Скачать 1.26 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калмыцкий государственный университет Факультет педагогического образования и биологии «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета (директор института) ____________________ (Ф.И.О., подпись) «___» _________ 2011 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Ландшафтоведение ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ___________020400.68 Экология___________ (код по ОКСО и название) Квалификация (степень) выпускника __________________ магистр биологии _______________________ (Бакалавр, магистр) Форма обучения _______________очная_______________ (очная, очно-заочная и др.) Элиста 2011 г. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.68 Биология доц., канд. биол. наук Лазаревой В.Г. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей биологии и физиологии Протокол от 29 августа № 1 Заведующий кафедрой ________________ Лиджиева Н.Ц. Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии Протокол от _____________№ ________ Председатель УМК ______________________________________________________________ название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись) Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол от _____________№ ________ Заведующий кафедрой _________________________ (Ф.И.О., ученое звание, подпись) Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии Протокол от _____________№ ________ Председатель УМК ______________________________________________________________ название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись) Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол от _____________№ ________ Заведующий кафедрой _________________________ (Ф.И.О., ученое звание, подпись) Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии Протокол от _____________№ ________ Председатель УМК ______________________________________________________________ название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись) Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол от _____________№ ________ Заведующий кафедрой _________________________ (Ф.И.О., ученое звание, подпись) Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии Протокол от _____________№ ________ Председатель УМК ______________________________________________________________ название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись)
- сформировать у студентов основы комплексного подхода и системного анализа при исследовании природных территориальных комплексов; - выявить особенности морфологического строения ландшафтов, их динамики и развития; - ознакомить студентов с современными представлениями об антропогенных и культурных ландшафтах. - дать представления об особенностях прикладного ландшафтоведения, а также ландшафтного моделирования и планирования.
Дисциплина «Ландшафтоведение» входит в вариативную часть профессионального цикла.(М.2. Р.3). Дисциплина «Ландшафтоведение» находится на стыке нескольких научных дисциплин, охватывающих биологические и географические процессы. Она является продолжением более общей дисциплины «Экология», а также ряду предшествующих ей дисциплин, приведенных в таблице. Они направлены на формирование приведенных в таблице компетенций:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Данная дисциплина нацелена на формирование профессиональных компетенций: ПК-10: магистрант глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы; ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы). ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения. ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - понятия о ландшафтах и природно-антропогенных геосистемах, организационных уровнях геосистем и др. - что такое фации и их классификация по типам режимов энергомассообмена; - что такое территориальная организованность ландшафта и факторы ее определяющие, а также его морфологическую структуру и морфологические единицы ландшафта; - на уровне воспроизведения: - основные организационные уровни геосистем и их пространственно-временные масштабы, классификацию фаций по типам режимов энергомассообмена; - понятие «Зональность ландшафтов», «Географическая секторность»; - принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении, а также важнейшие факторы ландшафтогенеза и этапы эволюции ландшафтной оболочки; на уровне понимания: - о саморазвитии природных геосистем и такие понятия как «Первичная сукцессия», «Климакс ландшафта», «Генетические ряды ландшафтов»; - что такое энергетические факторы функционирования, элементарные процессы ландшафтного энергомассообмена, а также дать объяснение таким понятиям как: «Морфолитогенез», «формирование коры выветривания», «почвообразование»; Уметь: использовать теоретические: - что такое биологический круговорот веществ, трофические цепи, они должны изучить и понять закон пирамиды энергии и биогеохимический круговорот; - понятия «Динамика ландшафтов», «Природные ритмы ландшафтов», «Иерархия и характерные времена ритмов»; практические: - они должны изучить и понять что такое ландшафтные катастрофы и антропогенная динамика ландшафтов, восстановительная сукцессия; - нужно обратить внимание на взаимоотношения людей и природной среды в условиях присваивающего и производящего типов хозяйства, экологические кризисы и хозяйственные революции в истории земной цивилизации, а также на обратимые и необратимые антропогенные изменения природы, целенаправленно созданные и непреднамеренно сформировавшиеся природные – антропогенные ландшафты, основные направления антропогенизации ландшафтной оболочки; - что такое геоэкологическая классификация современных ландшафтов, «социально-экономические функции ландшафтов». Владеть: - информацией о методах исследований в ландшафтоведении; - навыками по самостоятельному сбору, обработке и устному изложению материала; - методами работы в поисковых электронных ресурсах, с материалами на бумажных электронных носителях; - навыками, позволяющими выполнять требования по технике безопасности. 4.Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 4.1.Структура преподавания дисциплины
4.2. Содержание дисциплины
4.2.2. Лабораторные занятия - не предусмотрены учебной программой 4.2.3. Перечень практических занятий
4.2.4. Задания для самостоятельной работы студента Включает самостоятельное изучение литературы при подготовке к лекциям, практическим занятиям и рейтинговым контрольным; составление рефератов (докладов), таблиц и т.п. (по усмотрению преподавателя).
4.2.5. Интерактивные формы занятий: Учебным планом предусмотрено 18 часов в интерактивной форме.
5. Образовательные технологии При чтении данной дисциплины используются следующие виды образовательных технологий
В обоих учебных модулях дисциплины преобладают имитационные методы обучения для формирования ПК-10,11, 12,13. Лекция – пресс-конференция по теме «Основы теории и методологии ландшафтоведения.». В лекции – пресс-конференция преподаватель объявляет тему лекции и просит письменно задавать ему вопросы по данной теме. Студент обязан сформулировать вопрос в течение 5 минут. Преподаватель сортирует записки и читает лекцию, в которой формулируются ответы на заданные вопросы. В начале изучения темы такая лекция выявляет круг интересов студентов, в середине курса – направлена на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, в конце – подведение итогов курса и систематизация полученных студентами знаний. Проблемная лекция по темам «Природные компоненты ландшафта». «Иерархия природных геосистем и морфология ландшафта». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов. Лекция-визуализация по темам «Закономерности пространственной дифференциации ландшафтной оболочки», «Генезис и эволюция ландшафтов». Лекция-визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Имитационные методы обучения в учебном модуле №2 «Учение о природно-антропогенных ландшафтах» формируют ПК-10,11,12,13. Справочно-презентационный, просветительско-образовательный или рекламно-презентационный проект: Цель проекта: приобретение навыка поиска презентации информации по заданной естественно-научной тематике. Форма проекта: В проекте могут участвовать до 5 человек. Результаты проекта должны быть представлены в электронном виде слайд-шоу. Содержание файла: текстовый в научно-популярном стиле и визуально-иллюстративный материал (не менее 10 картинок). Объём не менее 10-и слайдов. Материалы для проекта могут искаться как в рекомендуемой литературе, так и в ресурсах сети Интернет. Не допускается плагиат чужих готовых страниц. Варианты тематик для проекта: 1) Проблема псевдонаучности или лженаучности теории, критикуемой академическим научным сообществом. В презентации проекта необходимо обобщить и дать оценку основным идеям, сравнить по убедительности, логичности и доказательности аргументы «за» и «против» теории. Выбрать одну любую теорию. 2) Проблема производственного внедрения научного открытия: Выбрать одного любого нобелевский лауреата по одной из естественных наук за последние 30 лет. Презентовать: суть открытия на популярном уровне, значение его для развития общества: применение идей открытия в производстве и быте в настоящее время и в перспективе. Обобщить и дать оценку трудностям и препятствиям внедрения изобретения в производство. Вариативное задание для СРС «Анализ учебного пособия» Просмотрите все рекомендованные и доступные в научной библиотеке учебники, учебные пособия и лекционные курсы по дисциплине «Ландшафтоведение». Сравните их для себя по следующим характеристикам: а) какие тематики в каких учебниках представлены наиболее, а какие наименее подробно и объёмно; б) какие тематики и где раскрыты для Вас наиболее неясно, запутанно и избыточно многословно; в) где изложение наиболее популярное с максимально доступным объяснением всех упоминаемых естественно-научных понятий и терминов; г) где имеется в достаточном количестве и качестве иллюстративно-визуальный материал, а где он отсутствует. Используйте полученные знания для подготовки проекта. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. «Естественно-биологическое и экологическое образование» http://www.humanities.edu.ru 2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 3. Библиотека по экологии http://www.countries.ru/ 4. Страничка «Вопросы ландшафтоведения» http://www.ortlib.narod.ru/ 5. Электронный учебник по курсу «Основы ландшафтоведения» http://www.ido.rudn.ru/ 6. Электронная биологическая библиотека http://www.gumfak.ru/ Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины На занятиях по геоэкологии используются учебные видеофильмы. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и т.д.). Использование современных инновационных технологий в учебном процессе позволяет: - сочетать высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса; - широко использовать информационные ресурсы в учебном процессе; - существенно расширить возможности традиционных форм обучения; - позволяет реализовать новые эффективные формы обучения.
Самостоятельная работа магистрантов предусматривает расширенное и творческое воспроизведение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков применения компьютерной техники. Деятельность обучающихся на этих занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться примерной схемы: - преподаватель заблаговременно выдает задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению - магистранты воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя; - преподаватель обсуждает и анализирует итоги выполнения задания, дает индивидуальные рекомендации по совершенствованию приемов, способов воспроизведения. Основными видами самостоятельной работы являются: подготовки к собеседованию, тестированию, подготовка докладов и презентаций по темам разделов, использование технических средств контроля. подготовка рефератов по предложенной преподавателем тематике, подготовка к итоговой аттестациям. Текущая аттестация проводится в форме собеседования (УО-1), тестов (ПР-1), технических средств контроля (ТС-1). Промежуточная аттестация проводится в форме написания рефератов (ПР-4) Рубежная аттестация проводится в форме экзамена по дисциплине (УО-4).
6.1.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием. Основной базой для проведения аудиторных занятий является оснащенная наглядными пособиями и тематическими картами лаборатории №129 специальности «Биология» факультета педобразования и биологии.
6.1.1Домашние задания, расчеты и т.п. 1. Подготовить карточки по дидактическим единицам (ДЕ) после аналитической работы с глоссарием (прилагается в Приложении) Написать конспект по образцам по основным концепциям по темам: «Культурный ландшафт.», «Ландшафтный мониторинг», «Особенности формирования природно-антропогенных ландшафтов». 2. Изучение теории к практическим занятиям по текущим темам. 3. Сделайте схему природных ландшафтов. а) Приведите примеры ландшафтов (по Калмыкии). |
Самостоятельная работа: 40 Итоговый контроль: зачет организационно-методический... Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке Земли, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных системах.... | Рабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География» Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,... | ||
Курсовая работа по дисциплине «ландшафтоведение» Сибирской государственной геодезической академии для студентов специальности «Геоэкология». Ландшафтоведение является одним из основных... | Программа учебной дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение» Целью дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение» является формирование у студентов понимания целостности биосферы... | ||
Рабочая программа дисциплины «ландшафтоведение» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности Дешифрирование данных дистанционного зондирования и индикационное ландшафтоведение | Рабочая программа по дисциплине в ландшафтоведение Знакомство с научными основами оптимизации взаимодействия человека с природой, принципов и методов культурных ландшафтов | ||
Рабочая программа дисциплины Ландшафтоведение Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Профили подготовки – «Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Целью освоения дисциплины «Ландшафтоведение» является формирование у студентов навыков анализа антропогенной преобразованности агроландшафтов... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с | Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с |