Скачать 116.33 Kb.
|
МОУ Пычасская СОШ Можгинский район УР Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке ОБЖ Подготовила: преподаватель- организатор ОБЖ МОУ Пычасская СОШ Волкова Галина Александровна 2009 год В нашей стране проблема здоровья детей одна из наиболее актуальных. Она непосредственно касается системы образования. Около 60% детей приходят в класс. С функциональными нарушениями, 21,4% - с отставанием биологического возраста от паспортного на 2 года, 45% нейропсихологически и физически не готовы к обучению, усвоению учебной программы Низкий уровень здоровья детей, приходящих в школу, неблагоприятно сказывается на их адаптации к школьным нагрузкам, служит причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Лишь 58,6 - 14,2% школьников можно отнести к первой группе здоровья (практически здоровые), 37,1 - 49,0% - ко второй (группа риска), 40,4 - 48,0% - к третьей (с функциональными нарушениями), 0,3 22% - к четвертой (с хронической патологией). 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не занимаются физкультурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) пробовали наркотики. В итоге темпы роста смертности подростков сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65 -70 лет. За период учебы в школе число здоровых детей сокращается в 4 - 5 раз, лишь 6 -8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны. Вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации ныне отмечается децелерация (процесс, обратный акселерации - замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма). Количество низкорослых в молодом поколении выросло в 20 раз. Катастрофические показатели здоровья молодого поколения самым неблагоприятным образом сказываются на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Цифры свидетельствуют о снижении готовности юношей к выполнению воинского долга. За последние 10 лет хроническая заболеваемость призывников возросла на 49%, показатель готовности к военной службе составляет 66,5%, в 2 раза увеличилось число получивших отсрочку от призыва в армию по медицинским показаниям. Данный обзор состояния здоровья детского населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Резервы жизнедеятельности, жизнеспособности человека формируются в результате воспитания, это означает, что здоровье - категория педагогическая. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 705 времени его бодрствования. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие. Формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Следовательно, основная причина всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических и пр.) - изъяны системы воспитания детей в семье и школе. Вот поэтому сегодня в школах так актуальны пропаганда ЗОЖ и внедрение здоровьсберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технолoгии привносят специфику собственного функционирования. Взаимосвязь технологий образования и здоровья служит фундаментальным постулатом развертывания в системе образования технологий развития личности, отражает существо принципа природосообразности и безвредности при организации образовательной практики. В связи с этим можно утверждать: любая технология обучения, следующая психофизиологическим возрастным особенностям учащихся и опирающаяся на них, является здоровьсберегающей Применение в педагогическом процесс е здоровьесберегающих технологий, научит детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилит мотивацию учения, привьет принципы здорового образа жизни. Выявлены компоненты современного урока с здоровьесберегающей направленностью:
Гигиенические показатели, характеризующие урок: 1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д. 2) Число видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Решение примеров, задач и др. Норма - 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, Как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. 3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7 - 10 минут. 4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.Д. Норма - не менее трех.
7) Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место. Содержание и продолжительность. Норма – на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3 х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения. 9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д. 10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации. 11) Психологический климат на уроке. 12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: юмористических картинок, поговорок, афоризмов стихотворений, музыкальных минуток и т. п. 13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25 - 30 минут в 1 - м классе; 35 - 40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения 14) Темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может про комментировать задание на дом. Попрощаться учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене ). В числе учителей-предметников педагог - организатор ОБЖ занимает в вопросах формирования 30Ж особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «30Ж», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний. В педагогике используются различные методы обучения – рассказ, лекция, семинар и др., но на уроках ОБЖ они недостаточно эффективны, если педагогический процесс не подразумевает освоение учащимися конкретных действий для достижения личной и общественной безопасности защиты от ЧС. Учебное действие определенной единицей деятельности , минимальной по объему и содержанию, отражая конкретное свойство целостной деятельности. Предмет ОБЖ отличается набором типичных учебных действий. В их числе - медицинские, психологические, действия при тушении пожара и др.Методы обучения на уроке ОБЖ по своей специфике нетрадиционны, нестандартны и требуют условий для их осуществления. Одно из таких условий – организация учебной ситуации, в которой можно закрепить полученные знания на практике. Методы обучения на уроках ОБЖ представляют собой сочетание разных видов действий – физиологических, психологических, нравственных – с учетом возрастных особенностей учащихся. Если рассматривать урок ОБЖ в 1 – 4-х классах как краткий сюжет жизни, в котором люди исполняют какие-то роли и действия, то методом обучения будет сюжетно- ролевая игра, в которой каждый ребенок выполняет практически конкретное учебное действие. В 5 - 8 классах легче воспринимаются сюжетно- ролевые действия с определением обязанностей, распределением места и времени. Для 9-11 классов это организация производственной деятельности, отражающей все взрослые отношения – социальное, психологические, производственно- бытовые. Таким образом, организованная сюжетно- ролевая деятельность учащихся – самое эффективное условие приобретения знаний, их усвоение на практике. Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностью привело к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Это понятие шире традиционного представления об уроке, обладает двумя аспектами. Один отражает учебное занятие как организационную форму обучения, второй – с позиций временной протяженности процесса обучения, способного отразить все его особенности. Формами занятий могут быть: - сдвоенные уроки; - блочное построение; - спаренные уроки ОБЖ и физической культуры; - уроки-экскурсии; - полевые учения. Типовая схема учебного занятия включает следующие основные элементы (этапы): - проверка итогов предыдущей работы; - презентация нового материала; - практика под руководством учителя; - самостоятельная (независимая) деятельность школьников; - самоконтроль и самооценка результатов работы; - подведение итогов занятия; - информация о домашнем задании; - специальное повторение; - контроль знаний учащихся. Утомление - функциональное состояние организма или отдельного его органа, характеризующее временным снижением работоспособности под влиянием физической, психической или умственной нагрузки. У учащихся преимущественно проявляется три вида утомления: - умственное; - кишечное; - утомление глаз. Внешние признаки утомления: - двигательное беспокойство; - ослабление внимания; - появление чувства усталости; - головокружение; - боль в глазах; - мышечные боли в спине. У человека два полушария головного мозга. Думать можно одним из них, но все же лучше двумя. Как только одна из «мыслительных сфер» начинает лениться и «сваливает» всю работу на свою помощницу, с нами начинают твориться разные неприятные вещи: мы становимся невнимательными, рассеянными, страдаем от повышенной возбудимости, хватаемся за несколько дел сразу и ни одно не доводим до конца. В левом и правом полушарии есть участки, решающие одинаковые задачи. Если же каналы «общения» перекрываются, у нас возникает ощущение дискомфорта, учащается сердцебиение, появляется чувство тревоги. В кровь поступает избыточное количество адреналина, наступает стресс. Существуют простые, позволяющие снять стресс, улучшить внимание и наладить контакт обоих полушарий мозга упражнения (тренинги). Система разработана американскими учеными супругами Полом Гейл Деннисон более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов и на сегодняшний день является наиболее щадящей психотерапевтической техникой. Упражнения. 1: Позитивные точки. Упражнение снимает эмоциональный накал, дает разрядку. Тремя пальцами каждой руки легко коснитесь точек на лбу над бровями. Посидите в этой позе 40 сек. 2. Все наоборот. Меняйте время от времени руки. Когда что-нибудь делаете. Например, причесываетесь не правой, а левой рукой (или наоборот). Размешивайте сахар не в привычную для нас сторону, а в противоположную. Иногда пытайтесь писать левой рукой. 3. Перекрестные шаги. Это обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. Но каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть энергичными. Тренировка улучшит координацию движений и заставит работать заблокированные участки мозга. 4. Ленивые восьмерки. Упражнение нужно делать медленно, плавно. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтальную восьмерку (как знак бесконечности). Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Тоже самое повторите большим пальцем левой руки. 5. Восьмерки. Замок. Руки сцеплены в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрытие. Сосредоточившись на центре перекрытия нарисовать восьмерку двумя руками (три раза). Дискомфорт испытывают уставшие переутомленные глаза. Упражнение снимает усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине. 6.Горизонтальные восьмерки. Руки сцеплены в замок, большие пальцы смотрят вверх. Взгляд сосредотачиваем на больших пальцах. Рисуем лежачие восьмерки двумя руками. Голова в это время отводится в другую сторону. Упражнение выполняем три раза. 7. Вертикальные восьмерки Руки сцеплены в замок. Рисуем восьмерки двумя руками. Прорисовывая верх восьмерки руки поднимаем высоко над головой, низ восьмерки прорисовываем нагибаясь. Упражнение выполняем три раза. 8. Восьмерки локтями. Руки сцеплены в замок, согнуты в локтях. Замок из ладоней лежит на плече. Рисуем горизонтальную восьмерку три раза. Затем меняем плечо. 9. Кнопки мозга. Упражнение подготовит к напряженной работе. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Помассируйте их большими и средним пальцами 30 - 40 сек. Потом поменяйте руки. 10. Рисунки Рисуем левой и правой рукой одновременно. Одна рука рисует треугольник, другая круг. |
«Инновационные формы работы на уроке музыки. Здоровьесберегающие технологии» Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т е разработка мер по здоровьесбережению,... | Конспект урока Актуальность использования приемов здоровьесберегающих... Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностное ууд) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок по физической культуре для учащихся 5 класса цель: приобщение... Направление: использование здоровьесберегающих технологий в личностно-ориентированном уроке физической культуры | ||
Конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих... План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12 | ||
Программа проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих... «Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников» | Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка У каждого урока должна быть своя «изюминка», они не должны быть похожи на другие. Чтобы предотвратить переутомление школьников на... | ||
Цель проведения ... | Учебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу).... Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Апреля 2013г в школе учитель обж дворов В. Н. провел Всероссийский открытый урок по обж. На открытом уроке присутствовал сотрудник... | Тема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке Поэтому считаем целесообразным, чтобы все участники с одного класса проходили тестирование в одно и то же время, например, в компьютерном... | ||
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них обучение диафрагмально-релаксационному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом,... | ||
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы | Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на... Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий... |