Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности





Скачать 125.32 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности
Дата публикации27.05.2015
Размер125.32 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

Козин В. В.

ДЕШИФРИРОВАНИЕ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ И ИНДИКАЦИОННОЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы_______________________ Козин В.В.

«__26___»____мая______2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии, 27 мая, номер протокола №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ____10_____стр.

Зав. кафедрой_______________________ Хорошавин В. Ю.

«___27___»____мая______ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК (Институт математики, естественных наук и информационных технологий, 17 июня, номер протокола №3)

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________ О.А. Столярова

«___17___»____июня________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра физической географии и экологии

Козин В.В.

ДЕШИФРИРОВАНИЕ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ И ИНДИКАЦИОННОЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011
Козин В.В. Дешифрирование данных дистанционного зондирования и индикационное ландшафтоведение. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для аспирантов специальности 25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов очной и заочной форм обучения Тюмень, 2011, _10_ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Дешифрирование данных дистанционного зондирования и индикационное ландшафтоведение [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Физической географии и экологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой физической географии и экологии, к.г.н., Хорошавин В. Ю.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Козин В.В.., 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины.

В результате изучения курса аспирант должен знать: теоретические предпосылки и основные понятия ландшафтной индикации, индикационные позиции и индикационные системы, основные направления и методику комплексных ландшафтно-индикационных исследований. Аспирант должен иметь отчетливые представления о ландшафтных индикатах и индикаторах, физиономичных и деципиентных компонентах ландшафта, прямых и косвенных дешифровочных признаках, о принципах экстраполяции ландшафтных индикаторов и применении методов и инструментов ландшафтно-индикационных исследований в практике природопользования.

Курс ориентирован на приобретения знаний и навыков анализа ландшафтных индикаторов почв, грунтов, уровня грунтовых вод, мерзлоты, тектонических структур. Особое внимание уделено ландшафтной индикации при обеспечении проектно-планировочной деятельности.

Конкретизированными задачами данной дисциплины являются:

- владение основными концепциями и принципами использования ландшафтных индикаторов;

- знание территориальной изменчивости дешифровочных признаков, в т.ч зональных, провинциальных, топологических.

- знание целереализующегося перевода дистанционной информации в картографическую, текстовую, оценочную и рекомендательную.

1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки.

Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими профессиональной подготовки аспирантов определяется совокупностью компетенций, получаемых ими в результате освоения курса «Ландшафтогенез», «»

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- освоение принципов извлечения ландшафтной информации с дистанционных носителей, в т.ч. программными средствами.

- знать способы подготовки ландшафтно-индикационных таблиц и карт на основе исследования МДЗ и привлеченных материалов, компьютерных и геоинформационных технологий

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

Знать: Принципы ландшафтной индикации, возможности применения её при решении географических задач; методы составления ландшафтно-индикационных таблиц.

Уметь: уверенно дешифрировать разномасштабные дистанционные материалы; осуществлять выбор ландшафтных индикаторов состояния окружающей среды, применять ландшафтную индикацию при проведении научных и производственных работ.

Владеть: приёмами научного анализа извлеченной информации серии в проектообеспечивающих работах.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины «Дешифрирование ДДЗ и индикационное ландшафтоведение». Форма промежуточной аттестации – канд. экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 1 зачётную единицу, 36 часов. Лекций 6, семинарские и практические 6, самостоятельная работа 25 часов, зачёт.


  1. Тематический план.

Таблица 1





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

Дистанционное зондирование – исходный материал ландшафтно-индикационных исследований

1

6

6

8

12

6

2

История развития и современное состояние ландшафтной индикации

2

6

6

8

12

6

3

Методика ландшафтно-индикационного анализа

3

6

6

8

12

6


Планирование самостоятельной работы аспирантов

Таблица 2



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Дистанционное зондирование – исходный материал ландшафтно-индикационных исследований

Работа с литературой, источниками, контрольная, разработка легенды, реферат

Обсуждение классификационной схемы

4

8

2

История развития и современное состояние ландшафтной индикации

Работа с литературой, источниками, контрольная, реферат

Подготовка ответов на теоретические вопросы

5

8

3

Методика ландшафтно-индикационного анализа

Работа с литературой, источниками, контрольная, тест, реферат

Собеседование по содержанию серии карт на ландшафтной основе

6

8




Всего:




24




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами










Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3




Подготовка к защите кандидатской диссертации

+

+

+



  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Дистанционное зондирование – исходный материал ландшафтно-индикационных исследований. Развитие дистанционного зондирования. Информация в данных дистанционного зондирования (ДДЗ). Системы дистанционного зондирования. Применение ДДЗ в ландшафтной экологии. Цифровая спектральная классификация структуры ландшафтов и землепользования. Структура и текстура аэрокосмофотоизображений. Изобразительные свойства МДЗ. Прямые, косвенные и комплексные дешифровочные признаки. Измерение ландшафтного разнообразия на основе использования ДДЗ. Ландшафтно-индикационное дешифрирование.

Тема 2. История развития и современное состояние ландшафтной индикации. Классификация ландшафтно-индикационных исследований. Комплексная ландшафтная индикация. Фитоиндикация, геоиндикация, криоиндикация, педоиндикация, гидроиндикация. Природоохранная индикация. Теоретические предпосылки и основные понятия ландшафтной индикации. Индикаторы и индикаты. Частные и комплексные индикаторы. Физиономичные и деципиентные компоненты ландшафта. Эктоярус и эндоярус ландшафта. Аэрофотогеничные и ультрадиципиентные индикаторы. Прямые и косвенные индикаторы. Экстраполяция индикаторов и ее виды.

Тема 3. Методика ландшафтно-индикационного анализа. Выбор и обоснование индикатов. Изучение корреляционных взаимосвязей. Экстраполяция ландшафтных индикаторов. Надежность ландшафтных индикаторов. Ландшафтно-индикационное прогнозирование. Индикация структуры и процессов. Индикация природных и антропогенных процессов. Индикация по ландшафтно-генетическим, эколого-генетическим и факторально-динамическим рядам.


  1. Планы семинарских и практических занятий.

Семинарское занятие 1. Дистанционное зондирование – исходный материал ландшафтно-индикационных исследований. Типы материалов дистанционного зондирования. Место и значение ландшафтного дешифрирования аэрофотоснимков в комплексных исследованиях природы на современном этапе. Алгоритм дешифрирования. Дешифровочные признаки типов местности и урочищ нефтегазопромысловых районов Западной Сибири. Результаты авторского дешифрирования тестовых участков по заданию преподавателя.

Семинарское занятие 2. История развития и современное состояние ландшафтной индикации. Общие, особенные, частные методы ландшафтных исследований. Ландшафтное профилирование. Место и значение ландшафтного дешифрирования аэрофотоснимков в комплексных исследованиях природы на современном этапе. Перспективы развития. Мониторинги. Виды легенд ландшафтных карт. Исследование ландшафтных катен различных геосистемных уровней. Возможности использования ландшафтных карт для научных и прикладных исследований.

Цель. Выявить особенности перевода теоретических знаний о морфологии ландшафта в процедуры картографического моделирования.

Вопросы для обсуждения: Особенности выделения контуров ПТК на основе интерпретации топокарт, комплекса тематических карт. Новые объекты картографирования - циклы, серии и ряды развития геосистем. Ландшафтные катены и экотоны.

Семинарское занятие 3. Методика ландшафтно-индикационного анализа.

Цель. Рассмотреть теорию и алгоритм системного картографирования.

Вопросы для обсуждения. Ландшафтная индикация и перевод межкомпонентных связей в картографические модели. Прикладное значение ландшафтно-индикационных таблиц.

  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Примерная тематика рефератов и контрольных работ:

  1. Ландшафтная индикация в сети Internet.

  2. Дешифровочные признаки долинно-речных ландшафтов.

  3. Ландшафтные индикаторы ПТК тундровой зоны Западно-Сибирской равнины

  4. Ландшафтные индикаторы ПТК лесной зоны Западно-Сибирской равнины

  5. Ландшафтные индикаторы ПТК лесостепной зоны Тюменской области

  6. Опыт использования ГИС-технологий в ландшафтно-индикационных исследованиях.

  7. Ландшафтная индикация ПТК болотных ландшафтов Западной Сибири

  8. Ландшафтная индикация при картографировании ландшафтов Тюменской области

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену

  1. Ландшафтная индикации в структуре современных индикационных исследований.

