Тема: «Охрана животных и растений гор»





Скачать 115.35 Kb.
НазваниеТема: «Охрана животных и растений гор»
Дата публикации13.03.2015
Размер115.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Зуборева Е.В.

4 «Б» класс

Познание мира
Тема: « Охрана животных и растений гор ».

Цель: Сформировать представление об охране растений и животных.

Познакомить с понятиями: Красная книга, Чёрная книга, заповедник.

Учить работать со справочниками, энциклопедиями.

Развивать речь, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность.

Оборудование: Карта Казахстана, Государственная символика Р.К., перфокарты по теме « Горы».

1. Организационный момент.

-Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Здравствуйте, мои хорошие, садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит поисковая работа в малых научных группах. У каждой группы есть руководитель. Это мой помощник-консультант. И начнём мы с проверки готовности каждого из вас к работе-с проверки домашнего задания.

Задание 1: ответ с опорой на кластер (один ученик отвечает у доски).

- Приготовьте, пожалуйста, кластеры. Слушайте внимательно, будете дополнять ответ.

Задание 2: первая группа работает по перфокартам (мини-тест по теме «Горы»).

Смотри приложение № 1.

Задание 3: составить биологический код животного.

Смотри приложение № 2.

Вторая группа- улар (4,7,10,13).

Третья группа-стервятник (2,8,9,15).

Четвёртая группа - снежный барс(3,5,12,14).

Пятая группа-архар(1,6,11,16).

- Молодцы. К поисковой работе вы готовы.

3. Определение темы. Постановка цели урока.

- Сначала определим тему нашей работы. Поможет нам в этом кроссворд.

Смотри приложение № 3.

- Какова тема нашей поисковой работы? Охрана чего? Охрана растений и животных гор.

А теперь давайте, определим основную проблему, которую будем решать в ходе поиска.

Помогите дописать стихотворение.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Что же делать? Как же быть?

Как природу сохранить?

- Какая перед нами стоит проблема? Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

4. Мозговой штурм.

- Что вы уже знаете по теме нашего урока? Молодцы. А знаете ли вы, кем была издана первая Красная книга? В каком году вышла Красная книга Казахстана? Сколько существует государственных заповедников в Казахстане? Находить ответы на эти вопросы, мы будем, работая в малых научных группах.

5. Работа в малых научных группах.

- Руководители групп могут раздать задания ребятам. Время поиска ответов на вопросы 5-7 минут.

Задание первой группе. Найдите ответы на вопросы, спросив у другого человека.

- Что такое охрана природы?

- Для чего нужно охранять животных и растения гор?

- Что угрожает растениям и животным гор?

- Что такое браконьерство?

- Какие меры принимаются в Казахстане по защите растений и животных гор?

Задание второй группе. Найдите информацию по теме «Красная книга». Учебник «Биология» 6 класс 2002 год стр. 10-11.

- В каких целях создана Красная книга? Какие виды растений и животных занесены в Красную книгу?

- Кем была издана первая Красная книга, и какие тома она включает?

- В каком году вышла Красная книга Казахстана, и кто был её инициатором?

- Сколько сейчас редких видов животных занесено в Красную книгу Казахстана. Какие это виды?

- В каком году вышла Красная книга растений Казахстана? Сколько видов растений в ней описано?

Задание третьей группе. Найдите информацию по теме «Заповедники». Учебник «Биология 6 класс» 2006 год стр.10-11.

- Что такое заповедник?

- В каких целях созданы заповедники, заказники, национальные природные парки?

- Что запрещено на территории заповедников?

- Сколько существует государственных заповедников в Казахстане? Какие это заповедники?

- Какие ещё охранные объекты существуют в нашей стране?

Задание четвёртой группе. Нарисуйте запрещающие знаки по теме «Правила поведения в природе». Смотри приложение № 4.

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

  2. Не рви на лугу, в лесу цветов.

  3. Не лови диких животных и не уноси их домой.

  4. Не подходи близко к гнездам птиц, не разоряй птичьи гнёзда.

  5. Не выжигай весной сухую траву.

  6. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусора.

Задание пятой группе. Собери пословицы и поговорки.

Срубил одно дерево - посади десять.

Скот разводи и деревья посади.

Родники украшают горы, а трава – родники.

Нет травы – нет скота, нет скота – нет пищи.

Красота озера - в густом тростнике, красота пастбища – в пасущемся скоте.

Герой красит народ, лес красит землю.

  1. Физминутка.

Моль, моль, моль - ядовитая букашка.

Моль, моль, моль – это злая таракашка.

Моль, моль, моль – это маленький жучок,

Который поедает всё вдоль и поперёк.

Моль, моль, моль съела папины штанишки.

Моль, моль, моль съела мамино пальто.

Моль, моль, моль съела плюшевого мишку.

А сама оделась и пошла в кино.

8. Малая научная конференция. Выступления групп.

- А теперь начинает свою работу наша малая научная конференция. Большая просьба: слушать внимательно.

Слово предоставляется первой научной группе. Интервью.

Слово предоставляется второй научной группе. Красная книга.

- Вот у меня в руках Красная книга. Почему она красная, а не зелёная, синяя? Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись! Дальше так нельзя! Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только останавливает, предупреждает». Помимо Красной книги в мире уже существует Чёрная книга. Какие животные и растения занесены в Чёрную книгу? Почему она так называется? В Чёрную книгу занесены те животные, которых мы уже никогда не увидим. Главные наши заботы: чтобы ни одно животное существо больше не попало в список Чёрной книги.

Слово предоставляется третьей научной группе. Заповедники Казахстана.

Работа с картой. Показ заповедников учителем.

Слово предоставляется четвёртой научной группе. Правила поведения в природе. Запрещающие знаки.

- Если каждый из нас будет соблюдать эти правила, то природа наша станет ещё красивее.

Слово предоставляется пятой научной группе. Пословицы и поговорки.

- Издревле казахский народ хорошо знал ценность растений и животных. Молодое поколение учили беречь и защищать природу. «Змею, заползшую в дом, напои молоком и выпроводи», - говорили в старину. Во многих народных пословицах отражается отношение человека к природе. Глубокая любовь к Родине, бережное отношение к миру растений и животных отражена и на Государственном гербе Республики Казахстан. В чём это проявляется? Что мы видим? Мы видим колосья пшеницы и мифологических крылатых скакунов.

9. Первичное закрепление материала.

Мини – тест.

  1. Сколько заповедников в Казахстане?

А) 9 Б) 10 В) 8
2. Какой заповедник находится в Кустанайской области?

А) Наурзумский Б) Барсокельмес В) Алакольский
3. Какая Красная книга вышла раньше?

А) Красная книга растений Б) Красная книга животных
4. В каком году вышла первая Красная книга Казахстана?

А) 1980 Б) 1968 В) 1978
5. Какие животные занесены в Чёрную книгу?

А) редкие Б) исчезнувшие с земли В) вымирающие
Ответы: 1Б, 2А, 3Б, 4В, 5Б.

10. Итог урока.

- Наша малая научная конференция завершается. Мы ответили на наш главный поисковый вопрос? Как сохранить природу?

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

11. Домашнее задание.

Подготовить реферативное сообщение о редких растениях и животных Казахстана.

Приложение № 1.

Мини – тест по теме «Горы».

Карточка 1.

  1. Обширные участки земной поверхности, широко приподнятые над равнинами.

А) терриконы Б) курганы В) горы

  1. Как человек использует горы?

А) Строит города, прокладывает дороги, занимается земледелием и животноводством.

Б) Добыча полезных ископаемых, туризм, альпинизм.

  1. Назовите горы Казахстана.

А) Чингизтау, Каратау, Кокшетау. Б) Мак-Кинли, Килиманджаро, Памир.

  1. В какой части Казахстана расположены горы?

А) северной Б) центральной В) восточной и юго-восточной

Ответы: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Карточка 2.

  1. Горные гребни, протянувшиеся на десятки километров.

А) горные хребты Б) курганы В) горные склоны

  1. Кто изучает горы?

А) Агрономы, строители, животноводы. Б) Географы, геологи, гляциологи.

  1. Где расположен ледовый стадион Медео?

А) Северный склон Заилийского Алатау Б) Джунгарское Алатау

4. Что в переводе с китайского означает Тянь-Шань?

А) Пёстрые горы Б) Высокие горы В) Небесные горы

Ответы: 1А, 2Б. 3А, 4В.

Карточка 3.

  1. Чем высокие горы отличаются от низких гор?

А) Вечные снега, ледники; крутые склоны изрезаны глубокими ущельями, растут густые леса.

Б) Нет вечных снегов и ледников, пологие склоны, растут кустарники и травы.

2. Как называют исследователей ледников?

А) спелеологи Б) гляциологи В) геологи

3. Какую площадь на территории Казахстана занимают горы?

А) 10 % Б) 30 % В) 50 %

4. Какой город расположен у подножия Заилийского Алатау?

А) Астана Б) Караганда В) Алматы

Ответы: 1А, 2Б, 3А, 4В.

Карточка 4.

  1. Каким цветом на физической карте обозначены горы?

А) жёлтым Б) тёмно-коричневым В) зелёным

2. Знаменитая Казахстанская горнолыжная база.

А) Чимбулак Б) Медео В) Сарыагаш

3. Что в переводе с казахского означает слово тау?

А) равнина Б) озеро В) гора

4. Раздробление и размельчение горных пород.

А) выветривание Б) перемещение

Ответы: 1Б, 2А, 3В, 4А.

Карточка 5.

  1. Из каких горных пород состоят горы?

А) рыхлые Б) твёрдые

2. Самая высшая точка Алтая.

А) Гора Белуха (Актау) Б) Заилийское Алатау

3. Как переводится с казахского Заилийское Алатау?

А) Небесные горы Б) Высокие горы В) Пёстрые горы

4. Каким цветом на физической карте обозначены вершины гор, покрытые вечными снегами?

А) жёлтым Б) бело-голубым В) зелёным

Ответы: 1Б, 2А, 3В, 4Б.

Приложение № 2.

Биологический код животного.


Название

Описание

Место

обитания

Питание


Архар
1

грациозный

сильный

ловкий

5

в нишах скал

вблизи человеческого жилья

9

трава

семена
13



Стервятник

2

стройный

на высоких ногах

рога в виде спирали

6

подножия гор

расщелины скал
10

горные козлы

зайцы

сурки

14


Снежный

барс

3


крупный

серое оперение

7


на высокогорных

пастбищах
11

отбросы

павшие животные
15



Улар

4

белое оперение

с чёрной полосой

по концам крыльев

8

в высокогорьях

у границ вечных

снегов

12

травянистые растения
16


Улар – 4, 7, 10, 13.

Стервятник – 2, 8, 9, 15.

Снежный барс – 3, 5, 12, 14.

Архар – 1, 6, 11, 16.


Приложение № 3.

Кроссворд.

  1. Символ независимости Казахстана (ирбис).

  2. Эта горная индейка летает только сверху - вниз. Вверх по горе обязательно идёт пешком, причём может даже быстро бежать (улар).

  3. Близкий родственник совы (филин).

  4. Крупный горный баран (архар).

  5. Из древесины какого хвойного дерева делают такой музыкальный инструмент, как пианино? (сосна)

  6. Одно из самых распространённых хвойных деревьев Казахстанского Алтая, очень тенелюбивое. Играет важную роль в закреплении горных склонов (пихта).

Кроссворд





3










Ф

6

2

И

5

П

1

У

Л

С

И

И

Л

И

4

О

Х

Р

А

Н

А

С

Т

Б

Р




Р

Н

А

И




Х

А




С

А




Р


Приложение № 4.

Правила поведения в природе.

Дополнительная информация.

  1. Растение – живое существо. Ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растений, на свету в них образуются необходимые растению питательные вещества. Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

  2. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Какой вред могут нанести природе люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку! Ведь от красоты луга не останется и следа!

  3. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных. Условия неволи не могут заменить им природной среды. Лучшим домом для диких животных служит лес, луг, водоём. В доме можно содержать лишь тех животных, которые появились на свет в неволе.

  4. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.

  5. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнёзда шмелей, птиц.

  6. Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально обезображивает лицо природы. В замусоренном лесу увеличивается риск возникновения пожара.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Охрана животных и растений гор» iconКраткое содержание проекта Охрана редких видов растений и животных...
Охрана редких видов растений и животных важная задача государства. Проект «Красная книга» поможет учащимся 7-8 классов сформировать...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТема: «Значение растений в жизни человека. Охрана растений»
Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник кощея
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconУрока в 3 классе Учитель: Верхотурцева А. Ш. Тема урока: Охрана растений...
Ознакомить детей со структурой Красной книги, растениями и животными, которые в неё внесены
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТема. Современная система растений и животных как отображение эволюции
Задачи урока. Систематизировать знания об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития науки; развивать...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТехнологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока
Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconУрок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи
Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconВлага, основные приспособительные реакции растений и животных
Вода с растворенными в ней веществами обусловливает осмотическое давление клеточных и тканевых жидкостей, включая и межклеточный...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТема: «Красная книга России. Правила поведения на природе».(третий...
Цель: Познакомить с названиями растений и животных Красной книги, правилами поведения на природе
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТемы вашего учебного проекта
В современном понимании селекция это наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных, сортов культурных растений...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconПрограмма элективного курса для 11 класса (34 часа, 3 модуля)
Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТема: Сложение векторов
Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconТема: Вычитание векторов
Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии...
Тема: «Охрана животных и растений гор» iconПрограмма рассчитана на 5 лет обучения
В процессе освоения программы изучается целостная картина жизни растений и животных, взаимосвязь окружающих условий среды со строением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск