Скачать 294.49 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. РАННИЙ ОНТОГЕНЕЗ РЫБ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы Селюков А.Г. /Ф.И.О./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 16 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНИТ «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. Тюмень - 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра зоологии и ихтиологииСелюков А.Г. РАННИЙ ОНТОГЕНЕЗ РЫБ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Селюков А.Г. Ранний онтогенез рыб. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 16 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Ранний онтогенез рыб [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. © Селюков А.Г., 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Целью дисциплины «Ранний онтогенез рыб» является совершенствование знаний по биологии размножения и индивидуального развития рыб на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровнях, эволюционных преобразованиях регуляции репродуктивной функции различных у рыб разных систематических групп. В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи: ознакомление с формированием и развитием линии герминативных стволовых клеток у рыб, дифференцировки пола, формирования фонда половых клеток, преобразованиями в оо- и сперматогенезе; эмбриональным и постэмбриональным онтогенезом рыб разных систематических групп; механизмами гормональной регуляции раннего онтогенеза рыб. Учебно-методический комплекс «Ранний онтогенез рыб» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования – ОК 6; - использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов – ПК 2; - иметь адекватное представление о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов, механизмах гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем - ПК 3; - применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой - ПК 5. - иметь базовые редставления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами – ПК 8; - понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований – ПК 17; - использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии – ПК 22. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: принципы организации и регуляции функционирования в ходе развития живых систем применительно к ихтиологическим объектам. Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями в области биологии развития, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований. Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания биологии индивидуального развития, ведения научной дискуссии на конференциях любого уровня.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
1. Введение. Ранний онтогенез рыб. Основные понятия. Прогенез, ранний онтогенез рыб – эмбриональный и ранний постэмбриональный периоды. Классификация рыб по характеру икрометания. Оогенез и сперматогенез. История эмбриологии рыб. Работы Нуссбаума и Эйгенманна на эмбрионах рыб и «теория зародышевой плазмы» Вейсмана. 2. Гаметогенез и размножение рыб. Формирование герминативных стволовых клеток и дифференцировка пола. Формирование линии половых клеток. «Интермитохондриальный цемент» и цитоплазматические маркеры зародышевой плазмы: работы Бимса, Кесселя, Эдди, Айзенштадт, Танаки, Исаевой и др. Герминативные стволовые клетки: обособление, пути миграции и концентрация в половых зачатках у рыб разных таксонов. Специфика пролиферативной активности герминативных стволовых клеток у рыб в период миграции. Концепция репродуктивной метаплазии. Гониальный период. Анатомическая и цитологическая дифференцировка гонад у рыб разных систематических групп. Гормональная регуляция дифференцировки пола у рыб. 3. Преобразования половых клеток в оогенезе рыб; гормональная регуляция оогенеза. Структура оогоний у рыб. Оогониальные митоз и мейоз у рыб. Периодизация оогенеза у рыб. Морфология ооцитов ранней профазы мейоза (лептотена, зиготена, пахитена, диплотена); синаптонемальный комплекс, экстра-ДНК. Ооциты периода превителлогенеза у рыб: морфофункциональные особенности ядра, цитоплазмы и оболочек. Периодизация превителлогенных ооцитов у рыб разных экологических групп. Период вителлогенеза: морфофункциональные особенности ядра, цитоплазмы и оболочек. Период созревания. Механизмы регуляции оогенеза у рыбообразных и рыб (хрящевых, осетровых и костистых): оогониальный период, периоды превителлогенеза, вителлогенеза и созревания. Регуляция процесса овуляции. Определение стадий половой зрелости яичников у рыб. 4. Сперматогенез рыб разных таксонов; гормональная регуляция сперматогенеза. Периодизация сперматогенеза у рыб. Сперматогониальный клон. Морфофункциональные особенности клеток Сертоли (фолликулярных) и клеток Лейдига. Особенности сперматогенеза у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Морфофункциональная характеристика семенников у рыб. Особенности размножения самцов рыб: формирование эякулята, его характеристики у рыб с разной экологией размножения. Эякулят рыб с внутренним оплодотворением. Методы сохранения фертильности спермы рыб (низкие температуры, криоконсервация). Гормональная регуляция сперматогенеза у рыб. Определение стадий половой зрелости семенников у рыб. 5. Размножение и гормональная регуляция этого процесса у рыб; оплодотворение у рыб. Экологические аспекты нерестового поведения и нереста. Нейрогормональный контроль размножения у рыб. Типы яйцеклеток у рыб. Осеменение и оплодотворение. Гиногамоны и андрогамоны. Оплодотворение у рыб. Акросомная реакция. Активация яйцеклетки. Способы восстановления плоидности (гиногенез, гибридогенез, андрогенез). Период дробления: синхронные деления дробления и бластуляция (асинхронные деления дробления); морфогенетическая функция ядер. Безразмерные критерии продолжительности развития (τо/τn, τs). Элементы бластодермы: перидерма, эпибласт, гипобласт, перибласт. Типы бластул. Гаструляция, типы гаструляции: инвагинация, деляминация, иммиграция, эпиболия. Исследования эпиболии Льюиса и Тринкауса. Формирование мезодермы. 6. Эмбриональное развитие у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Эмбриональное развитие миноги. Эмбриогенез хрящевых рыб. Эмбриогенез осетровых. Эмбриогенез костистых рыб. Точка зрения Пастельса и Болларда на гаструляцию костистых рыб. Органогенез. Производные эпидермальной и нейральной эктодермы. Формирование нервной системы и органов чувств в эмбриогенезе рыб. Производные энтодермы. Производные мезодермы. Формирование осевого комплекса, плавников, выделительной, половой, кровеносной и покровной систем. Процесс вылупления. 7. Экологическая эмбриология рыб. Постэмбриональное и личиночное развитие. Этапы постэмбрионального онтогенеза у рыб. Теория этапности развития рыб Васнецова. Характеристика интервалов развития: периодов, этапов, стадий по Васнецову. Теория экологических групп рыб по месту кладки и условиям развития Крыжановского. Эколого-морфологические особенности развития рыб разных экологических групп. Структурирование периодизации онтогенеза рыб углублением и расширением состава экологических групп, введение этологической составляющей (Балон). Положения теории критических периодов развития (Трифонов, Никифоров, Привольнев). Характеристика систематических таксонов по особенностям размножения и развития. Эмбриональные адаптации, обусловливающие освоение мест кладок и условий развития.
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... |