Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж





Скачать 116.33 Kb.
НазваниеДоклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж
Дата публикации17.03.2015
Размер116.33 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Биология > Доклад
МОУ Пычасская СОШ

Можгинский район УР

Доклад
Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке ОБЖ
Подготовила: преподаватель-

организатор ОБЖ

МОУ Пычасская СОШ

Волкова Галина Александровна


2009 год

В нашей стране проблема здоровья детей одна из наиболее актуальных. Она непосредственно касается системы образования. Около 60% детей приходят в класс. С функциональными нарушениями, 21,4% - с отставанием биологического возраста от паспортного на 2 года, 45% нейропсихологически и физически не готовы к обучению, усвоению учебной программы Низкий уровень здоровья детей, приходящих в школу, неблагоприятно сказывается на их адаптации к школьным нагрузкам, служит причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Лишь 58,6 - 14,2% школьников можно отнести к первой группе здоровья (практически здоровые), 37,1 - 49,0% - ко второй (группа риска), 40,4 - 48,0% - к третьей (с функциональными нарушениями), 0,3 22% - к четвертой (с хронической патологией).

40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не занимаются физкультурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) пробовали наркотики.

В итоге темпы роста смертности подростков сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65 -70 лет.

За период учебы в школе число здоровых детей сокращается в 4 - 5 раз, лишь 6 -8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны. Вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации ныне отмечается децелерация (процесс, обратный акселерации - замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма). Количество низкорослых в молодом поколении выросло в 20 раз.

Катастрофические показатели здоровья молодого поколения самым неблагоприятным образом сказываются на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Цифры свидетельствуют о снижении готовности юношей к выполнению воинского долга. За последние 10 лет хроническая заболеваемость призывников возросла на 49%, показатель готовности к военной службе составляет 66,5%, в 2 раза увеличилось число получивших отсрочку от призыва в армию по медицинским показаниям.

Данный обзор состояния здоровья детского населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни.

Резервы жизнедеятельности, жизнеспособности человека формируются в результате воспитания, это означает, что здоровье - категория педагогическая. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 705 времени его бодрствования. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие. Формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Следовательно, основная причина всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических и пр.) - изъяны системы воспитания детей в семье и школе.

Вот поэтому сегодня в школах так актуальны пропаганда ЗОЖ и внедрение здоровьсберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технолoгии привносят специфику собственного функционирования. Взаимосвязь технологий образования и здоровья служит фундаментальным постулатом развертывания в системе образования технологий развития личности, отражает существо принципа природосообразности и безвредности при организации образовательной практики. В связи с этим можно утверждать: любая технология обучения, следующая психофизиологическим возрастным особенностям учащихся и опирающаяся на них, является здоровьсберегающей

Применение в педагогическом процесс е здоровьесберегающих технологий, научит детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилит мотивацию учения, привьет принципы здорового образа жизни.

Выявлены компоненты современного урока с здоровьесберегающей направленностью:

  • Личностная ориентированность;

  • Психологическая и физическая безопасность;

  • Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;

  • Направленность на формирование здорового образа жизни.

Гигиенические показатели, характеризующие урок:

1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

2) Число видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Решение примеров, задач и др. Норма - 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, Как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7 - 10 минут.

4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.Д. Норма - не менее трех.

  1. Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.

  2. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта. Эмоций. Общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7) Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место. Содержание и продолжительность. Норма – на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3 х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.

9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.

10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

11) Психологический климат на уроке.

12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: юмористических картинок, поговорок, афоризмов стихотворений, музыкальных минуток и т. п.

13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25 - 30 минут в 1 - м классе; 35 - 40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения

14) Темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может про комментировать задание на дом. Попрощаться учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене ).

В числе учителей-предметников педагог - организатор ОБЖ занимает в вопросах формирования 30Ж особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «30Ж», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

В педагогике используются различные методы обучения – рассказ, лекция, семинар и др., но на уроках ОБЖ они недостаточно эффективны, если педагогический процесс не подразумевает освоение учащимися конкретных действий для достижения личной и общественной безопасности защиты от ЧС. Учебное действие определенной единицей деятельности , минимальной по объему и содержанию, отражая конкретное свойство целостной деятельности. Предмет ОБЖ отличается набором типичных учебных действий. В их числе - медицинские, психологические, действия при тушении пожара и др.Методы обучения на уроке ОБЖ по своей специфике нетрадиционны, нестандартны и требуют условий для их осуществления. Одно из таких условий – организация учебной ситуации, в которой можно закрепить полученные знания на практике.

Методы обучения на уроках ОБЖ представляют собой сочетание разных видов действий – физиологических, психологических, нравственных – с учетом возрастных особенностей учащихся.

Если рассматривать урок ОБЖ в 1 – 4-х классах как краткий сюжет жизни, в котором люди исполняют какие-то роли и действия, то методом обучения будет сюжетно- ролевая игра, в которой каждый ребенок выполняет практически конкретное учебное действие. В 5 - 8 классах легче воспринимаются сюжетно- ролевые действия с определением обязанностей, распределением места и времени. Для 9-11 классов это организация производственной деятельности, отражающей все взрослые отношения – социальное, психологические, производственно- бытовые.

Таким образом, организованная сюжетно- ролевая деятельность учащихся – самое эффективное условие приобретения знаний, их усвоение на практике.

Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностью привело к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Это понятие шире традиционного представления об уроке, обладает двумя аспектами. Один отражает учебное занятие как организационную форму обучения, второй – с позиций временной протяженности процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Формами занятий могут быть:

- сдвоенные уроки;

- блочное построение;

- спаренные уроки ОБЖ и физической культуры;

- уроки-экскурсии;

- полевые учения.

Типовая схема учебного занятия включает следующие основные элементы (этапы):

- проверка итогов предыдущей работы;

- презентация нового материала;

- практика под руководством учителя;

- самостоятельная (независимая) деятельность школьников;

- самоконтроль и самооценка результатов работы;

- подведение итогов занятия;

- информация о домашнем задании;

- специальное повторение;

- контроль знаний учащихся.
Утомление - функциональное состояние организма или отдельного его органа, характеризующее временным снижением работоспособности под влиянием физической, психической или умственной нагрузки.

У учащихся преимущественно проявляется три вида утомления: - умственное;

- кишечное;

- утомление глаз.

Внешние признаки утомления: - двигательное беспокойство;

- ослабление внимания;

- появление чувства усталости;

- головокружение;

- боль в глазах;

- мышечные боли в спине.

У человека два полушария головного мозга. Думать можно одним из них, но все же лучше двумя. Как только одна из «мыслительных сфер» начинает лениться и «сваливает» всю работу на свою помощницу, с нами начинают твориться разные неприятные вещи: мы становимся невнимательными, рассеянными, страдаем от повышенной возбудимости, хватаемся за несколько дел сразу и ни одно не доводим до конца.

В левом и правом полушарии есть участки, решающие одинаковые задачи.

Если же каналы «общения» перекрываются, у нас возникает ощущение дискомфорта, учащается сердцебиение, появляется чувство тревоги. В кровь поступает избыточное количество адреналина, наступает стресс.

Существуют простые, позволяющие снять стресс, улучшить внимание и наладить контакт обоих полушарий мозга упражнения (тренинги).

Система разработана американскими учеными супругами Полом Гейл Деннисон более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов и на сегодняшний день является наиболее щадящей психотерапевтической техникой.

Упражнения.

1: Позитивные точки.

Упражнение снимает эмоциональный накал, дает разрядку.

Тремя пальцами каждой руки легко коснитесь точек на лбу над бровями. Посидите в этой позе 40 сек.

2. Все наоборот.

Меняйте время от времени руки. Когда что-нибудь делаете. Например, причесываетесь не правой, а левой рукой (или наоборот). Размешивайте сахар не в привычную для нас сторону, а в противоположную. Иногда пытайтесь писать левой рукой.

3. Перекрестные шаги.

Это обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. Но каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть энергичными. Тренировка улучшит координацию движений и заставит работать заблокированные участки мозга.

4. Ленивые восьмерки.

Упражнение нужно делать медленно, плавно. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтальную восьмерку (как знак бесконечности).

Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Тоже самое повторите

большим пальцем левой руки.

5. Восьмерки. Замок.

Руки сцеплены в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрытие.

Сосредоточившись на центре перекрытия нарисовать восьмерку двумя руками (три раза). Дискомфорт испытывают уставшие переутомленные глаза. Упражнение снимает усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине.

6.Горизонтальные восьмерки.

Руки сцеплены в замок, большие пальцы смотрят вверх. Взгляд сосредотачиваем на больших пальцах. Рисуем лежачие восьмерки двумя руками. Голова в это время отводится в другую сторону. Упражнение выполняем три раза.

7. Вертикальные восьмерки

Руки сцеплены в замок. Рисуем восьмерки двумя руками. Прорисовывая верх восьмерки руки поднимаем высоко над головой, низ восьмерки прорисовываем нагибаясь. Упражнение выполняем три раза.

8. Восьмерки локтями.

Руки сцеплены в замок, согнуты в локтях. Замок из ладоней лежит на плече. Рисуем горизонтальную восьмерку три раза. Затем меняем плечо.

9. Кнопки мозга.

Упражнение подготовит к напряженной работе. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Помассируйте их большими и средним пальцами 30 - 40 сек. Потом поменяйте руки.

10. Рисунки

Рисуем левой и правой рукой одновременно. Одна рука рисует треугольник, другая круг.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж icon«Инновационные формы работы на уроке музыки. Здоровьесберегающие технологии»
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т е разработка мер по здоровьесбережению,...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconКонспект урока Актуальность использования приемов здоровьесберегающих...
Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностное ууд)
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconУрок по физической культуре для учащихся 5 класса цель: приобщение...
Направление: использование здоровьесберегающих технологий в личностно-ориентированном уроке физической культуры
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconПрограмма проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих...
«Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconРеализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
У каждого урока должна быть своя «изюминка», они не должны быть похожи на другие. Чтобы предотвратить переутомление школьников на...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconЦель проведения
...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Апреля 2013г в школе учитель обж дворов В. Н. провел Всероссийский открытый урок по обж. На открытом уроке присутствовал сотрудник...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconТема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке
Поэтому считаем целесообразным, чтобы все участники с одного класса проходили тестирование в одно и то же время, например, в компьютерном...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconРусакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95
Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них обучение диафрагмально-релаксационному...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом,...
Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке обж iconРекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на...
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск