Скачать 213.8 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе _________________ Е.Г. Елина "____" ______________ 2012 г. Рабочая программа дисциплины ИммунологияСпециальность 020501 - Биоинженерия и биоинформатика Квалификация выпускника СпециалистФорма обучения очная Саратов, 2012 1. Цели освоения дисциплины: Дать понятие об иммунитете как о физиологической функции организма, направленной на поддержание генетического постоянства внутренней среды, рассмотреть вопросы эволюции иммунной системы, ее становление в процессе фило- и онтогенеза, сформировать представление о реакциях иммунной системы в норме и при разных иммунопатологических состояниях. ; показать взаимосвязь проблем иммунологии с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, эволюцией и другими дисциплинами. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл С.3, базовая часть, дисциплина изучается в 9 семестре. Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, микробиологии, биохимии, генетике и клеточной биологии. Знания и навыки, приобретенные при изучении курса «Иммунология», потребуются студентам при освоении курсов «Промышленная биотехнология», «Экологическая биотехнология». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-16, ПК-18, ПК-19, ПК-20. - способностью проводить экспериментальные работы с клетками и культурами клеток и владением методами исследования и анализа живых систем, а также математическими методами обработки результатов биологических исследований (ПК-16); - способностью ориентироваться в основных проблемах и задачах биологии, физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики и использовать эти знания в экспериментальной и теоретической деятельности (ПК-18); - способностью получать и грамотно использовать информацию, накопленную в базах данных по структуре геномов, белков и другой биологической информации (ПК-19); - способностью проводить наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов, выделять и исследовать субмикроскопические структуры, использовать методические приемы для целенаправленного изменения природных генов и геномов (ПК-20); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные иммунологические понятия и термины; - строение иммунной системы, механизмы формирования гуморального и клеточного иммунного ответа; - молекулярно-генетические основы иммунологических реакций и их регуляции; - особенности формирования различных видов неинфекционного и инфекционного иммунитета; - основные патологии иммунитета. уметь: - применять научные знания в области иммунологии в учебной и профессиональной деятельности; - осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам иммунологии; владеть: - широким спектром методов и подходов иммунологических исследований. 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 4.1. Структура дисциплины
4.2. Содержание дисциплины Раздел 1. Иммунология как наука. История развития иммунологии. Основные понятия. Предмет и задачи иммунологии, ее место и роль в современной биологии и медицине. Исторические этапы развития иммунологии. Современное определение иммунитета. Основные направления современной иммунологии. Раздел 2. Организация иммунной системы: клетки, ткани, органы. Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих функцию иммунологического надзора. Центральные и периферические органы. Современные представления о генезе лимфоцитов и макрофагов. Т- и В-лимфоциты и их субпопуляции. Организация иммунной системы. Система органов, тканей и клеток, осуществляющих функцию иммунологического надзора у разных филогенетических групп животных. Раздел 3. Понятие о естественной резистентности и видовом иммунитете. Механизмы естественной резистентности. Активация комплемента, фагоцитоз, острая воспалительная реакция. Раздел 4. Понятие о приобретенном иммунитете: антигены и антитела. Основные понятия об антигенах и антителах. Виды антигенной специфичности. Тимус-зависимые и тимуснезависимые антигены. Физико-химическая характеристика и молекулярная структура антител. Генетический контроль синтеза. Иммунологическая память. Раздел 5. Функционирование иммунной системы в норме, законы и принципы функционирования. Понятие об иммунологической толерантности, естественная толерантность и механизмы ее формирования. Феномены индуцированной толерантности. Регуляция иммунологических процессов. Уровни регуляции - внутриклеточный, клеточный, системный, организменный. Система цитокинов. Генетический контроль иммунного ответа Главный комплекс гистосовместимости и гены иммунного ответа. Раздел 6. Функционирование иммунной системы при патологии: гиперчувствительность, аутоиммунитет, иммунодефициты. Иммунопатология. Основные положения учения об аллергии и аллергенах. Виды аллергии. Механизмы развития аллер-гических реакций. Реакции гиперчувствительности замедленного типа. Инфекционная и контактная аллергии. Аутоиммунные реакции и аутоиммунные заболевания. Понятие о первичных и приобретенных аутоантигенах. Дефекты иммунной системы. Иммунодефицитные состояния. Врожденные и приобретенные иммунодефициты. Раздел 7. Проблемы противоопухолевого и трансплантационного иммунитета. Противоопухлевый иммунитет. Иммунологические аспекты лечения онкологических заболеваний. Трансплантационный иммунитет. Формы реакций отторжения. Использование иммунологических методов для эффективной трансплантации. 5. Образовательные технологии При реализации различных видов учебной работы используются как традиционные, так и современные интерактивные образовательные технологии. Занятия лекционного типа составляют 30% аудиторных занятий. Практические занятия включают разбор конкретных медицинских, физиологических, научных ситуаций, элементы компьютерного моделирования, встречи с представителями крупнейших научно-исследовательских институтов г. Саратова (РОС НИПЧИ «Микроб», УРАН «Институт биохимии, физиологии растений и микроорганизмов»), представителями коммерческих организаций, работающих в смежных областях (ЗАО «ЛДЦ Иммунологии и аллергологии», ЗАО «Иммунологический центр»). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Самостоятельная работа студентов заключается в поиске и обработке информации по основным разделам дисциплины как в библиотечном фонде, так и в электронных базах данных. 6.1. Вопросы для проведения текущего контроля Семинар 1
Семинар 2.
Семинар 3.
Семинар 4.
Семинар 5.
Семинар 6.
Семинар 7.
6.2. Тестовое задание для проведения итоговой контрольной работы 1. Специфические иммунологические функции выполняет: а) весь организм; б) лимфоциты крови и костного мозга; в) лимфатическая система; г) лимфоидные органы. 2.Антигеннезависимая стадия дифференцировки В-лимфоцитов происходит в: а) костном мозге; б) селезенке; в) тимусе; г) лимфатических узлах; д) пейеровых бляшках. 3. В-клетки, которые поступают в селезенку, остаются: а) в красной пульпе; б) в белой пульпе лимфоидной оболочки, окружающей артериолу; в) в белой пульпе в области первичных фолликулов. 4. Являются конечными клетками процесса дифференцировки В-клеток: а) АПК-клетки; б) ЦТК-клетки; в) NK-клетки, г) АОК-клетки. 5. Т-клетки развиваются из: а) стволовых кроветворных клеток; б) моноцитов; в) полиморфноядерных лейкоцитов; г) дендритных клеток. 6. К основным маркерам Т-лимфоцитов человека относятся все, кроме: а) поверхностных иммуноглобулиновых рецепторов; б) рецепторов к Fc-фрагменту IgG и IgM; в) СD-рецепторы (2, 3, 4, 8) 7. Тимусзависимыми зонами являются: а) первичные фолликулы лимфатических узлов; б) паракортикальная область лимфатических узлов; в) красная пульпа селезенки; г) в белой пульпе селезенки лимфоидная оболочка, окружающая артериолу. 8. Примерами эффекторных клеток являются: а) плазматические клетки; б) ЦТК-клетки; в) Т-хелперы; г) Т-супрессоры. 9. Активация системы комплемента по классическому пути начинается с: а) С1; б)СЗ; в)С4; г)С2; д) фактора В; е) фактора Д. 10. Острая воспалительная реакция опосредована активацией комплемента; а) по классическому пути; б) по альтернативному пути; в) по лектиновому пути; г) все пути одновременно; д) все пути в равной степени. 11. Кислородзависимые механизмы киллинга в фагоцитах обусловлены: а) изменением рН; б) респираторным (кислородным) взрывом; в) образованием гидроксильных радикалов и перекиси водорода; г) активацией лизоцима и катионных белков. 12. Клетками, участвующими в обработке и презентации антигена, являются: а) макрофаги; б) нейтрофилы; в) полиморфноядерные лейкоциты; г) дендритные клетки; д) Т-клетки; е) В-клетки. 13. Гаптены становятся полноценными антигенами, когда: а) присоединяются к более крупной молекуле белка-носителя; б) перестраивают детерминанту; в) увеличивают молекулярную массу; г) приобретают специфичность. 14. К цитокинам относят: а) монокины; б) лимфокины; в) интерлейкины; г) гемопоэтины; д) хемокины; е) все перечисленные. 15. Иммуноглобулины - это сывороточные белки, относящиеся: а) α-глобулинам; б) β-глобулинам; в) γ-глобулинам. 16. Основными классами иммуноглобулинов являются: а) Ig A; б) IgM; в) IgG; г) Ig E д) Ig D; е) все перечисленные. 17. Класс и подкласс иммуноглобулина определяется структурой: а) легкой цепи; б) тяжелой цепи; в) легкой и тяжелой цепи; г) вариабельных участков тяжелой цепи; д) константных участков легкой цепи. 18. Основной функцией активного центра молекулы антител является: а) фиксация антител к клеткам организма; б) связь с антигеном; в) фиксация компонентов комплемента. 19. Разнообразие антигенсвязывающих центров иммуноглобулина связано: а) с разнообразием аминокислотных последовательностей вариабельных участков легких цепей; б) с разнообразием аминокислотных последовательностей вариабельных участков тяжелых цепей; в) с разнообразием аминокислотных последовательностей гипервариабельных участков активного центра. 20. Защищает от внеклеточных бактериальных инфекций иммунитет: а) гуморальный; б) клеточный; г) гуморальный и клеточный. 21. Основной класс антител, синтезируемых при вторичном иммунном ответе: а) Ig A; б) IgM; в) IgG; г) Ig E; д) Ig D. 22. Содержание IgE в сыворотке крови от общего титра иммуноглобулинов: а) 80%; б)15%; в) 10%; г) 0,1%; д) 0,01%. 23. Реакция гиперчувствительности замедленного типа, развивается после разрешающего действия аллергена через: а) несколько секунд; б) 20 - 40 минут; в) через 6-8 часов; г) через 24-48 часов. 24. Иммунологическая толерантность характеризуется: а) работой супрессоров, подавляющих клоны аутореактивных клеток; б) работой Т-киллеров; в) работой Т-хелперов; г) отсутствием иммунного ответа на толероген. 25. Обнаружение клетками иммунной системы чужеродного трансплантата осуществляется в основном посредством распознавания на его клетках: а) молекул МНС класса I; б) молекул МНС класса II; в) CD-рецепторов; г) рецепторов к Fc-фрагменту антител; д) минорных антигенов гистосовместимости. 6.3. Темы для самостоятельной работы Раздел 1. Иммунология как наука
Раздел 2. Понятие об иммунной системе организма человека и животных
Раздел 3. Механизмы естественной резистентности организма
Раздел 4. Механизмы приобретенного иммунитета
Раздел 5. Функционирование иммунной системы в норме
Раздел 6. Иммунопатология
Раздел 7. Клиническая иммунология
6.4. Вопросы для промежуточной аттестации
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Презентации, схемы, графики, фотографии, компьютерные задачи и модели по темам. Микропрепараты и гистологические препараты. Микроскопы и бинокуляры. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 66 от 17.03.2011 г. с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по специальности 020501 Биоинженерия и биоинформатика. Автор: Ассистент кафедры биохимии и биофизики, к.б.н. ______________ Е.С. Тучина Программа одобрена на заседании кафедры биохимии и биофизики от от 02 апреля 2012 года, протокол №179. Подписи: Зав. кафедрой биохимии и биофизики ______________ С.А. Коннова Декан биологического факультета ______________ Г.В. Шляхтин |
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология» | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Предлагаемый курс преследует цель дать студентам не только системные знания о теоретических проблемах политической географии, но... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... «Теория политики», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ и прогнозирование». Данный курс реализует... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Целью преподавания является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Цель курса «Сравнительная политология» способствовать формированию у студентов представлений об основных концепциях и подходах к... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Обучение иностранному языку студентов гуманитарных специальностей рассматривается как составная часть вузовской программы гуманитаризации... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Европе современного политического знания (XIX- первая четвертьxx вв.), формирование у них устойчивого, системного и практически применимого... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 |