  2. Дешифровочные признаки типов местности и урочищ (по природным зонам Западной Сибири).

  3. Области применения данных дистанционного зондирования в ландшафтной индикации

  4. Дешифрирование породного состава лесов по многозональным аэро- и космическим снимкам

  5. Комплексное географическое дешифрирование космических снимков: рельефа, гидрографической сети, почвенного и растительного покрова, использования земель, ландшафтов, антропогенных нарушений природной среды.

  6. Подготовка контурной части и легенды карты на основе дешифрирования аэрофотоснимков с легендой в табличной форме местоположение, рельеф, поверхностные породы (иногда и подстилающие), тип и степень увлажнения, почвенные разности, фитоценозы-доминанты.

  7. Составление ландшафтно-индикационной таблицы на основеотдешифрированного снимка и привлечённых материалов.

7. Образовательные технологии. В процессе изучения дисциплины предусмотрена работа с картографическими, текстовыми материалами и данными дистанционного зондирования. Основное внимание уделено получению навыков извлечения информации из аналоговых и картографических моделей в тем расчетом, что аспиранты должны самостоятельно обеспечивать научно-исследовательские работы, руководить группой исполнителей при решении производственных задач. Запланированы обсуждения актуальных вопросов с ведущими специалистами региона.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

Винокуров Ю.И. Ландшафтные индикаторы инженерно - и гидрогеологических условий предалтайских равнин. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.

Викторов С.В., Чикишев А.А. Ландшафтная индикация и ее практическое применение. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 200 с.

Ландшафтная индикация природных процессов. Под ред. А.Г. Воронова. М., 1976.

Пузаченко Ю.Г., Дьяконов К.Н., Алещенко Г.М. Разнообразие ландшафтов и методы его измерения / География и мониторинг биоразнообразия. М.: НУМЦ, 2002. 432 с.

Викторов С.В., Чикишев А.А. Ландшафтная индикация. – М.: Наука, 1985.

Викторов А.С. Рисунок ландшафта. М.: Мысль, 1986. – 179 с.

Викторов С.В., Востокова Е.А., Вышивкин Д.Д. Введение в индикационную геоботанику. М., 1962. – 227 с.

б) Дополнительная литература;

Виноградов Б.В. Растительные индикаторы и их использование при изучении природных процессов. М., 1964. 327 с.

Аэрофотографическое эталонирование и экстраполяция. Л. 1967. 156 с.

Геоиндикационное моделирование. М., 1984. 247 с.

Григорьев А.А. Космическая индикация ландшафтов Земли. М., 1975. 166 с.

Индикационные географические исследования. Под ред. А.Г. Чикишева. М., 1970. 193 с.

Альтер С.П. Ландшафтный метод дешифрирования аэрофотоснимков. М.: Наука, 1966. – 88с

Толчельников Ю.С. Оптические свойства ландшафта. – Л.: Наука, 1974. – 379 с.

Исследование таежных ландшафтов дистанционными методами. – Новосибирск: Наука, 1979. 216 с.

Дистанционная индикация структуры таежных ландшафтов. – Новосибирск: Наука, 1981.

Дистанционные исследования ландшафтов. Новосибирск: Наука, 1987. 200 с

Дистанционные исследования и картографирование структуры и динамики геосистем. – Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2002. – 188 с.

Ландшафтные индикаторы инженерно-геологических условий севера Западной Сибири и их дешифровочные признаки. - М., 1974. - 131 с.

Иванова Т.Ф. Применение аэрометодов при инженерно-геокриологических изысканиях. М.: Наука, 1982.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, http://www.rosreestr.ru;

Сайт Международной картографической Ассоциации, http://icaci.org/;

Сайт ГИС-Ассоциации России, www.gisa.ru;

Сайт «DATA+», www.dataplus.ru;

Cайт инженерно-технологического центра Сканекс, www.scanex.ru/en/;

Сайт геологической службы США, http://www.usgs.gov/;

Сайт Британской картографо-геодезической службы, http://www.ordnancesurvey.co.uk;

Главный портал Гео Мета, www.geometa.ru;

Портал «География – электронная земля», www.webgeo.ru.


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебная аудитория с мультимедийным проектором для чтения лекций;

Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения семинарских занятий;

Компьютерный класс с доступом в Интернет;

Картографические фонды научных и публичных библиотек.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconКафедры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск