Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология





Скачать 294.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология
страница1/2
Дата публикации08.12.2014
Размер294.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

РАННИЙ ОНТОГЕНЕЗ РЫБ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы Селюков А.Г. /Ф.И.О./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 16 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНИТ «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

Тюмень - 2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра зоологии и ихтиологии



Селюков А.Г.


РАННИЙ ОНТОГЕНЕЗ РЫБ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Селюков А.Г. Ранний онтогенез рыб. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 16 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Ранний онтогенез рыб [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Селюков А.Г., 2011.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Ранний онтогенез рыб» является совершенствование знаний по биологии размножения и индивидуального развития рыб на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровнях, эволюционных преобразованиях регуляции репродуктивной функции различных у рыб разных систематических групп.

В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи: ознакомление с формированием и развитием линии герминативных стволовых клеток у рыб, дифференцировки пола, формирования фонда половых клеток, преобразованиями в оо- и сперматогенезе; эмбриональным и постэмбриональным онтогенезом рыб разных систематических групп; механизмами гормональной регуляции раннего онтогенеза рыб.

Учебно-методический комплекс «Ранний онтогенез рыб» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования – ОК 6;

- использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов – ПК 2;

- иметь адекватное представление о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов, механизмах гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем - ПК 3;

- применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой - ПК 5.

- иметь базовые редставления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами – ПК 8;

- понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований – ПК 17;

- использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии – ПК 22.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: принципы организации и регуляции функционирования в ходе развития живых систем применительно к ихтиологическим объектам.

    Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями в области биологии развития, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

    Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания биологии индивидуального развития, ведения научной дискуссии на конференциях любого уровня.

  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации: зачет, Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 180 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. Всего

    Фор-мы конт-роля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    самостоятельная работа

    из них в интерактивной форме

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    6

    7

    8

    1

    Введение. Ранний онтогенез рыб. Основные понятия.

1

2

2

12





16

Устный опрос

    2

    Гаметогенез и размножение рыб. Формирование герминативных стволовых клеток и дифференцировка пола.

2-4

6

4

20

2

30

Устный опрос, реферат

    3

    Преобразования половых клеток в оогенезе рыб; гормональная регуляция оогенеза.

5-7

6

4

18

2

28

Устный опрос, реферат

    4

    Сперматогенез рыб разных таксонов; гормональная регуляция сперматогенеза.

8

2

2

18




22

Устный опрос, реферат

    5

    Размножение и гормональная регуляция этого процесса у рыб; оплодотворение у рыб.

9-10

4

4

18

2


26

Устный опрос, реферат

    6

    Эмбриональное развитие у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

11-13

6

4

20

2

30

Устный опрос, реферат

    7

    Экологическая эмбриология рыб. Постэмбриональное и личиночное развитие.

14-15

4

4

20

2

28

Устный опрос, реферат



    Итого:



    30

    24

    126

    10

    180

Зачет



    из них часов в интерактивной форме









    14







Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов





Темы

Виды СРА

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

1

    Введение. Ранний онтогенез рыб. Основные понятия.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

1

12

2

    Гаметогенез и размножение рыб. Формирование герминативных стволовых клеток и дифференцировка пола.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

2-4

20

3

    Преобразования половых клеток в оогенезе рыб; гормональная регуляция оогенеза.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

5-7

18

4

    Сперматогенез рыб разных таксонов; гормональная регуляция сперматогенеза.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

8

18

5

    Размножение и гормональная регуляция этого процесса у рыб; оплодотворение у рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

9-10

18

6

    Эмбриональное развитие у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

11-13

20

7

    Экологическая эмбриология рыб. Постэмбриональное и личиночное развитие.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

14-15

20

ИТОГО:




15

126



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Общая ихтиология







+

+

+

+

+

2.

Экология рыб













+

+

+



  1. Содержание дисциплины.


1. Введение. Ранний онтогенез рыб. Основные понятия.

Прогенез, ранний онтогенез рыб – эмбриональный и ранний постэмбриональный периоды. Классификация рыб по характеру икрометания. Оогенез и сперматогенез. История эмбриологии рыб. Работы Нуссбаума и Эйгенманна на эмбрионах рыб и «теория зародышевой плазмы» Вейсмана.
2. Гаметогенез и размножение рыб. Формирование герминативных стволовых клеток и дифференцировка пола.

Формирование линии половых клеток. «Интермитохондриальный цемент» и цитоплазматические маркеры зародышевой плазмы: работы Бимса, Кесселя, Эдди, Айзенштадт, Танаки, Исаевой и др. Герминативные стволовые клетки: обособление, пути миграции и концентрация в половых зачатках у рыб разных таксонов. Специфика пролиферативной активности герминативных стволовых клеток у рыб в период миграции. Концепция репродуктивной метаплазии. Гониальный период. Анатомическая и цитологическая дифференцировка гонад у рыб разных систематических групп. Гормональная регуляция дифференцировки пола у рыб.
3. Преобразования половых клеток в оогенезе рыб; гормональная регуляция оогенеза.

Структура оогоний у рыб. Оогониальные митоз и мейоз у рыб. Периодизация оогенеза у рыб. Морфология ооцитов ранней профазы мейоза (лептотена, зиготена, пахитена, диплотена); синаптонемальный комплекс, экстра-ДНК. Ооциты периода превителлогенеза у рыб: морфофункциональные особенности ядра, цитоплазмы и оболочек. Периодизация превителлогенных ооцитов у рыб разных экологических групп. Период вителлогенеза: морфофункциональные особенности ядра, цитоплазмы и оболочек. Период созревания. Механизмы регуляции оогенеза у рыбообразных и рыб (хрящевых, осетровых и костистых): оогониальный период, периоды превителлогенеза, вителлогенеза и созревания. Регуляция процесса овуляции. Определение стадий половой зрелости яичников у рыб.
4. Сперматогенез рыб разных таксонов; гормональная регуляция сперматогенеза.

Периодизация сперматогенеза у рыб. Сперматогониальный клон. Морфофункциональные особенности клеток Сертоли (фолликулярных) и клеток Лейдига. Особенности сперматогенеза у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Морфофункциональная характеристика семенников у рыб. Особенности размножения самцов рыб: формирование эякулята, его характеристики у рыб с разной экологией размножения. Эякулят рыб с внутренним оплодотворением. Методы сохранения фертильности спермы рыб (низкие температуры, криоконсервация). Гормональная регуляция сперматогенеза у рыб. Определение стадий половой зрелости семенников у рыб.
5. Размножение и гормональная регуляция этого процесса у рыб; оплодотворение у рыб.

Экологические аспекты нерестового поведения и нереста. Нейрогормональный контроль размножения у рыб. Типы яйцеклеток у рыб. Осеменение и оплодотворение. Гиногамоны и андрогамоны. Оплодотворение у рыб. Акросомная реакция. Активация яйцеклетки. Способы восстановления плоидности (гиногенез, гибридогенез, андрогенез). Период дробления: синхронные деления дробления и бластуляция (асинхронные деления дробления); морфогенетическая функция ядер. Безразмерные критерии продолжительности развития (τо/τn, τs). Элементы бластодермы: перидерма, эпибласт, гипобласт, перибласт. Типы бластул. Гаструляция, типы гаструляции: инвагинация, деляминация, иммиграция, эпиболия. Исследования эпиболии Льюиса и Тринкауса. Формирование мезодермы.
6. Эмбриональное развитие у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

Эмбриональное развитие миноги. Эмбриогенез хрящевых рыб. Эмбриогенез осетровых. Эмбриогенез костистых рыб. Точка зрения Пастельса и Болларда на гаструляцию костистых рыб. Органогенез. Производные эпидермальной и нейральной эктодермы. Формирование нервной системы и органов чувств в эмбриогенезе рыб. Производные энтодермы. Производные мезодермы. Формирование осевого комплекса, плавников, выделительной, половой, кровеносной и покровной систем. Процесс вылупления.
7. Экологическая эмбриология рыб. Постэмбриональное и личиночное развитие.

Этапы постэмбрионального онтогенеза у рыб. Теория этапности развития рыб Васнецова. Характеристика интервалов развития: периодов, этапов, стадий по Васнецову. Теория экологических групп рыб по месту кладки и условиям развития Крыжановского. Эколого-морфологические особенности развития рыб разных экологических групп. Структурирование периодизации онтогенеза рыб углублением и расширением состава экологических групп, введение этологической составляющей (Балон). Положения теории критических периодов развития (Трифонов, Никифоров, Привольнев). Характеристика систематических таксонов по особенностям размножения и развития. Эмбриональные адаптации, обусловливающие освоение мест кладок и условий развития.


  1. Планы практических занятий.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconКафедры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск