и для обозначения которых имеем много слов) у нас нет непосредственно осознающего инструмента — мозга (вернее, он очень плохо работает). А для эмоций низкой интенсивности, когда этот инструмент работает великолепно, нет слов — другого инструмента осознания. Есть очень узкая область где-то посередине, где мы можем осознавать эмоции, но тут нам не хватает навыка, привычки планомерно обращать внимание на свое эмоциональное состояние. Именно потому, что мы не умеем осознавать эмоции, мы не умеем и управлять ими.

Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно.
Оскар Уайльд

Эмоции и тело. Осознание эмоций через телесные ощущения и наблюдение за собой. Что значит обратить внимание на свое эмоциональное состояние? Эмоции живут в нашем теле. Благодаря лимбической системе возникновение и изменение эмоциональных состояний практически немедленно вызывает какие-либо изменения в состоянии тела, в телесных ощущениях. Поэтому процесс осознания эмоций — это, по сути, процесс сопоставления телесных ощущений с каким-то словом из нашего словаря или набором таких слов. Существует теория, что люди делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов по их способу взаимодействия с окружающим миром. Кинестетикам ближе и понятнее ощущения, визуалам — зрительные образы, аудиалам — звуки.

Попробуйте представить себя сторонним наблюдателем, тогда, возможно, вы заметите, что слегка вдавливаете голову в плечи (страх), или постоянно указываете пальцем на, или говорите более высоким голосом, или ваша интонация немного иронична. Чтобы осознать эмоцию, нам нужны сознание, терминологический аппарат и навык обращать внимание на себя, а для этого нам нужна тренировка.

Осознание и понимание эмоций. Когда мы говорим о понимании, то имеем в виду несколько факторов. Во-первых, это понимание причинно-следственных связей между конкретными ситуациями и эмоциями, то есть ответ на вопросы «Что является причиной разных эмоциональных состояний?» и «Какие последствия эти состояния могут иметь?». Во-вторых, это понимание значения эмоций — о чем сигнализирует нам та или иная эмоция, для чего она нам нужна?

Эмоциональные «коктейли». Предложенная нами модель еще и потому хорошо помогает нарабатывать навык осознания, что с ее помощью можно любые сложные эмоциональные термины «раскладывать» на некий спектр из четырех базовых эмоций и чего-то еще.

Как мы «защищаемся» от страхов. Все, что нам неизвестно и ново, на уровне организма сначала должно быть просканировано на предмет опасности. На уровне логики мы можем быть готовы к изменениям и даже совершенно искренне «ждать перемен». Но наш организм изо всех сил им сопротивляется.

Социальные страхи. Угрозы потери социального статуса, уважения и принятия другими людьми для нас так же значимы, ведь это означает остаться в одиночестве. Неосознаваемых страхов в нашей жизни намного больше, чем мы привыкли думать.

Можно ли злиться на себя? Давайте введем такую метафору — направление эмоции, скорее даже не эмоции, а возможных действий, которые могут последовать за этой эмоцией. Страх заставит нас убегать от объекта или замереть. То есть страх направлен как бы «от». Печаль скорее направлена внутрь, она сосредоточивает нас на себе. А вот гнев всегда имеет конкретный внешний объект, он направлен «к». Почему? Потому что такова сама суть эмоции — гнев побуждает в первую очередь к драке. А никакой нормальный «организм» драться сам с собой не будет, это противоречит природе. Но нас же в детстве учили, что раздражаться нехорошо, поэтому возникает идея: «Я злюсь на себя».

Эмоции и мотивация. Итак, эмоция — это прежде всего реакция, мы получаем сигнал из внешнего мира и реагируем на него. Реагируем непосредственным переживанием этого состояния и действием. Одно из важнейших назначений эмоции — подвигнуть нас на некую деятельность. Эмоции и мотивация вообще слова однокоренные. Они происходят от одного и того же латинского слова movere (двигаться). Эмоции страха и гнева часто еще называют реакцией «бей или беги». Страх мотивирует организмы на деятельность, связанную с защитой, гнев — с нападением. Если говорить о человеке и его социальном взаимодействии, то можно сказать, что страх мотивирует нас к сохранению, сбережению чего-либо, а гнев — к достижению.

Принятие решений. Эмоции и интуиция. Перед тем как принимать решение, люди обычно просчитывают различные варианты, обдумывают их, отбрасывают самые неподходящие, а затем выбирают из оставшихся вариантов (чаще из двух). Решают, какой из них предпочтительнее — А или Б. Наконец, в какой-то момент говорят «А» или «Б». И то, каким будет этот окончательный выбор, определяется эмоциями.

Взаимовлияние эмоций и логики. Не только наши эмоции влияют на нашу логику, наше рациональное мышление, со своей стороны, тоже влияет на наши эмоции. Таким образом, расширенное определение будет таким: эмоция — это реакция организма (эмоциональных отделов мозга) на изменения внешней по отношению к этим отделам среды. Это может быть изменение ситуации во внешнем мире или изменения в наших мыслях или в нашем теле.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconПроекта изучение романа с нескольких точек зрения. Учебная практика...
Специфика данного проекта заключается в том, что ученикам предложено разбиться на группы. Одна группа – обществоведы, другая литературоведы....
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconУрок математики для обучающихся 6 класса по теме «Расстояние»
Надо найти точку озера, ближайшую к дому лесника. Для этого будем проводить окружности с центром в точке О, увеличивая их радиусы,...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconИспокон веков люди боялись темноты. Для них тьма была олицетворением...
Но мало кто знает, что все совсем не так. Ведь Тьма не есть Зло, равно, как Свет не есть Добро. Но есть в мире люди, которым темнота...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сколько зарабатывают звезды? Какова их психология? Почему многие из них склонны к разгульной жизни? Какую роль в их жизни и карьере...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconМихаил Макаров «У меня изменилась точка зрения на людей»
Давайте знакомиться. Мы, может быть, встречались не однажды, но совсем ничего не знаем друг о друге. Можем вспомнить лица, какие-то...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconДистанционный конкурс методических идей учителей русского языка и...
Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconМаркемология
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconИ. А. Гобозов
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconКраткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке «Точка зрения»)...
Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconПредварительные замечания
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconМимические признаки обмана
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconФалеев Алексей Валентинович Магия Стройности.
Часто говорят, что для того, чтобы похудеть, нужно меньше есть и больше двигаться. Но не многие замечают, что и то и другое это вопросы...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconВ жизни всегда есть место подвигу!
Потому что спасти чужого тонущего ребёнка, построить детскую площадку для малышей на нищенскую пенсию, отреставрировать заброшенную...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconС. М. Скибин Начальник уадипк /О. М. Мысенко
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconИ заданий для самостоятельной работы
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения iconРеферат по физике. А. Эйнштейн. "А вы действительно есть?"
В 2013 году ученые мира отметили 135-летие одного из величайших физиков современности А. Эйнштейна. 135 лет назад, это давно или...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск