Международная Педагогическая Олимпиада
«Начальная школа» - «Общение как искусство»
Образовательная программа
«Живой уголок» возраст обучающихся: 7 – 12 лет
срок реализации: 3 года (1 год – 216ч., 2 год – 216ч., 3 год – 216ч.)
Автор - составитель:
Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
г. Нерюнгри, 2011 Оглавление
Пояснительная записка 3
Цели и задачи 4
Учебно-тематический план 4
Содержание тем 5
Основные направления и содержание деятельности 9
Методическое обеспечение 9
Методические рекомендации по формированию навыков исследовательской работы у воспитанников 11
Требования к знаниям и умениям обучающихся 13
Прогнозируемые результаты 14
Литература для педагогов 15
Литература для обучающихся 15
1.Колар К. Волнистые попугайчики. М.: «Аквариум», 1997г. 15
2.Мир животных. Составитель Б.И.Смирнов. С.-П.: «МиМ-Экспресс», 1995г. 15
3. Пимон М.Р. Жизнь леса. М.: «МАХАОН», 2008г. 15
4.Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: «Бичик», 2005г. 15
5.Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии. Якутск: «Якутское книжное издательство», 1975г. 15
6.Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. М.: ЗАО Детское изд. «Аванта+», 2001г. 15
Приложение №1 17
Приложение №2 18
Правила поведения в кабинете «Живой уголок» 18
1.Нельзя громко разговаривать и делать резких движений, этим вы можете напугать животных. 18
2.Нельзя заходить без разрешения педагога в вольер, а также брать животных на руки, совать руки в аквариум. 18
3.Прежде чем начинать работу по уходу за животными, необходимо помыть руки. А так же по окончанию работы. 18
4.Во время ухода за животными необходимо все ставить на свои места. 18
5.В конце занятия необходимо убраться в кабинете. 18
Приложение №3 19
Приложение №4 20
Приложение №5 21
Приложение №6 23
Приложение №7 24
Приложение №8 25
Пояснительная записка Проблема экологического воспитания школьника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей школьного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению привходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Главной задачей нашего времени стало не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.
Типовые программы «Уголок живой природы» дополнительного образования детей не рассчитаны на специфику нашего района в связи с тем, что практические занятия в течение года в основном проходят в здании. Так же следует учитывать и то, что флора и фауна Южной Якутии значительно отличается от исследуемых и описываемых в типовой программе.
В школьном курсе биологии учащиеся овладевают систематизированными знаниями о растительном мире, усваивают основные закономерности жизни растений и животных, знакомятся с основными направлениями природоохранной деятельности человека. В основном это теоретические знания. Многим детям не хватает знаний, как правильно рассаживать комнатные растения, как подбирать, как ухаживать; какие цветы больше подойдут для выращивания на дачных участках и балконах в условиях Севера; как содержать декоративных животных в домашних условиях. Именно этому и учит данная программа.
Программа «Живая этика» знакомит ребят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относятся ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
В процессе ухода за растениями в живом уголке дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Дети учатся сравнительному анализу: сравнивая растения, находить общее и различное, что помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений ребята обращают внимание на красоту цветов и листьев, на то, как растения украшают интерьер, создавая в нем уют. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за животными у детей формируется трудовые навыки, учатся внимательно относится к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитать художественный вкус, но и способствуют развитию навыков наблюдения, уход за живыми организмами.
Правила организации работы в «Живом уголке» урегулированы в «Положении о Живом уголке» (Приложение №1), образовательный процесс в объединении строится в соответствии с данной программой.
Программа носит интегрированный характер: обучающиеся приобретают знания по основам ботаники, зоологии, экологии, осваивают навыки исследовательской работы, приобретают трудовые навыки.
Программа ориентирована на обучающихся 7-12 лет, интересующихся биологией, экологией, увлекающихся содержанием и разведением в домашних условиях комнатных растений, декоративных животных и аквариумных рыбок.
Набор в группу обучающихся свободный, по заявлению родителей. Единственным препятствием посещения живого уголка может стать аллергия на растения или животных.
Численность группы I года – 12-15 человек, II года – 10-12 человек, III года – 10-12 человек.
Программа рассчитана на три года обучения. Первого, второго и третьего года – 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа. Цели и задачи
Цель: формировать у воспитанников способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умение жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Формировать умения и навыки грамотного содержания и ухода за домашними растениями и животными.
Формировать навыки исследовательской деятельности: умение работать с литературой, умение поставить и провести эксперимент с живыми существами, овладение некоторыми приемами научного мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация).
Формировать ответственность за содержание, уход и кормление животных и растений, находящихся в объединении; бережное отношение к материальному оснащению объединения.
Формировать понятия о взаимосвязях в природе.
Развить духовную потребность в общении с природой.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№
| Тема
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1.
| Вводное занятие.
| 2
| 2
| -
| 2.
| Связь животных и растений со средой обитания.
| 4
| 2
| 2
| 3.
| Животные и растения в разные сезоны года.
| 8
| 2
| 6
| 4.
| Многообразие животных и растений.
| 22
| 6
| 16
| 5.
| Животные и растения в городской квартире.
| 30
| 10
| 20
| 6.
| Уход за животными и растениями.
| 36
| 14
| 22
| 7.
| Декоративные лекарственные растения.
| 12
| 4
| 8
| 8.
| Растения - забавы.
| 20
| 2
| 18
| 9.
| Экспериментальная работа.
| 6
| -
| 6
| 10.
| Подведение итогов.
| 4
| 4
| -
|
| Итого:
| 144
| 46
| 98
|
Второй год обучения.
№
| Тема
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие.
| 2
| 2
| -
| 2
| Систематике растений и животных.
| 72
| 22
| 50
| 3
| Основы селекции и генетики
| 62
| 26
| 36
| 4
| Причины возникновения большого разнообразия живых организмов.
| 46
| 16
| 30
| 5
| Условные и безусловные рефлексы. Дрессировка животных.
| 30
| 16
| 14
| 6
| Подведение итогов.
| 4
| 4
| -
|
| Итого:
| 216
| 86
| 130
|
Третий год обучения.
№
| Тема
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1
| Водное занятие
| 2
| 2
| -
| 2
| Организм и среда
| 34
| 12
| 22
| 3
| Биогеоценозы
| 38
| 14
| 24
| 4
| Основы этологии
| 14
| 10
| 4
| 5
| Роль человека в биосфере
| 20
| 12
| 8
| 6
| Наш край
| 10
| 6
| 4
| 7
| Животный мир Якутии
| 42
| 22
| 20
| 8
| Охрана природы. Вопросы экологии
| 8
| 4
| 4
| 9
| Флористика и фитодизайн
| 44
| 8
| 36
| 10
| Подведение итогов
| 4
| 4
| -
|
| Итого:
| 216
| 94
| 122
|
Содержание тем
1 год обучения.
1.Вводное занятие – 2 ч. Цели, задачи, виды деятельности и этапы работы по программе. Инструктаж по технике безопасности.
2. Связь животных и растений со средой обитания 4 ч. Среда обитания, приспособленность к среде обитания, экотип, экологическая ниша, вид.
Практические работы: Среда обитания домашних животных – одинаковая со средой обитания, экотип, экологическая ниша. Вид – вершина приспособленности организмов к среде обитания. Среда обитания человека – природа, история, культура.
|