Биология





Скачать 142.19 Kb.
НазваниеБиология
Дата публикации22.02.2015
Размер142.19 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
100-bal.ru > Биология > Экзаменационные билеты
Биология, ХI

БИОЛОГИЯ

В практике работы школ Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии, в том числе устный экзамен по билетам, защита реферата, проекта и др. Наиболее распространенная форма итоговой аттестации – устный экзамен по билетам. Примерные экзаменационные билеты по биологии составлены с учетом

обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Содержание билетов опирается на составляющие ядро биологического образования знания о методах биологии, биосистемах и уровнях организации живой природы, они отражают цели изучения курса биологии, его содержание, требования к уровню подготовки выпускника, развитие его логического мышления и творческого потенциала. Содержание предложенного экзаменационного материала не выходит за рамки стандарта, что позволяет использовать предлагаемые комплекты билетов в образовательных учреждениях независимо от программ, по которым идет обучение.

Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по биологии: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты. Как показывает многолетний опыт проведения экзаменов по биологии в школе, число экзаменационных билетов должно быть не менее 25 и содержать по три вопроса в каждом билете, что позволяет при организации итогового контроля осуществить широкий охват основного содержания школьного курса биологии. Для итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по биологии предлагаются билеты на двух уровнях, как это предусмотрено государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. При разработке билетов учитывалось, что в стандарте базового и профильного уровней сходно содержание одних и тех же разделов, тем, понятий, вопросов, однако их изучение осуществляется с разной глубиной и на разных уровнях. Первая часть комплекта включает задания, ответы на которые проверяют знания и умения на базовом уровне, вторая – на профильном. В билетах для каждого уровня предусмотрены вопросы и задания, проверяющие не только теоретические знания и практические умения, но и способность учащихся обобщать, аргументировать, сравнивать и творчески применять биологические знания. В состав билетов включены вопросы, проверяющие знания школьников в объеме программы основной и старшей школы. В связи с тем что в старшей школе традиционно изучается раздел «Общая биология», в каждом билете предусмотрены вопросы по этому разделу. Содержание билетов нацелено на выявление знания учащимися теоретических закономерностей, базирующихся на фактическом материале из основной школы. Вопросы за основную школу носят обобщающий характер. Это не исключает возможности объединения в одном вопросе сведений из разных тем и разделов курса. Именно такого рода вопросы дают возможность наиболее объективно оценить знания учащихся. Вопросы билетов сформулированы лаконично, охватывают содержание всех разделов курса биологии. Билет включает три вопроса: два – на проверку теоретических знаний и один вопрос контролирует практические умения применять знания в измененной и новой ситуации при решении биологических задач, работе с микроскопом, приготовлении микропрепаратов, определении растений, постановке эксперимента и др.

На подготовку выпускника к ответу требуется 30–50 минут, при этом примерно половина времени отводится на выполнение практического задания.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.

Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу и может применить их для обоснования значения методов биологической науки в познании живой природы, биосистем, клеточной и хромосомной теорий, мутационной и модификационной изменчивости, для установления взаимосвязи строения и функций химических веществ, гена, генетического кода, движущих сил эволюции, объяснения направления и езультатов эволюции, видообразования и формирования приспособленности организмов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает сущность процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления. Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся решать элементарные задачи по цитологии, генетике, экологии; составлять цепи питания и раскрывать значения звеньев этой системы; определять классы, семейства (отряды) покрытосеменных растений и позвоночных животных; ставить простейшие опыты, выявляющие процессы жизнедеятельности в растительном организме; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за верное решение задачи, правильное выполнение практической части задания и объяснение его результатов.

Отметка «4» ставится в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки в решении задачи, постановке эксперимента, объяснении полученного результата, если в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при выполнении задания учащийся допускает существенные ошибки при решении задачи, обосновании процесса и явления, объяснении результата опыта, определении биологического объекта и в целом справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.

Отметка «2» ставится за неверное решение задачи и неумение выполнить практическое задание, объяснить его результаты.

Профильный уровень
Билет № 1

1. Аминокислотный состав и структуры молекулы белка. Многофункциональность белков и ее причина.

2. Мутации, их виды и причины возникновения. Роль мутаций в эволюции и селекции.

3. В лабораторных условиях провели опыт: в теплицу высадили сеянцы

листопадных растений березы и белой акации. При искусственном освещении и продолжительности дня более 15 ч деревца росли непрерывно, не сбрасывая листьев даже зимой, а при освещении 8–10 ч в сутки рост сеянцев прекращался и даже летом они сбрасывали листья (у них наступал покой). Объясните наблюдаемое явление, укажите его роль в жизни растений.

Билет № 2

1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его сущность и значение. Фазы фотосинтеза, их химизм и энергетика.

2. Вид – надорганизменная система. Критерии вида. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции.

3. Решите задачу. У плодовой мухи дрозофилы белоглазость наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х_хромосомой. Скрестили белоглазую самку с красноглазым самцом. Определите (в процентах) количество белоглазых самцов в потомстве.

Билет № 3

1. Вирусы – неклеточные формы жизни. Особенности их строения и функционирования. Вирус СПИДа. Профилактика ВИЧ_инфекции.

2. Приспособленность организмов к совместному проживанию в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах как основа их устойчивости.

3. Измельчите кусочек сырого картофеля в ступке с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель в одну пробирку, а в другую положите небольшой кусочек картофеля. Капните в обе пробирки несколько капель пероксида водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями. В какой из пробирок реакция протекает быстрее? Объясните

результаты. Поместите в третью пробирку кусочек вареного картофеля и капните несколько капель пероксида водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями и объясните результаты.

Билет № 4

1. Химический состав клетки. Вода и неорганические вещества, их значение в клетке. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

2. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

3. Решите задачу. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

Билет № 5

1. Генетическая информация в клетке. Ген, генетический код. Свойства генетического кода.

2. Перенос веществ и энергии в экосистемах (цепи и сети питания). Трофические уровни. 3. Рассмотрите на гербарных экземплярах видоизменения различных органов у растений (горох, барбарис, акация, боярышник, шиповник). Определите, какие из органов являются гомологичными, а какие – аналогичными. Объясните происхождение этих органов и их функции.

Билет № 6

1. Взаимосвязь строения и функций углеводов и липидов. Регуляция углеводного и липидного обмена в организме человека.

2. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем при моногибридном скрещивании, их цитологические основы.

3. Рассмотрите вегетативные органы растений: клубень картофеля, корневище купены, корень одуванчика, корнеплод моркови, корни пшеницы, побег пастушьей сумки. Определите, какие из органов являются гомологичными, в какие – аналогичными. Объясните происхождение этих органов и их функции.
Билет № 7

1. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

2. Образование новых видов. Способы видообразования.

3. На большой глубине в океане практически нет растительных организмов. Однако здесь обитают различные животные: губки, гидроидные полипы, роговые кораллы, двустворчатые моллюски, кольчатые черви, крабы, донные рыбы и др. Как можно объяснить отсутствие растений и что служит пищей для живущих здесь животных?

Билет № 8

1. Строение и функции хромосом. Кариотип. Хромосомный набор соматических и половых клеток.

2. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота кислорода, углерода и воды).

3. Рассмотрите рисунок (рельефную таблицу) с изображением стадий зародышевого развития позвоночных животных. Какие особенности эмбрионального развития животных свидетельствуют о единстве происхождения позвоночных? На каких этапах развития обнаруживаются признаки типа, класса, отряда, вида? О чем они свидетельствуют?

Билет № 9

1. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

2. Синтетическая теория эволюции. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, дрейф генов, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.

3. Решите задачу. На звероферме были взяты 6 серых кроликов – самок и скрещены с черным самцом (черная окраска шерсти – рецессивный признак). У 5 самок все потомство состояло из серых кроликов. У одной самки из 9 кроликов 5 оказалось черных и 4 серых. Определите генотипы родителей и потомков во всех случаях скрещивания.

Билет № 10

1. Клеточный метаболизм, роль ферментов и АТФ в нем. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена в клетке.

2. Вклад Н.И. Вавилова в развитие генетики и селекции (учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости).

3. Рассмотрите выданные остеологические препараты (или рисунки) верхних (или нижних) конечностей различных видов позвоночных животных. Назовите гомологичные кости в конечностях. Чем объясняется общность плана строения конечностей? С чем связаны их различия?

Билет № 11

1. Основные положения современной клеточной теории. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории.

2. Пути и направления эволюции, их взаимосвязь. Причины биологического прогресса и биологического регресса.

3. Рассмотрите под микроскопом 4 микропрепарата тканей растений и животных. Определите тип ткани и каким организмам они принадлежат. По каким признакам вы можете отличить эти ткани?

Билет № 12

1. Сцепленное наследование признаков. Законы Т. Моргана. Хромосомные карты.

2. Видовая и пространственная структура экосистем. Компоненты экосистемы, их взаимосвязи.

3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Нанесите на микропрепарат каплю раствора поваренной соли и рассмотрите его под микроскопом. Что вы наблюдаете? Вновь нанесите на препарат дистиллированную воду и рассмотрите под микроскопом. Что вы наблюдаете теперь? Объясните происходящие явления.

Билет № 13

1. Взаимодействие и множественное действие генов – основа целостности генотипов.

2. Агроэкосистемы, их компоненты. Пути повышения продуктивности агроэкосистем.

3. Рассмотрите шишки сосны и ели, цветки шиповника, дикой редьки (или растения другого семейства). Определите направления эволюционного процесса, в результате которых сформировались различные генеративных органах окрытосеменных растений в процессе эволюции?

Билет № 14

1. Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем. Устойчивость и саморегуляция природных экосистем.

2. Биологическое значение размножения. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, использование знаний о размножении в практической деятельности человека.

3. Приготовьте микропрепарат листа элодеи. Капните на препарат каплю пероксида водорода и рассмотрите его под микроскопом. Пронаблюдайте за состоянием клеток. Препаровальной иглой разрушьте целостность ткани листа и вновь рассмотрите препарат под микроскопом. Объясните наблюдаемые явления. Какой газ выделяется при разложении пероксида водорода?

Билет № 15

1. Смена экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов. Первичные и вторичные сукцессии.

2. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.

3. Измерьте длину 25 семян тыквы. Составьте из полученных значений вариационный ряд и постройте вариационную кривую, выражающую зависимость частоты встречаемости признака (по вертикали) от значения длины семян (по горизонтали). Определите по графику среднее значение признака и предел изменчивости признака.

Билет № 16

1. Мейоз, его фазы. Биологическое значение. Развитие половые клеток у животных.

2. Доказательства эволюции живой природы (палеонтологические, анатомо - морфологические, эмбриологические, биогеографические и др.).

3. Примером модели развития биоценоза служит заселение организ мами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. Какие организмы первыми поселятся на вулканическом острове? Как в дальнейшем будет происходить развитие биоценоза до его полного становления? Какие виды будут преобладать в зрелом сообществе?

Билет № 17

1. Макроэволюция. Основные ароморфозы и идиоадаптации в эволю ции растений.

2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.

3. Решите задачу. Известно, что у дрозофилы гены серой окраски тела и нормальной длины крыльев располагаются в одной хромосоме. В лаборатории при скрещивании гетерозиготных серых длиннокрылых самок с черным короткокрылым самцом в потомстве оказалось 83 серых длиннокрылых мух, 79 черных короткокрылых, 18 черных длиннокрылых, 17 серых короткокрылых. Определите генотип родителей и потомства. Объясните причину возникновения четырех фенотипических групп особей.

Билет № 18

1. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Последствия влияния мутагенов на организм человека. Защита окружающей среды от загрязнения мутагенами.

2. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: гниющий пень,сойка, личинки насекомых, грибы, ястреб_перепелятник. Какой трофичекий уровень займет сойка в этой цепи питания? Постройте пирамиду энергии для данной цепи. Как изменяется численность организмов в данной цепи при переходе с одного пищевого уровня на другой?

Билет № 19

1. Основные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

2. Методы селекции, их генетические основы и использование в практике сельского хозяйства.

3. Среди первых широко применявшихся пестицидов после Второй мировой войны был ДДТ. В середине 60_х гг. появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте, весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

Билет № 20

1. Происхождение и эволюция человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас.

2. Биотехнология, ее научные основы и направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

3. Сравните хромосомный набор мужского и женского организмов у разных групп животных. Млекопитающие: BХХ , CХУ; птицы: BХУ , CХХ; кузнечик: BХХ , CХО ; моль: BХО , CХХ. Определите, какой из полов в каждом случае является гетерогаметным. Объясните, почему соотношение полов в популяциях чаще всего равно 1:1. Ответ поясните на конкретных примерах.

Билет № 21

1. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений онтогенеза.

2. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора и его результаты.

3. Решите задачу. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека наследуются как аутосомные рецессивные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй – гетерозиготен по этим признакам?

Билет № 22

1. Многообразие клеток: прокариотные и эукариотные, автотрофные и гетеротрофные, их характеристика.

2. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая.

3. Рассмотрите коллекции насекомых разных отрядов. Определите направление эволюционного процесса, в результате которого сформировались различные типы конечностей у насекомых. Какая форма направленной

эволюции имела место в этом случае?

Билет № 23

1. Современная система органического мира. Основные систематические категории царств растений и животных.

2. Стадии энергетического обмена в клетке. Значение аэробного обмена веществ в эволюции организмов.

3. Решите задачу. У томатов гены, определяющие нормальную высоту стебля и шаровидную форму плодов, сцеплены и доминируют над карликовостью и грушевидной формой плодов. Какое потомство следует ожидать

от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды? Нарушения сцепления генов не происходит.

Билет № 24

1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем при дигибридном скрещивании, их цитологические основы.

2. Развитие половых клеток у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений, его сущность и значение.

3. Рассмотрите гербарии разных видов растений одного семейства. Опишите особенности внешнего строения каждого вида растения и с помощью определительных карточек определите их название. Почему эти растения относят к одному семейству?

Билет № 25

1. Матричные реакции в клетке. Синтез ДНК и РНК.

2. Генетика пола. Соотношение полов. Наследование признаков, сцепленных с полом.

3. Имеются три вида аминокислот – А, В, С. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из пяти аминокислот, можно построить из этих аминокислот? Приведите примеры нескольких вариантов. Будут ли эти полипептиды иметь одинаковое строение и свойства? Ответ поясните.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биология iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Биология iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconМетодические рекомендации по написанию и защите
Биология; специальность 020201. 65 «Биология»; 020803. 65 «Биоэкология»; направление 020400. 68 «Биология» (магистратура)
Биология iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Биология iconБиология – 8 класс: протисты, животные
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Биология iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Биология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И. В. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова// Биология в...
Биология iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Биология iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...
Биология iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Биология iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Биология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Биология iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск